А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Щ  Ю  Я


123. Имея непоколебимую веру, Патриарх Иоаким передвинул гору и, выпив смертоносный яд, остался жив

В Египте свирепствовала ужасная чума, этой смертельной язвой были поражены Мисир и его окрестности. Один из еврейских врачей, отъявленный враг христиан, распустил молву, что виной постигшего всех несчастья являются христиане, ибо они, говорил еврей, опускают в воду крест, что и стало причиной болезни. Эта клевета на христиан распространилась всюду и, наконец, стала известна египетскому султану. Хотя султан и был мусульманин, но весьма любил и почитал святого Патриарха Иоакима сколько за его добродетель, столько за мудрость и благоразумие, а потому донесение врагов Креста Христова на христиан оставил без внимания. Окаянный еврей, видя, что не достиг своей цели, выдумал на христиан новую клевету. Верховный визирь был природный еврей. Этого-то царева любимца еврей-врач избрал орудием своей злобы против христиан. Визирь успел довести султана до того, что тот, несмотря на свое уважение к Патриарху, потребовал его в диван (верховное судилище) для личных объяснений в возводимой на христиан клевете. Патриарх явился на суд. Султан сначала вел с ним длинную беседу о вере и, наконец, видя, что он убедительно, с ясными доказательствами оправдал христианскую веру и уничтожил доводы ислама, приказал ему, в оправдание евангельских слов, сдвинуть с места гору, что по соседству с Мисиром. Святейший Патриарх не поколебался в духе веры. Испросив несколько дней для молитвы, он с верными христианами постом, бдением и молитвой умилостивлял Господа и просил, да не посрамит их на виду неверных и да не похулится ими святое имя Его. В назначенное время, при стечении множества народа, Патриарх во имя Христово сказал горе, чтоб она сдвинулась со своего места и перешла на другое: гора сотряслась в основании и оставила свое место. Остановленная, наконец, тем же именем Христовым, она и поныне называется по-турецки Дур-даго, что значит «встань-гора». Это чудо поразило нечестивых. Не зная, чем поколебать силу Христовой веры, враги ее приготовили смертоносный яд и убедили царя, чтобы он повелел Патриарху выпить его, ибо Христос, говорили они, сказал в Евангелии: «Если что смертоносное выпьют, не повредит им.» (Мк. 16, 18). Султан и это принял и приказал подать Патриарху яд. Полный веры в силу Креста Христова, Патриарх осенил смертную чашу крестом и выпил. Напрасно ожидали, что он тотчас умрет: Патриарх остался совершенно невредим. После этого, ополоснув стакан водой, он попросил, чтобы эту воду выпил еврей. Отказаться было нельзя, потому что сам султан того требовал. Итак, еврей выпил воду и в то же мгновение умер. Пораженный такими чудесами, султан приказал обезглавить визиря, а на прочих евреев наложил пеню, чтобы на эти средства были сделаны водопроводы из Нила к Мисиру, а святого Патриарха превознес почестями [1]. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 54.)


[1] Об этом событии упоминает русский путешественник Трифон Коробейников, бывший на Востоке в 1583 году. См: Хождение купца Трифона Коробейникова по святым местам Востока. СПб., 1841. С. 44–48.


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Щ  Ю  Я