Праведный Симеон, Верхотурский чудотворец

В верховьях реки Туры, в 50ти верстах от большого торгового города Верхотурья, в селе Меркушино подвизался в молитве и посте большой труженик, один из великих подвижников земли Сибирской, — святой праведный Симеон, Верхотурский чудотворец [1].

Родился он в начале XVII века [2] в европейской части России, в семье благочестивых дворян, которые сумели воспитать своего сына в чистоте и целомудрии. «Из млада напоен быв водами благочестия», праведный Симеон «израстил добродетелей плоды благоприятны Богу» [3]. На заре юности он оставил почести, богатство, знатность и удалился за Урал, в Сибирь, «идеже пресельник быв земли отеческия и подобник явился праотцу Аврааму» [4] .

Праведный Симеон переселился в село Меркушино, но постоянного пристанища там не имел, а жил странником. Посещая окрестные селения, он не чуждался иноверцеввогулов, коренных насельников этого края. К ним он принес спасительное благовестие о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном. Его простые проповеди, подкрепляемые благодатию Божией, пробуждали в сердцах вогулов стремление к чистой и добродетельной жизни. Его с большой радостью принимали во всех поселениях. В девственной тайге святой предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную премудрость «Сотворившего вся».

Вместе с молитвой праведный Симеон прививал поселянам любовь к труду, имеющему большое значение в деле спасения души. «Подвиги и труды избрал еси, имиже достигл еси безстрастного жития» [5], — поет Святая Церковь. Руки праведного никогда не были праздными. Зимой он занимался шитьем шуб, а летом в 10ти верстах от Меркушина удил рыбу и таким образом кормился сам и помогал другим.

Основным его занятием было шитье шуб. Он обходил окрестные села и работал в домах крестьян. Чтобы избежать похвалы за труд, праведный стал юродствовать Христа ради. Часто, когда работа была уже почти закончена, святой тайно уходил из дома, оставляя недошитой какуюлибо часть одежды, за что терпел поношение, но, по своему обычаю, терпеливо переносил все нарекания, славя и благодаря Господа. Лишь позднее люди поняли, что праведный поступает так для их научения смирению, кротости и терпению.

Праведный Симеон любил часто бывать в храме святого Архангела Михаила в селе Меркушино, где усердно молился о тех, кто поносил его, а также о тех, кто принимал странников, и особенно — об успешном сеянии Евангельского слова на Сибирской земле — устроении там Церкви Христовой. Эту молитву он нередко соединял с другим подвигом — столпничеством, коленопреклоненным стоянием на камне в дремучей тайге.

С нищетой телесной, являя нищету духовную, праведный Симеон всю жизнь провел в крайнем воздержании и целомудрии — «Бесплотных жительству подражая, яко Небесный человек был еси на земле» [6].

По преданию, кончина праведного наступила среди великих подвигов поста и молитвы, о чем свидетельствовал впоследствии митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий.

«Святой праведный Симеон Меркушинский, новый чудотворец, преставися в лето 7150 (1642)», — читаем мы в рукописных святцах. Тело его было погребено у храма Архистратига Божия Михаила.

Блаженный Симеон так скрыл от внешнего взора свои подвиги, что вскоре, через пятьдесят лет, стал как бы забыт среди жителей Меркушина и окрестных селений. Забылось даже имя праведника, погребенного у приходской церкви.

Но Промысл Божий не судил, чтобы человек праведной жизни по смерти своей был предан забвению, ибо «праведник яко финикс процветет».

В 1692 году гроб праведника, к великому удивлению меркушинцев, появился на поверхности земли. Сквозь щели гроба были видны останки святого. Благодатная помощь, которую получали меркушинцы у нетленного сокровища, убеждала в том, что муж сей был возлюблен Господом как угодник Его [7].

Еще до прославления святого из множества примеров его благодатной помощи до нас дошли три, как видно, наиболее характерные.

Воевода Антоний Савелов в 1692 году ехал на службу в Нерчинск. Тяжело больной слуга его Григорий, которого он взял с собой в дорогу, не мог ни ходить, ни делать что-либо руками. Проезжая через Верхотурье, он услышал от местных жителей, что у гроба новоявленного чудотворца получают исцеление. С верой уповая на Бога, Григорий попросил отслужить молебен святому Архангелу Михаилу и панихиду при гробе святого, «имя егоже Господь весть». Затем он взял немного земли из могилы, обтер ею свое тело и тотчас почувствовал себя здоровым. С радостью он стал прославлять Господа, дивного во святых Своих угодниках.

Услышав об этом чуде, с глубокой верой обратились к новому предстателю с молитвой дочь и слуга сибирского воеводы Андрея Нарышкина, у которых была страшная глазная болезнь, и они также стали здравы.

Слух о явлении мощей скоро достиг главного епархиального и губернского города — Тобольска [8].

