Священномученик Петр, архиепископ Александрийский

В 311 году в Александрии пострадал святой Петр, архиепископ Александрийский [1]. Во избежание народного волнения святитель сам пришел на помощь воинам, охранявшим темницу. В житии об этом говорится: «Увидев же блаженный Петр трибун смотрение и людскыа беды убоявся, паче изволил себе вдати и люди сохраните без вреда... Вда ся убо блаженный Петр, Евангельскую кончая заповед, глаголющую: «Уне есть единому умрети», а не всем людем погыбнути (Ин. 18, 14), подражая своего Владыку, иже «пастух добр душю свою положит за овца» (Ин. 10, 11) [2]. В похвальном слове святителю Петру это передано так: «О ты, который был убиен мечем за Христа, подобно Иакову, святому апостолу. Предавая себя сам на смерть за Христа, ты поступил по примеру Спасителя, Который Своей волей предстал перед мучителями иудейскими, сказав им: «Я Тот, Которого вы ищете», — и положил душу за овцы Своя. Ты во всем взял себе в образец Спасителя, полагая душу твою за стадо твое, похищая душу твою, чтобы предать ее мечу за стадо твое» [3].

При кончине главы Египетской Церкви архиепископа Александрийского Петра среди народа, собравшегося с «черноризцами» [4] около темницы и охранявшего своего пастыря, несомненно, был и пришедший из пустыни основатель восточного монашества — Антоний Великий. В его житии, составленном святителем Афанасием, архиепископом Александрийским († 373), говорится: «А когда гонение уже прекратилось, и приял мученичество блаженной памяти епископ Петр, тогда Антоний оставил Александрию и уединился снова в монастыре своем, где ежедневно был мучеником в совести своей, и подвизался в подвигах веры» [5].

По-видимому, приход подвижника в Александрию связан не только с желанием пострадать во время гонения [6], но и со стремлением посетить Александрийскую Церковь, когда отсутствовал там святитель Петр. Эта глубокая пастырская взаимность свидетельствует о связях святителя Петра с подвижниками и пустынниками. Свидетельством этого служит также «Поучение святого Петра Александрийского», где Святитель обращается к подвижнику Пафнутию [7] с вопросом о причине хульных помыслов [8]. Кроме того, преподобный Анастасий Синаит сообщает следующее: «И пусть не считают, что мы пишем и говорим об этом для обмана, шутки, хитрости или утешения, обуреваемые этим искушением. Нет. Словно Самому Богу желая дать ответ, мы изрекли это наше увещание, узнав от святых мужей, как держаться истины, ибо у них имеется повествование от древних историков, что блаженнейшему Петру, архиепископу Александрийскому и мученику, один из отцов Скита [9] некий помысл поведал, тяжко им страдая. Блаженнейший же Петр сказал ему, глаголя: «Остави, чадо, пекись об остальных твоих грехах, причину же и суд этого помысла предоставь мне. Ибо совершенно очевидно, что невиновен в этом помысле любой человек, всей душой верующий и поклоняющийся Богу, ибо это зависть и порождение, и козни диавола, желающего помешать и оторвать нас от борьбы против него и от работы Богу и соединения с Ним». Далее синайский насельник цитирует «Поучение Петра» и добавляет: «И сие иже во святых Петр поведал Скитеоту, побуждая его быть дерзновенным». А затем преподобный Анастасий продолжает: «Таково повествование блаженного Петра к подвижнику, которое мы нашли в историческом сочинении Филона, учащего нас, что нельзя иным образом избавиться от этого помысла, кроме как презреть его и отвергнуть, как страшного и чуждого душе истинного христианина» [10].

