ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО [1]

произнесенное аввой Александром [2], архиепископом Александрийским, о святом Петре, девственнике и архиепископе того же города, который был замучен за имя Господа нашего Иисуса Христа. Похвальное слово было произнесено в часовне святого в западной части города в то время, когда праздновали день его славной памяти, каковой есть двадцать девятый день месяца Атора [3] . Да пребудем в мире Господнем. Аминь.

В то время, как твоя славная память ныне осеняет нас, о мой святой отец, девственник, архиепископ и мученик Христов, святой авва Петр, ее блистательные лучи просвещают нам разум и вдохновляют его на произнесение тебе слов хвалы. Ведаю нищету моего разума и немощность моего языка; посему, приступая к безграничному океану твоей славы, страшусь, что не возмогу воздать тебе по заслугам. Но ведаю также, о блаженнейший, что ты примешь наши посильные воздаяния, приносимые от благих желаний, хотя и среди немощи; примешь, по примеру Господа нашего Иисуса Христа, принявшего благосклонно от бедной вдовы два обола (лепты. — Ред.) [4], ибо они составляли все ее достояние. И я не помедлю высказать то, что буду в состоянии сказать или, вернее, — то, что будет мне ниспослано по милости.

О славный праведник, явившийся на свет по обету, подобно Иоанну Крестителю! О ты, который явился как дар Божий, подобно пророку Самуилу, и, подобно же пророку Самуилу, с детства был одарен благодатью пророчества и чудесных откровений! О ты, призванный к первосвященству, подобно священнику Аарону, или, вернее, поставленный выше Аарона, ибо он был священником во образе, ты же был им въяве. О ты, одаренный благодатью исцелений, подобно Петру, первоверховному апостолу, твоему соименнику, от которого ты унаследовал полученную им власть вязать и решить на Небесах! О ты, проповедовавший подобно Павлу, укрепляя, как и он, твоими вселенскими посланиями, сердца верных из стада твоего! О ты, который, подобно Иоанну Богослову, заградил уста еретиков! О ты, который был убиен мечем за Христа, подобно Иакову, святому апостолу! Предавая с^оя сам на смерть за Христа, ты поступил по примеру Спасителя, Который Своей волей предстал перед мучителями иудейскими, сказав им: «Я Тот, Которого вы ищете», — и положил душу за овцы Своя. Ты во всем взял себе в образец Спасителя, полагая душу твою за стадо твое, похищая душу твою, чтобы предать ее мечу за стадо твое. Итак, да дерзаем, дети мои верные, и да возрастим себя отныне в соответствии с этими словами моими и с тем, что мне довелось услышать и увидеть.

Святой, память которого мы празднуем ныне, авва Петр, был рожден, как я уже говорил вам, подобно Иоанну Крестителю, и произошел от святого отца именем Феодосии, который был протопресвитером в Александрии. Что же касается его матери, то она принадлежала к знаменитому роду и именовалась Софией. Оба были праведны и непоколебимо следовали всем заповедям правосудия Божия. Они не имели детей, ибо жена была бесплодна, и оба они вступили в поздний возраст. И надлежит указать, были они, подобно Захарии и Елисавете, верными служителями Божиими. Итак, однажды, когда они совершали святую службу в храме святых апостолов Петра и Павла в день их памяти, каковой есть пятый день месяца Епита [5], блаженнейшая жена встала пред святилищем и предалась молитве, говоря: «Боже Всемогущий, дарующий просимое нами. Ты, услышавший Твою служанку Анну и даровавший ей пророка Самуила, коего в свой черед она даровала Твоему святому храму, — внемли также и моему молению; даруй мне плод и пусть он пребудет Твоим служителем навсегда». После сего она выступила вперед и причастилась Святых Тайн, исполненная страха Божия.

В следующую ночь она видела сон, который рассказала своему супругу. «Я увидела, — сказала она, — перед собой двух людей в одеяниях блистательных, подобных одеяниям отца нашего Патриарха. При виде их я весьма устрашилась. Они сказали мне: «Не бойся, мы — те, на месте которых ты вчера молилась Богу, мы — Петр и Павел. Мы вознесли твои молитвы к Богу, Господь внял им и сжалился над тобою, о жена праведная. Итак, завтра встань рано утром и иди к архиепископу. Пусть он помолится за тебя, и просимое тобою вскоре будет тебе даровано». — И вот я сказала твоей святости, что я видела во сне. Итак, если ты благоволишь к этому, то я пойду к архиепископу и верую, что, если он помолится за меня, то Бог исполнит мольбу мою». Священник ответил ей: «Господь да будет с тобой!»