Тобольские святители, заботясь о чистоте православной веры, часто совершали объезды своей епархии или же поручали это кому-либо из своих помощников. В 1693 году в Меркушино прибыл клирик Сибирского архиерея, по имени Матфей, чтобы на месте убедиться в достоверности слухов о чудесах благодатной помощи у гроба праведного Симеона. Убедившись в этом, посланец тотчас доложил своему Владыке. Кроме того, он повелел священнику той церкви Иоанну и церковному старосте с прихожанами поставить небольшой сруб, или «голбчик» над выходящим из земли гробом.

Вскоре, в 1694 году, при гробе с мощами произошел такой случай.

Пушкарь Иван Григорьев, живший в Верхотурье, пришел в крайнее расслабление и уже не надеялся на выздоровление. Но вот во сне он услышал голос: «Иоанн, иди в село Меркушино, вели священнику той церкви отпеть молебен святому Архангелу Божию Михаилу, а у выходящего гроба — совершить панихиду и будешь здоров». Иоанн послал своего сына Стефана в Меркушино, и там совершили все, что было ведено ему во сне. Когда совершались молебные пения, расслабленный чувствовал себя гораздо лучше. Его дочь, лицо которой начинало покрываться неизлечимыми струпьями, также получила исцеление.

В том же году слуга воеводы Иоанна Циклера Петр, который служил объездчиком лошадей, упал с коня и раздробил ногу. После молебна Архангелу Михаилу и панихиды над гробом праведного Симеона болящий обтер ногу землей с его могилы и тотчас встал.

18 декабря 1694 года было произведено первое освидетельствование мощей праведного. По указанию митрополита Тобольского и Сибирского Игнатия, его совершили игумен Далматовского монастыря Исаак, Тобольский иерей Иоанн, другой иерей Иоасаф, диакон Петр и иеродиакон Василид. В тот же день сам митрополит отслужил литургию в селе Караульном, в 7-ми верстах от Меркушина, и прибыл на место явления гроба, чтобы своими глазами увидеть чудотворные мощи. В селе Преосвященный Игнатий расспросил игумена Исаака о святых мощах и был весьма озадачен его рассказом. Но Господь положил предел его колебаниям. Неожиданно у архипастыря заболел левый глаз. Митрополит понял, что болезнь постигла его за то, что он сам не захотел освидетельствовать мощи. Тогда он воззвал к Богу и Его святому угоднику, прося прощения за свое неверие и обещая принести праведнику должное поклонение. Боль в глазу утихла, и архиерей со всеми бывшими в селе священнослужителями отправился к месту явления. Открыв гроб, Преосвященный Игнатий увидел нетленные мощи — кости были плотно покрыты плотию, одежда же вся обратилась в прах. Тогда исполненный благоговения митрополит провозгласил: «Свидетельствую и я, что воистинну это мощи праведного и добродетельного человека во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры православной!»

Затем, митрополит Игнатий приказал снова закрыть гроб и наказал всему собравшемуся народу молиться Господу, дабы Он открыл имя сего праведника.

Отъехав 10 верст от Меркушина, Преосвященный задремал и внезапно в видении увидел множество народа, вопрошающего об имени праведного, и услышал голос: «Симеоном зовут его». Затем будто кто-то повторил: «Симеоном звать его». И в третий раз кто-то назвал праведника уменьшительно-ласкательным именем, как называют родители своих детей.

Обрадованный митрополит тут же проснулся и понял, что видение было послано ему свыше. Приехав в Верхотурский Николаевский монастырь, митрополит Игнатий рассказал обо всем архимандритам Сергию, Александру и игумену Далматовскому Исааку. Все они возблагодарили Господа Бога за эту великую милость. С того времени митрополит Тобольский повелел именовать новоявленного угодника Божиего праведным Симеоном.

Особого видения удостоились также иеродиакон Василид и меркушинский священник Иоанн, которым также было открыто имя святого.

По освящении соборного храма в Верхотурье 27 декабря 1694 года митрополит Игнатий отправился в Тобольск. На пути он заехал вновь в Меркушино, где еще раз освидетельствовал мощи праведного Симеона и с благоговением лобызал их. Преосвященный возложил на гроб святого шелковую пелену и распорядился сообщать ему все, что станет известно о жизни и благодатных дарованиях праведного Симеона. Впоследствии на основании виденного и слышанного он составил первое описание жизни и чудес святого, а также акафист ему.

В те же годы было замечено, насколько чиста вера в Верхотурском крае. Хотя в округе было очень много раскольников, в Верхотурье и его окрестностях после кончины праведного Симеона их совсем не осталось — они либо вернулись в лоно Матери-Церкви, либо выехали из того края.