В жизни святого священномученика большое значение имели два явления Христа: в первый раз — архиепископу Феоне, предопределившее избрание святого Петра в преемники на престоле апостола Марка, и второй раз — ему самому, возвестившее скорую кончину. О первом видении, бывшем архиепископу Феоне, говорится: «Потом архиепископ Феона занедужил. Когда он, подобно всякому человеку, был близок к кончине, все люди, клирики и почти все население города собрались к нему, рыдая и говоря: «Куда уходишь ты, отец наш, оставляя нас в это смутное время? На кого ты обрекаешь нас?» — Архиепископ ответил им: «Надейтесь, дети мои, ибо Господь уже избрал того, кто будет праведно руководить вами. То, что я скажу вам, неразумно, но я не могу скрывать того. Сегодня ночью, когда я бодрствовал, хотя и пребывал в постели по причине болезни, я читал псалмы. Когда я кончил малую службу, единственную, которую мои силы позволили мне совершить, то я лег, вытянувшись в постели, и вознес молитву Господу о даровании пастыря стаду Его. Тогда явился мне Царь, Господь Славы, и сказал мне: «Добрый садовник сада духовного, вручи сад Петру, священнику, дабы он поливал его, а сам явись отдохнуть вместе с отцами твоими...» Сказав так, авва Феона проговорил: «Мир да будет со всеми вами!» Потом, возведя очи к небу, он сказал так: «Се Дар Славы и Его святые Ангелы!» И так он отошел к Тому, Кого любил, к Господу нашему Иисусу Христу, во второй день месяца Тобия в мире Господнем» [11]. «Когда авва Феона Патриарх достиг своего конца, александрийский клир собрался с народом и возложил их руки т. е. тех, кому предоставлено право рукоположения) на Петра пресвитера, его сына и ученика, и посадил его на епископском престоле Александрии, как Феона, святой отец, заповедал им; это было в 16 году Диоклетиана царя» [12]. Сразу после кончины святителя Феоны святой Петр был возведен на кафедру александрийских епископов» [13].

(ФОТО: Фреска священномученика Петра Александринского Из храма Спаса-Нередицы в Новгороде, XII в.)

Второе явление Христа было непосредственно Петру Александрийскому перед его кончиной и раскрывало собой сущность арианской ереси, тогда только зарождавшейся [14]. Синаксарий из службы святых отец Первого Вселенского Собора так говорит об этом: «Иже Арий бяше убо от Ливии, во Александрию же пришел, и диакон от священномученика Петра Александрийского поставлен быв, понеже хулити начат на Сына Божия, тварь Сего проповедая, от не сущих же быти и далече суща от Божественнаго достояния, злоупотребительно же Премудрости и Слову Божию глаголатися: яко уподобльшася Савеллию злочестивому, единолично и единоипостасно глаголющу Божество. И овогда убо Отцу бывати, овогда же Сыну, овогда же Духу Святому. Сия убо Ариа хуляща, великий Петр от священства его отлучает. Христа яко младенца на святом жертвеннице видев, в раздранну облеченна ризу, и глаголюща, яко Арий раздра ю» [15].

Это явление запечатлено в агиографии [16], гимнографии [17], иконографии [18]. Изображения явления Спасителя святителю Петру Александрийскому встречаются на иконах святых отцов Первого Вселенского Собора [19] и в алтарных росписях и фресках. В росписях храмов Евхаристический цикл помещается преимущественно у жертвенника. Жертвенник, по замечанию протоиерея К. Никольского, знаменует Вифлеем и Голгофу, на которой Господь испил чашу страданий [20]. В молитве Херувимской песни говорится о Господе Иисусе Христе, что Он есть Жертвователь и Жертва, Святой Петр есть также жертвователь, как священник, и жертва, как мученик. Сам Господь Иисус Христос говорит ему об этом: «Ибо ты есть жертва, которую должен вознести Мне, как мученик». И преподобный Феофан, творец канонов, развивает эту тему в различных местах канона: «Священно действовал и священно страдал». Наиболее замечателен икос: «Он отдает себя в жертву, подобно агнцу непорочному, великий епископ, который приглашает нас сюда ныне и нам отдает главу свою святую, как бы яство священное» [21]. «Господь Иисус Христос, уничиженный Арием, явился святому Петру в обличьи самом уничиженном из всех образов человеческих, в обличьи, которое Он принимает каждый день во время Евхаристической Жертвы, в обличьи Младенца, дабы снизойти к нашей немощи» [22]. Таким образом, изображение видения Петру Александрийскому в составе Евхаристического цикла можно назвать символическим по тому содержанию, которое в него вкладывали иконописцы [23].