Итак, она встала рано утром и направилась к вратам Патриархата, откуда отправила к архиепископу иподиакона, сказав ему: «Передай отцу моему архиепископу, что я желала бы облобызать святые ноги его». Иподиакон передал эти слова, и архиепископ повелел ввести ее. Она облобызала святые ноги его. Архиепископ сказал ей: «Что с тобою, дочь моя, и откуда ты?» — Она ответила: «Я жена служителя твоего, Феодосия, священника, хоть и недостойна сего. Господь лишил меня плода чрева моего, по грехам моим. Посему умоляю святыню твою помолиться за служанку твою и верую, что Господь дарует мне плод, который приятен будет Господу». Тогда Патриарх в ответ сказал ей: «Да будет же так, как веруешь ты! Да исполнит Господь по молению твоему, как исполнил по молению Анны, матери пророка Самуила». Затем он благословил ее, и она удалилась в мире.

Вскоре после того она зачала и произвела на свет сына. Об этом возвестили архиепископу, который сказал: «Дайте ему имя Петра, главы апостолов, ибо я полагаю, что он станет верным оплотом веры православной и ходатаем за всех христиан» [6].

Когда сын достиг возраста семи лет, отец и мать взяли его и принесли в дар Церкви, как пророка Самуила, которого родители отвели в храм к подножию первосвященника Илия. Они сказали архиепископу: «Вот плод твоих молений, пусть он будет навсегда служителем Божиим!» — Архиепископ сказал: «Да благословит вас Господь Иисус Христос и да возрастит Он рог [7] вашего плода, как апостола Петра!»

Итак, архиепископ держал мальчика подле себя, как сына своего возлюбленного. Он отправил его в училище, где по прошествии непродолжительного времени мальчик изучил всю премудрость мирскую. Тогда он сделал его чтецом и оставил его при себе, в уединенном месте, чтобы он мог выучить наизусть и Ветхий, и Новый Завет, что с помощью Божией отрок изучил за шесть лет. Отрок был преисполнен Святого Духа Божия; он умел так произносить священные тексты, что все прихожане заранее приходили в церковь, привлекаемые очарованием его чтения [8].

Вот, однажды в церковь вошла жещина, одержимая духом нечистым. Дух нечистый вопил в ней: «Не изыду, если только Петр, чтец, не вознесет молитв». Тогда архиепископ призвал его и сказал: «Петр, пойди и исцели ту женщину». Но он зарыдал и сказал: «Прости меня, отец мой святый, я не достиг подобной степени совершенства; этот демон лишь играет со мной». Архиепископ сказал ему: «Внемли мне, сын мой, и не будь непослушлив». Тогда святой Петр в смирении сердца и в послушании, взяв воды, принес ее для благословения архиепископу, затем пошел и возлил ее на женщину, сказав: «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, Распятого во спасение всего мира, и в силу молитв отца моего святого, изыди из женщины этой и не возвращайся более». И тотчас демон изшел из нее на глазах у всех во образе пламени огненного. И присутствовавшие при сем вознесли хваление Господу, говоря: «Поистине, рука Господня пребывает на отроке этом».

В те времена восстал еретик именем Савеллий, основатель секты безбожной, ограничивавший Божество одной Ипостасью и одним Лицом. Вот что вещали уста его, заслужившие того, чтобы их заградить: «Отец есть также Сын и Святой Дух; имеется лишь одна Ипостась». И по этой причине он в своем нечестии потребовал, чтобы не говорилось более: «Во Святой Троице», — но говорилось вместо этого: «Отец, Сын, Святой Дух» — как будто было лишь одно Лицо. Его заблуждение соблазняло многих в этом городе.