Жители Верхотурья ходатайствовали перед митрополитом Тобольским о разрешении перенести святые мощи из Меркушина в город Верхотурье в Николаевский монастырь [9]. Митрополит Филофей (Лещинский), бывший в то время архипастырем Сибирской земли, дал свое благословение на это и сам принял участие в перенесении мощей. Деяние это было совершено 12 сентября 1704 года. Святой праведный Симеон был положен в храме святителя Николая у правого клироса [10].

В 1716 году в монастыре произошел сильный пожар, который нанес значительный ущерб хозяйству. Церковь святителя Николая сгорела дотла. Деревянная же рака с мощами святого праведного Симеона осталась невредима. Она была поставлена в Благовещенский придел Преображенского храма, а затем, в 1838 году, после постройки нового Николаевского храма, была перенесена на прежнее место. В 1863 году придел праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы был переименован во имя святого праведного Симеона Верхотурского, а надвратную церковь освятили во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

В 1886 году жители города Екатеринбурга, духовного центра епархии, по благословению епископа Екатеринбургского и Ирбитского Нафанаила, решили организовать Братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца [11].

Одной из задач Братства стала забота о духовном просвещении Сибирского края, создание церковноприходских школ. По постановлению Совета Братства от 21 марта 1901 года был создан «миссионерский фонд» [12], который служил для помощи обездоленным, а также вернувшимся из раскола и сектантства в лоно Церкви Христовой и оказавшимся в трудном материальном положении.

В 1909 году Святейший Синод разрешил, согласно прошению братии Верхотурского монастыря, торжественное празднование в честь перенесения мощей праведного Симеона из села Меркушина 14* [13]. В Верхотурье святой праведный Симеон явил новую помощь всем страждущим, с верой, благоговением и любовью к нему притекающим. Слава о кротком подвижнике росла с годами по всей Сибири, когда, наконец, вылилась в общее торжество Русской Церкви в дни его памяти 12 сентября и 18 декабря. Многое из того, что стало известно о благодатной помощи святого, было проверено в 1904 году особой комиссией и описано в изданной Верхотурским монастырем в книге «Подробное сказание о жизни и чудесах святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, и о чествовании святых мощей его».

И ныне Русская Церковь хранит память о праведном Симеоне, восхваляя дивного угодника Божия, смиренно предстательствующего пред Творцом Неба и земли о спасении душ наших.

В. ВЕРЯСОВ


[1] Павловский С. Святой праведный Симеон, Верхотурский чудотворец, его жизнь и чудеса с 1896 года по настоящее время. — «Екатеринбургские епархиальные ведомости», 1904, № 17, с. 423–461.

Краткое сказание о святом праведном Симеоне, Верхотурcком чудотворце. Сост. протоиерей Г. О-в. Извлечено из «Подробного сказания о жизни и чудесах праведного Симеона, Верхотурского чудотворца». Киев, 1879. Изд. 2-е. Екатеринбург, 1892. 40 с.

[2] Жития святых. Кн. доп. 1. М., 1908, с. 80. По некоторым данным, праведный Симеон родился в конце XVI века. См.: «Екатеринбургские епархиальные ведомости», 1904, № 17, с. 428.

[3] Служба святому праведному Симеону, песнь 3-я канона, тропарь 4й. Минея-сентябрь. М., 1978, с. 331.

[4] Там же, песнь 1-я канона, тропарь 2-й.

[5] Там же, стихира 1-я, на «Господи, воззвах» на великой вечерне.

[6] Там же, стихира 3-я.

[7] Там же, стихира на литии.

[8] В 1620 году была учреждена Сибирская епархия; Сибирский митрополит имел кафедру в Тобольске. До 1800 года Верхотурье входило в эту епархию, а после перешло в Екатеринбургскую и Ирбитскую епархию.

[9] Верхотурский Николаевский монастырь основан в 1604 году иноком Ионой Пошехонцем, В монастыре хранились собственноручные записи митрополита Игнатия об открытии мощей праведного Симеона. — См.: Православная Богословская Энциклопедия, СПб., 1904, т. V, с. 353; Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908, с, 660; «Екатеринбургские епархиальные ведомости», 1893, № 7, 12–13; 1894, № 17–18, 22; 1895, № 1–5; 1897, № 22; 1898, № 2, 4, 7; «Церковные ведомости», 1904, № 35, с. 24–25.

[10] Сибирская летопись, 1865 г., июль. В сказании о праведном Симеоне ошибочно сказано, что мощи были перенесены в Покровскую церковь. Она в то время не существовала, а была построена лишь после пожара 1716 года.

[11] «Екатеринбургские епархиальные ведомости», 1886, № 48, с. 1090.

[12] Там же, 1901, №12, с. 218.

[13] Указ Святейшего Синода от 2 мая 1909 года, № 6128. — «Екатеринбургские епархиальные ведомости», 1909, № 25.