(ФОТО: Видение святителю Петру Александрийскому. Из нартекса храма митрополии в Мистре)

На Руси явление Петру было распространено в составе изображения Первого Вселенского Собора. Самое раннее изображение — это фреска Дионисия из храма Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре XV века [24], более поздние — таблетка новгородского Софийского собора конца XV — начала XVI века [25], икона XVI века из Ростовского музея [26], две иконы XVII века Московской школы иконописи [27] . В Новгородском иконописном подлиннике в описании иконы 1 Вселенского Собора сказано и о священномученике Петре: «Первый Собор Вселенский овы собор на Ария. Спас явнся Петру Александрийскому младенцем, в раздранней ризе, на престоле. Престол кеноварь, над ним покровец, завеса кеноварь. Петр сед, плешив, брада аки Николина, пал на колени, зрит на Него и руцы молебны» [28] . Роспись в соборе Ярославского Спасо-Преображенского монастыря была сделана в 1781 году, но она повторяла фреску 1563 года, сделанную при Иване Грозном и митрополите Макарии [29]. На южной стене собора представлено изображение Никейского Собора. Аналогична и стенопись Ярославского храма Николы Мокрого. Первый Вселенский Собор передается там следующим образом: «Храм с тремя маковицами; в нем на возвышенном троне — император Константин Великий в царских одеждах, в короне, со скипетром, в нимбе; возле него святители — одни в фелонях, другие в саккосах, в омофорах, трое в епископских шапках древнерусского покроя; все в нимбах. Налево престол, на котором стоит Спаситель-Отрок в раздранных одеждах, а пред престолом на коленях Петр Александрийский — композиция, как мы видим, часто повторяющаяся в стенописях афонских; направо в темнице сидит безбожный Арий в мирских одеждах, с рассевшимся чревом. Там же Арий представлен еще раз в группе святителей, возле святителя Николая, который поднимает руку, чтобы ударить богохульника. В стороне, в портике, зрители. Надпись: «Первый Вселенский святой Собор бысть в лето 5840 (?) в царство Константина... Святых Отец числом бе 318 на Ариа еретика» [30].

В этой композиции развитие темы ведется хронологически. В начале — явление Христа святому Петру Александрийскому. Это самый яркий случай в истории разоблачения зарождавшейся ереси. Затем помещена многофигурная композиция Первого Вселенского Никейского Собора, осудившего Ария и арианство. В левом углу изображен бесславный конец Ария. Этот поучительный урок истории существенно способствовал прекращению ереси. Иконография Первого Вселенского Собора более полно отображает гимнографию службы «Святых 318 Богоносных отец, иже в Никеи». В службе имеются мотивы видения Петру, но преимущественно говорится о Богоносных отцах, сошедшихся, как молния «Христа Единородна, Отцу Собезначальна Сына исповедаша ясно и Единосущна» [31], и в то же время упоминается о смерти «плевелов сеятеля», который «Иуде поревновав, якоже он, разседеся вселукавый» [32].

Следует также сказать, что именем Петра Александрийского подписан один «Физиолог...» в рукописи XI века [33]. Внимание святых отцов к состраждущей твари очень понятно. Об этом писал еще апостол Павел: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне» (Рим. 8, 19–22). А. Д. Карнеев, исследователь «Физиолога...», говорит: «Физиолог прекрасно гармонировал с символическим мировоззрением древнего христианства: та точка зрения, которая положена в основу назидательной части Физиолога древнейшей рецензии, представляется строго типологической. Каждое животное представляет собою строго определенный тип. Так, для Спасителя типом является лев, единорог, пантера, харадр, феникс, и т. п.; типом дьявола является лиса, онагр, куропатка и т. п.; типом известных добродетелей или пороков человека является антилопа, муравей, слон и т. п. Животная символика уже в первые века христианства получила широкое распространение: по крайней мере уже во втором веке ощущается потребность собрать вредном своде всевозможные, выработанные церковной практикой символические применения свойств известных животных. Для удовлетворения такого рода потребностей и был, по-видимому, составлен известный «Ключ» Мелитона (вторая половина II века)» [34].