Его последователи пришли с великой надменностью ко вратам церковным, желая начать диспут; и архиепископ для опровержения их безумных суждений выслал к ним Петра. Когда он вышел к ним, то нечестивцы принялись насмехаться над ним, говоря: «Взгляните, как сей (архиепископ) поступает с нами! Не только сам не выходит, чтобы говорить с нами, но и отправил к нам самого молодого и самого ничтожного (из своих клириков)». Святой Петр взял слово и проговорил голосом пророческим: «Если имеете что-либо сказать, то говорите; если же нет, замолчите и не богохульствуйте». И тотчас все они замолчали, как будто пораженные громом; лица их повернулись вспять, и они внушили ужас всем, глядевшим на них. Толпа верных, видя все происшедшее, изгнала их вон из города, говоря: «Исторгните этих нечестивых из нашего лона; прогоните этих волков прочь от нас». Тогда архиепископ разослал по всему Египту определение, в котором значилось, что всякий, кто скажет: «Отец, Сын, Святой Дух», как будто Святая Троица есть лишь одно Лицо, да будет анафема! Что же до нас, то мы говорим: «Отец, Сын и Святой Дух, (ибо есть) три Ипостаси или Лица, но одно Божество, одна Сущность, один Господь; (одним словом) Троица во единстве».

Благодать Божия почивала на святом Петре. Потому он был призван к различным степеням служения вплоть до священства архиепископами Александрийскими, включая святого Феону, которому он наследовал на архиепископской кафедре. О, сколь многочисленные исцеления даровал Господь по молитвам святого Петра за чистоту его тела, его души, его разума. И несколько раз он удостоился лицезреть Сына Бога Живаго на Престоле, дающего рукою архиепископа причастие верным, которые были достойны этого. Однажды некий человек приступил к причастию Святых Тайн Господа нашего Иисуса Христа. Но когда архиепископ, святой Феона, протянул руку, чтобы причастить этого человека, Петр увидел, как рука Сына Божия воспрепятствовала архиепископу совершить причащение. Петр услышал при этом глас Божий, повелевавший: «Архиепископ, не причащай его, ибо он недостоин принятия Моего Святого Тела». Тогда архиепископ сказал человеку: «Сын мой, ты не сможешь приобщиться к этим Страшным Тайнам, пока ты не очистишься от греха». Потом, обращаясь ко всем присутствующим, архиепископ сказал: «Итак, всегда, когда милосердный Господь, в Своей любви к людям, дарует вам раскаяние, — очистите себя, перед тем, как приступить сюда, дабы не получить вам вместо прощения великой кары». Кроме архиепископа и святого Петра, никто из присутствовавших не удостоился видеть это чудо. Потом архиепископ Феона занедужил.

Когда он, подобно всякому человеку, был близок к кончине, все люди, клирики и почти все население города собрались к нему, рыдая и говоря: «Куда уходишь ты, отец наш, оставляя нас в это смутное время? На кого ты обрекаешь нас?» — Архиепископ ответил им: «Надейтесь, дети мои, ибо Господь уже избрал того, кто будет праведно руководить вами. То, что я скажу вам, неразумно, но я не могу скрывать того. Сегодня ночью, когда я бодрствовал, хотя и пребывал в постели по причине болезни, я читал псалмы. Когда я кончил малую службу, единственную, которую мои силы позволили мне совершить, то я лег, вытянувшись в постели, и вознес молитву Господу о даровании пастыря стаду Его. Тогда явился мне Царь, Господь Славы, и сказал мне: «Добрый садовник сада духовного, вручи сад Петру, священнику, дабы он поливал его, а сам явись отдохнуть вместе с отцами твоими». Простите мне, дети мои возлюбленные, мое неразумение, но я не могу скрывать от вас, от всего великого собрания, истину Божию, которая в моем сердце. Я не сдержал уст своих, я объявил вам истину Божию». И тогда все вскричали в один голос: «Достоин, достоин, достоин! Он поистине достоин принятия сана архиепископского». — Тогда архиепископ сказал Петру: «Мужайся и надейся, сын мой, и добре взращивай сад Господа твоего». — Но Петр простерся лицом на землю и зарыдал, говоря: «Я недостоин и не имею сил для столь великого труда». — Архиепископ сказал: «Это Господь повелевает тебе, не станем противостоять Ему. Тот, Кто избрал тебя, даст тебе силы». Сказав так, авва Феона проговорил: «Мир да будет со всеми вами!» Потом, возведя очи к небу, он сказал так: «Се Царь Славы и Его святые Ангелы!» И так он отошел к Тому, Кого любил, к Господу нашему Иисусу Христу, во второй день месяца Тобия в мире Господнем. Аминь.