Подобные высказывания можно встретить и у святого Василия Великого. В Толковании на книгу пророка Исаии он говорит: «А что роды животных берутся в означение человеческих нравов, сие знаем из Петрова видения (Деян. 10, 12 и сл.), когда в сосуде, спущенном с Небес, были всякого рода животные, гады, птицы, четвероногие. Ибо Слово давало разуметь, что люди от различных грехов должны быть приводимы к вере; и что они-то уподобляются или четвероногим, по своей скотоподобности, или гадам, по своей ядовитости, или птицам, по своему легкомыслию и непостоянству. Поэтому, может быть, и еж в Писании иносказательно означает каких ни есть людей, подобно как змеи означают Саддукеев и Фарисеев (Мф. 23, 33), лисица — Ирода (Лк. 13, 32), кони женонеистовни — сластолюбивых (Иер. 5, 8), овцы — людей самых незлобивых (Мф. 10, 16), козлища — необщительных и скупых (Мф. 25, 33). Почему и к ежам, так как сие животное надеется собственными иглами защититься от вреда, не без основания можно применить богатых века сего, о которых говорит Господь, что они собственным своим тернием подавляют в себе слово, и делают его бесплодным» (Мф. 13, 22) [35].

Исследователи считают, что «Физиолог» появился в Александрии, где был особенно распространен символический метод истолкования Священного Писания [36]. «Редактура «Физиолога» — дело рук александрийских катехетов» [37]. Таким образом, вполне допустимо считать автором «Физиолога» святителя Петра Александрийского.

Издатель текста «Физиолога» А. Карнеев вопросами атрибуции, видимо, мало интересовался. Он говорит по этому поводу: «Рукопись (№ 432) содержит греческий Номоканон и написана одним и тем же лицом приблизительно в XI веке. Текст «Физиолога» помещается на листах 192–203 под заголовком «Петра епископа Александрийского». Этот Петр Александрийский († 311) есть тот самый епископ, который рассматривается также, как создатель «Пасхальной хроники» [38]. Рукописные тексты анонимного греческого «Физиолога», без всякого отношения к различию передаваемых ими рецензий, иногда приписываются святым отцам Церкви, как например, Василию Великому, Григорию Богослову, Епифанию Кипрскому, а латинские тексты приписывались святителям Иоанну Златоусту, Амвросию Медиоланскому и другим» [39].

В заключение следует сказать, что знакомство с новыми материалами, так или иначе связанными с именем святого Петра Александрийского, позволяет полнее представить жизнь и деятельность великого святителя, яснее судить о его церковном почитании. Благодаря Похвальному слову выясняется, что проводимая в Службе Петру параллель с апостолом Петром основана не на сходности имен, а на их глубокой духовной связи, возникшей по молитве матери еще до рождения Святителя. Становится более известным характер аскетического подвига Святителя, обусловленный связями с подвижниками Скита. Изучение иконографии позволяет также полнее выявить историческую распространенность изображений видения святителю Петру Александрийскому в древнерусской живописи.

Диакон Петр ВЕРЕТЕННИКОВ, 
преподаватель МДС

Седален, глас 8. Подобен: Премудрости:

От Вышняго суда Христова предстательствова стаду, на пажитех благожизненных упасл еси, всемудрыми твоими догматы, отгнав Ариа яко волка некраткаго, вшедшаго в них безбожными учении. Темже и душу твою положил еси за них, пастырь нареклся еси, яко рече Господь. Иерарше Петре блаженне, моли Христа Бога, грехов оставление даровати чтущим любовию святую память твою.

Стихиры на хвалитех, глас 1. Подобен: Небесных чинов:

Пресущныя Троицы Единосущное преотмщая, всеблаженне, яко несозданныя Единицы, Ариа низложил еси, показав нам Сына нераздельное, яко Тогожде суща Отцу и Духу Божества.

Пастырски пожив, священномучениче Христов, мученическия подвиги показал еси доблественно, един чрез обоя венец прием, обоюду украшаемь, священством и болезньми страдальческими: сего ради моли спастися нам.


[1] О жизни священномученика Петра Александрийского см. подробнее: П. Казанский. Святой Петр, архиепископ Александрийский. — «Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе», ч. 15. М„ 1856, с. 596–607; С. Чистосердов. Святой Петр Александрийский. Его жизнь и деятельность. — «Вера и разум», № 20, с. 526–562, № 22, с. 680–694. Харьков, 1901. Имеется также отдельное издание. Диакон Петр Веретенников. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский. — «ЖМП», 1978, № 12, с. 66–79.