После этих событий святой Петр, избранный Богом Всемогущим, занял престол архиепископский. Когда он принял бразды правления кораблем духовным, то корабельщиков он уравнял в причастности к богатству Всемилостивого Бога; ибо он направил их плавание к надежным пристаням, т. е. ко Святым Евангелиям, наставляя корабельщиков руководствоваться содержащимися ^Евангелиях священными наставлениями» Благодаря святителю бедные, получая милостыню, становились равны богатым, а богатые ни в чем не рознились от бедных во всех делах, угодных Господу.

А ныне следует мне рассказать вам еще об одном чуде, которое было совершено святым Петром во славу Божию. Жил в городе некий человек, у которого руки были так сжаты, что он ни коим образом не мог их вытянуть. Во время службы он явился в церковь, желая причаститься Святых Тайн из рук архиепископа. Он потянулся вперед, чтобы принять их в уста, ибо руки его были сжаты, но архиепископ сказал ему: «Протяни руки твои и приими». И тотчас руки его обрели гибкость, он вытянул руки, принял Святые Тайны и воздал благодарение Богу. И весь народ, который видел это, поразился и прославил Господа.

Тогда еще был мир для Церкви, и христиане пользовались некоторой свободой (исповедания истинной веры). Диавол не. мог перенести этого и поднял против нас ужасное гонение при помощи нечестивого царя Диоклитиана. Этот царь пролил много крови в Африке, в Мавритании, в Египте и в Азии за исповедание Имени Христова. Посему святой Петр удалился в Месопотамию вместе со мной и с моим отцом Ахиллой. Когда мы явились в один город, чтобы жить там, архонт призвал нас и спросил у архиепископа: «Какова твоя вера? Почему ты явился сюда?» — Святой Петр ответил ему: «Я военачальник, я следую из города в город, чтобы препоясывать воинов для Царя моего, Христа». Архонт сказал в ответ: «А где же съестные припасы, которые ты им доставляешь? Где оружие твоего ополчения? Где пребывает твой царь?» — Блаженнейший архиепископ отвечал: «Оружие моей рати суть печать священная и Крещение возрождения. Пища, которую Христос дарует Своим воинам — явление (в них) Святого Духа, соответственно тому, что есть благополезно для человека; одному наш Царь дарует слово премудрости, другому — слово разумения, иному же милость исцелений. Когда же закончат они битву, то даст наш Царь Своим воинам богатства Небесные; ибо Он, Царь наш, пребывает на Небесах». Тогда архонт и люди города сказали: «Поскольку говоришь ты, что твой царь дарует милость исцелений, то вот, мы приведем к тебе слепого. И если ты откроешь ему глаза, то все мы уверуем во Христа». И они привели слепого. Святой Петр коснулся глаз его и сказал: «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, виждь!» И глаза слепого раскрылись. О, сколько криков раздалось тогда на этом месте! Все вопияли: «Един есть Христос, Бог христианский! Даруй нам печать Христову; да препоясуют нас в воины Сего Царя истинного, Иисуса Христа, Господа нашего». И весь остаток дня того святой наставлял народ во Имя Отца и Сына и Святого Духа. И были там мириады людей.

Когда были мы еще в этой стране, сатана возбудил и иные волнения против Церкви. Некий Мелетий, епископ Сиутский, вознамерился завладеть архиепископией. Посчитав, что удаление аввы Петра из Александрии есть обстоятельство, благоприятное для его целей, он явился в Александрию и воссел на престол. И такова была его дерзость, что он бесстыдно совершил это нечестивое деяние. Но Господь возвестил ему: «Ты не будешь иметь в этом никакой чести, никакого наследия. Я положу узду на уста твои. Я помещу кольцо в нос твой и уведу тебя с того пути, по коему ты хотел шагать. Более того, Я возьму у тебя и то, что ты имеешь». И это случилось. Ибо как только стало несколько спокойнее, святой Петр вернулся в Александрию и изгнал Мелетия; презренный бежал и совершил деяния, противоречащие канонам; но, как вы знаете, он не замедлил восприять кару за свое беззаконие.

И еще этот Арий, священник из клира александрийского, этот отвратительный человек, который ныне удручает нас. Вы знаете, как он открыто восстал против Бога, как, увлекшись заблуждением Оригена [9], вещал своими устами, достойными быть загражденными, — что Сын Божий есть создание. Хотя я вам об этом еще не говорил, но ваше достоинство осведомлено о том, как отец наш Петр отлучил его от Церкви. Более того. Сам Сын Бога Живаго явился. святому Петру и сказал ему: «Укажи сынам твоим, которые тебе наследуют (т. е. Ахилле и мне недостойному), укажи им, — сказал Господь наш Иисус Христос, — не принимать его (в лоно Моей Церкви), ибо он чужд Мне в веке сем и пребудет чужд в веке будущем». О словах этих святейший отец наш возвестил нам, когда пребывал в темнице в ожидании своей мученической кончины, когда уже завершил свой жизненный путь, сохранив веру православную. Ибо милосердый Господь пожелал добавить к венцу его ангельской жизни и к венцу архиепископскому также и третий венец, венец мученичества. Поистине он был достоин также и сего венца, как вы знаете о том. Что же касается его мученичества и наставлений, которые он преподал нам по поводу Ария неистового, а также его самопожертвования, когда он предал себя на смерть за Христа, — то вы знаете обо всем этом. Все это описано в его мартирологе.

Мы рассказали вам об этом немногом, в меру нашей немощи, оставив в стороне множество деталей с тем, чтобы речь наша не затянулась. Кое-что из рассказанного мы узнали от наших предшественников, кое-что мы видели собственными глазами. Я вовсе не стремился преувеличить славу этого святого, я стремился лишь принести пользу нам, говорящим, и вам, слушающим, ибо сам он уже восприял на Небесах почести неизреченные. Да сподобимся и мы, по святым его молитвам, заслужить такие же почести, завершив жизнь нашу в непорочности во славу Отца и Сына и Святого Духа, Жизнодавца, ныне и присно, и во веки веков! Аминь.


[1] Похвальное слово опубликовал французский исследователь Анри Иверна (Н. Hyvernat. Les acies des martyrs de l'Egypte tires des manuscrits copies de la Bibliotheque Vaticane et du Musee Borgia, t. I, Paris. 1886, pp. 247–262) по коптской рукописи (Cod. Vat. Copt. 62, t. 189–198) параллельно с французским текстом, в переводе с которого и предлагается данное Слово. В конце Слова имеется фраза, являющаяся, по-видимому, автографом писца: «Господи, милостив буди к рабу Твоему, диакону Гавриилу Космету. Аминь».

[2] Святитель Александр сменил в 312 году на Александрийском престоле Ахиллу, бывшего очень недолго после Петра, и известен, как ревностный защитник Православия против арианства. Он был главою александрийской делегации на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году.

[3] Так как в Египте существовал официальный год, имевший все 12 месяцев по 30 дней с добавочными пятью днями, а, кроме того, употреблялся «еще и народный Лунный календарь из месяцев переменной длины в 29 и 30 дней» (там же, ее. 35–36), то 29 атора могло приходиться или на 28 или 27 ноября. Дата памяти святителя Петра позднее могла изменяться, возможно, из-за совпадения 25 ноября с отданием Введения и празднования другим святым. Наиболее суммированы данные различных месяцесловов по этому вопросу в статье Ж. М. Соже. В ней говорится: «Почитание святого Петра засвидетельствовано уже в первых богослужебных календарях, при этом даты памяти всегда близки к 25му ноября, но несколько варьируются. В Сирийском Мартирологе IV века его память отмечается 24 тишрина (11/24 ноября). В Мартирологе святого Иеронима она помечена 23, 25, 26 и 27 ноября. Напротив, в Византийских синаксариях сохранилась традиционная дата 25 ноября, В Александрийском синаксарии Михаила, епископа Атрибского и Малигского, память святого мученика помечена 21 хатура. В этом календаре, кроме того, 1е амшира (26 января) помечена дата освящения Церкви в честь святого Петра. Дата 25 ноября (=17tre) помечена также в армянском синаксарии Тер Израэля, а в грузинском календаре Синайской рукописи, № 34 (X век) память святого Петра отмечена 25 ноября, 18 апреля и 7 июля.