[2] Великие Минеи-четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Вып. 9, ч. 2, тетрадь 1. М., 1916, с. 3349–3350. Содержание жития священномученика Петра Александрийского, помещенное в Ноябрьской Минее митрополита Макария (великого собирателя древнерусской литературы), полностью соответствует тому тексту, который опубликовал Ж. Вито (Viteau. Passions Ecaferine ef Pierre d'Alexandrie, Barbara et Anysia, Paris, 1897, pp. 67–84). Сам автор говорит об издаваемом Мартирологе: «Я бы вполне мог отнести этот текст к V веку и счесть, что данный документ был составлен на основании гораздо более старого повествования современника, очевидца, либо непосредственного свидетеля событий» (там же, с. 67).

[3] Н. Hyvernat. Les actes des martyrs de l'Egypte tires des manuscrits coptes de la Bibliotheque Vaticane et du Musee Borgia, t. I. Paris, 1886, p. 248–249. Полный перевод Слова помещается в конце данной статьи. Пользуясь случаем, выражаю искреннюю благодарность профессору Понтификального Восточного института иеромонаху Михаилу Арранцу за любезно присланную мне ксерокопию этого Слова.

[4] Так названы пустынники в русском переводе жития Петра Александрийского. Великие Минеи-четии, с. 3345. Собрание народа с целью защитить своего пастыря от опасности имело место не только в жизни священномученика Петра. Блаженный Августин говорит об одном из событий из жизни другого святителя, Амвросия, епископа Медиоланского: «Уже год или немного больше Юстина, мать малолетнего императора Валентиниана, преследовала твоего Амвросия по причине ереси, которой соблазнили ее ариане. Благочестивая толпа бодрствовала в церкви, готовая умереть вместе со своим епископом, рабом твоим» (Исповедь. — «Богословские труды». Сб. 19. М., 1978, с. 152).

[5] Творения иже во святых отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского, ч. 3. М„ 1853, с. 247.

[6] О выходе из пустыни святого Афанасия Великого во время гонения на христиан Максимиана в житии повествуется: «Оставив свой монастырь и говоря: «Пойдем и мы, чтобы или подвизаться, если будем призваны, или видеть подвизающихся». Было у него желание приять мученичество; но, не хотя предать сам себя, прислуживал он исповедником в рудокопиях и в темницах» (там же, с. 246). И это «желание приять мученичество, не хотя предать сам себя», — вполне соответствует духу девятого правила святителя Петра Александрийского.

[7] Архиепископ Сергий (Спасский) указал память этого святого 25 февраля (Полный месяцеслов Востока, т. II, Святой Восток. Владимир, 1901, с. 55) на основании замечания, что он был современником преподобного Антония Великого. Скудные сведения о нем имеются в «Лавсаике» Палладия, епископа Еленопольского (Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцев. СПб., 1850, с. 230–231). В другом месте о нем говорится: «Авва Евдемон рассказывал об авве Пафнутие, отце Скита: Еще будучи юношею, приходил я к нему в Скит, но он не позволил мне там остаться, говоря: при себе никак не позволю жить в Скиту житейскому лицу, дабы враг не напал» (Достопамятные сказания о подвижницу честве святых и блаженных отцев. М., 1845, с. 79). «Авва Матой рассказывал; Пришли три старца к авве Пафнутию, которого звали Кефалою, и просили у него наставления. Старец. спросил их; какого наставления вы желаете от меня, — для духа или для плоти? — Для духа, — отвечали ему. Старец дал им такое наставление: пойдите, любите скорбь более спокойствия, безчестие более славы; более любите давать, нежели принимать» (там же, с. 164. См. также с. 235–237). Возможно, его и имел в виду Александрийский патриарх Мелетий Пигас, когда полемизировал с католиками по вопросу брака для вступающих в чин священства, говоря: «Особенно святые отцы постановили этот закон (т. е. разрешение брака) на Первом Никейском Соборе, на основании слов великого пустынника Пафнутия». — И. Малышевский. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской Церкви, т. II. Киев, 1872, с. 137.

[8] С. Чистосердов. Святой Петр Александрийский. Его жизнь и деятельность, с, 689; Диакон П. Веретенников. Священномученик Петр Александрийский, с. 70; Ά. Παπαδὁπουλο — Κεραμεὺς. Ᾰνάλεκτα Ιεροσολυμιτικής Σταχυολογιάς. Πετρὸπολις, 1891, τ. A, ς. 403–404.