Сирийские календари, опубликованные Ф. Hay, указывают очень различные даты памяти святого Петра; 25 ноября, 26 ноября, 25 декабря, 29 мая. В Сирийском мартирологе Раббана Шлибы также фигурируют разные даты: 28 октября, 20 декабря, около 19 ноября и 29 мая (переходящие даты) с указанием, в какой день произошел его выход из темницы через брешь в стене. Что же касается календаря из папируса, обнаруженного в Оксиринхе (535–536 гг.), то там память святого Петра помечена 28 декабря.

На западе, во времена Неаполитанского Мраморного календаря (IX век), возвратились к традиционной дате 25 ноября. И уже Беда в своем мартирологе сохранил эту дату, к которой приурочил пространное Похвальное слово святому Петру, источником для которого послужила «Церковная История» Евсевия в латинском переводе Руфина. Флор, Адоний и Узуард сохранили ту же дату памяти святого Петра, приурочив к ней Похвальное слово, находящееся под большим влиянием сочинения Беды; однако Адоний в значительной мере переработал упомянутое сочинение. Впоследствии, в связи с тем, что 25 ноября отмечалась память святой Екатерины Александрийской, празднование памяти святого Петра было перенесено на следующий день. Таким образом, в Римском мартирологе 26 ноября помечена память святого епископа и к этой дате приурочено краткое похвальное слово». — Bibliotheca sanctorum, t. X, Roma, 1968, p. 768.

См. Э. Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975.

[4] Обол (гр. οβολος — четырехгранный стержень); название восходит к тем временам, когда средством денежного обращения были железные прутики (οβολοι), шесть штук которых, зажатых в гоость, составляли драхму. Весовая единица, серебряная, а впоследствии медная, монета в Древней Греции (1/6 драхмы). Вес серебряного аттического обола составлял около 0,73 г. — В. В. 3 вари ч. Нумизматический словарь. Львов, 1975, с. 96.

[5] 25 июня=1 Epeiph.

[6] В свете этого становится более понятной глубина некоторых выражений из службы Петру: «Новый Петр некий нам явился еси, истинно апостольскими сияя даровании священнодетель же и свидетель страстей Владыки Твоего, всебогате», (Минея. Месяц ноемврий. М., 1895, л. 228). «Первостоятель лика ангельскаго Петр явися. Божественный верховник, столп же мучеников был еси, всемудре богоносе, и священнодействитель Божественных таинств» (там же, л. 230 об.). «Рукою Божиею помазався во иереа, верховнаго соименне и деды сопричаетниче...» (Там же, л. 232 об.). Об этом же говорит Г. Милле, описывая миниатюру, изображающую Петра (табл. IV); «Святой изображен в рост, в фас, в руках держит Евангелие, — т. е. в таком виде, как изображали епископов в синаксарях или в Церквах по стенам алтаря. Он черточка в черточку напоминает апостола Петра, отличаясь от него лм1ць тонзурой. Подобное же изображение мы встречаем также на фреске Спаса-Нередицы (Табл. V) (La vision de Pierre d'Alexandrie, p. 105). Вспомним также выражения из жития Петра Александрийского: «Петр — начало Апостолом, Петр же — конец мучеником». Великие Четии-Минеи, с. 3352.

[7] το κὲρας (досл. — рог) — сила, крепость, преимущество, упование, надежда. Вт. 33. 17; 1 Цар. 2. 1, 10; 2 Цар. 22. 3; Пс. 74. 11; 88. 18, 25; 91. 11; 111. 9; 131. 17; 148. 14: Иер. 46. 48. 25; Плач. 2, 17; Иез. 29. 21; Лк. 1. 62.

[8] Несомненно, что святой Петр и в святительском звании продолжал изучать Священное Писание, почему Евсевий Памфил и говорит, что он славно предстоятельствовал над александрийскими церквами и был красою епископов «как по доблестям своей жизни, так и по своим занятиям в Священном Писании», Сочинения Евеевия Памфила, т. I. СПб., 1858, с. 473.

[9] Благодаря деятельности священномученика Петра уменьшилось влияние идей Оригена в Александрии. Об этом см.: Z. В. Radford. Three teachers of Alexandria; Theognosfus, Pierius and Peter. A study in the early history of origenism and antiorigenism. Cambridge, 1908, pp. 58–86.