[9] Епископ Палладий Еленопольский в одном месте «Лавсаика» говорит: «Во внутренней пустыне, называемой Скитом...» (с. 49).

[10] Ά. Παπαδὁπουλο — Κεραμεὺς Ᾰνάλεκτα... ς. 403.

[11] Н. Hyvernat. Les actes... s. 255–266. Первый день месяца Тобия приходится на 27 декабря (Э. Бикерма н. Хронология древнего мира. Ближний Восток и Античность, М., 1975, с. 44). Следовательно, кончина Феоны произошла 28 декабря.

[12] Архиепископ Лоллий (Юрьевский). Александрия и Египет. — «Богословские труды». Сб. 18. М., 1978, с. 167. Воцарение Диоклетиана было в 284 году (Э. Бикерма н. Хронология... с. 296). Следовательно, Феона скончался 28 декабря 300 года (ср.: Архиепископ Лоллий. Александрия и Египет, с. 168).

[13] Об особенностях интронизации в Александрии известно свидетельство VI века. «Между тем, в Александрии существует такой обычай, что преемник усопшего (епископа) охраняет его тело, возлагает его правую руку на свою голову и, похоронив своими руками, надевает на свою шею паллий (т. е. омофор) блаженного Марка и тогда законно занимает кафедру» (архиепископ Лоллий. Александрия и Египет, с. 142). Этот обычай не был новым тогда, а существовал издревле (там же, с. 143–144). Можно предполагать, что и преемник святителя Петра — Ахилла — возведен на Александрийский патриарший престол по этому чину. «Тогда вси епископи, имьше Ахилу, поставиша его близ престола: и вземше омофор от святого епископа Петра, положиша на немь. Дав же Ахила мир людем и похваливь Христова мученика, на погребение ему тщашеся» (Великие Минеи-четии.., с. 3356).

[14] Явление священномученику Петру Александрийскому Богомладенца-Христа — не единственное чудесное событие в истории арианской ереси. В Четьих-Минеях на седьмое мая помещено сказание, где говорится; «По преставлении перваго в христианех благовернаго и благочестиваго царя святаго Константина Великаго приимшу царство сыну Константию, и уклонившуся в злочестивую ересь Ариеву, хулящую Сына Божия, бысть на посрамление еретиков злочестивых, на уверение же неверных, а на утверждение правоверных, дивное в святем граде Иерусалиме знамение: во днех святыя Пятидесятницы, мала в седмый день, явися о третием часе на небеси Честнаго Креста Господня изображение, сияющее светом неизреченным паче лучь солнечных, всем людем на то зрящим, и со ужасом велиим удивляющымся» (Книги Житий святых на три месяца третия, еже есть: Март, Априлий, Маий. Изд. 15-е. М., 1880, л. 52 об. — 53).

По этому поводу святитель Кирилл Иерусалимский написал послание императору Констанцию, в котором указывал на Божество Единородного Сына Божия; «Сей-то начаток словес моих приношу тебе, боголюбивейший царь: это — первое мое вещание из Иерусалима тебе, преискреннему и преблагочестивому вместе с нами чтителю Христа, Единороднаго Сына Божия и Спасителя нашего, по Божественным Писаниям в Иерусалиме соделавшаго всемирное спасение (Пс. 73, 12), поправшаго здесь смерть. Своею драгоценною Кровию загладившаго грехи человеков, всем верующим даровавшаго и жизнь, и нетление, и духовную небесную благодать» (Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Изд. 2е. Сергиев Посад, 1893, с. 315).

[15] Триодь Постная, М., 1974, л. 210 об.

[16] Самое раннее отражение видения имеется в Похвальном слове, произнесенном святителем Александром, а также во всех житиях святого, об изданиях которых см.: Bibliotheca sanctorum, t. X, Roma, 1968, p. 765–766. Один Мартиролог Петра Х века (Cod. Vat. N 622) на латинском языке так повествует об этом: «Когда я (т. е. Петр) по обыкновению исполнял службу, стоял и молился, случилось мне увидеть, что в дверь комнаты вошел отрок лет около двенадцати. Лик его блистал светом так, что осветился весь дом. Отрок был облечен в льняную ризу, разодранную на две части от шеи и от груди вниз до ног, и обеими руками стягивал на груди разодранную ризу, закрывая наготу свою. При этом виде я был объят внезапным страхом и, раскрывши уста, воскрикнул громким-громким голосом: «Господи, кто раздрал ризу Твою?» Господь в ответ сказал мне: «Арий раздрал Меня, Но смотри, не принимай его в общение. Ибо тебя станут просить об этом; но не подчинись им. Так же Ахилле и Александру священникам, кои после кончины твоей будут пастырями Церкви Моей, за Которую Я соделался уничиженным и умер, будучи вечно живым, — укажи, да и они не примут Ария в общение. Ты же отойдешь из мира кончиной мучеников». После этого видение исчезло» (G. Millet, La vision de Pierre d'Alexandrie. — Melanges Charles Diehl. V. II, Paris. 1930, p. 113).

[17] См.: служба священномученику Петру Александрийскому (Минея. Месяц ноемврий. М., 1895, лл. 223 об. — 232 об.); Служба святых Отцев Первого Вселенского Собора (Триодь Цветная. М., 1975, лл. 199 об. — 216); Служба святых Отцев Седьмого Вселенского Собора (Минея. Месяц октоврий. М., 1895, лл. 85 об. — 90 об.). В службе Отцев шести Вселенских Соборов в начале, когда вспоминается Никейский Собор, действия его отцев уподобляются Симу и Иафету (Быт. 9, 23). «Раздранную Христову ризу, и растерзанную песьими челюстьми мудре сшисте честнии отцы, зрети наготу сего никакоже терпяще, якоже Сим и Иафет отеческую древле; посрамисте несмысленнаго, и того единомысленники, Ариа гневу тезоименитаго» (Минея. Месяц иулий. СПб., 1885, л. 131 об.).

Следует отметить, что имя святого Петра по мнению известного издателя Настольной книги для священно-церковнослужителей С. Булгакова, изд. 2-е. Харьков, 1900, с. 497) упоминается в песнопениях службы субботы Сырной седмицы. Действительно, на 9-й песни канона в субботу Сырную читаем: «Петр и Игнатий воистинну Богоносцы, яко Христовы Апостоли, и священнострадальцы суще, да воспоются купно с Поликарпом и Киприаном Христомученикома» (Триодь Постная. М., 1974, л. 67 об.).

В древнерусском кондакаре указаны кондак и икос священномученику Петру, отсутствующие в современных Богослужебных книгах.

Кондак, гл. 3. Православными повелении Церковь просветил еси за нюже пострадав Богоблаженне отче, Ариа отступника отгнав, тем же твою пречистую память совершающе православно вопием: радуйся, Петре, каменю веры.

Икос. В чюдную Александрию потщимся прийти умом и узрим вещи велики странны тамо совершаемы, в жертву сам ся положи и аки овча беззлобив священноначалник и велики забралник Петр ныне созва нас зде и святую главу свою предложи, якоже брашно честнбе ея же напитавши вей, православно вопием, радуйся, Петре (Архимандрит Амфилох и и. Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII вв. по рукописи NS 437 Синодальной библиотеки с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов... М., 1879, с. 213, 243).

[18] Греческого происхождения руководство для иконописцев об этом сообщает в разделе «Святые иерархи. Внешний вид их и надписания». Под пятнадцатым номером читаем: «Святый Петр Александрийский, старец с остроконечною бородою, говорит: «Кто Твой хитон, Спасе, раздра?» Перед ним стоит Христос, яко младенец и, благословляя его, отвечает на хартии; «Арий безумный и всезлобный» (Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноагрифиотом. 1701–1733 год, ч. III. Как изображается Новый Завет, Перевод архим. Порфирия Успенского. — Труды Киевской духовной академии. Киев, 1868, № 12, с. 360–362). То же изображение рекомендуется писать на стене у жертвенника (там же, с. 432).

[19] Известный современный искусствовед академик В. Н. Лазарев в одной из работ относит это изображение «к числу больших иконографических редкостей» (Искусство Новгорода. М. — Л.,1947, с. 121), Позднее он выразил недоумение, почему явление Петру помещается вместе с изображением Вселенского Собора: «Никейский Собор был созван в 325 году. Поэтому остается непонятным, почему он объединен со сценой Видение Петра Александрийского, умершего в 311 году. Вероятно, причиною этого было то, что Петр Александрийский доказывал Божественную природу Иисуса Христа, против чего на Никейском Соборе выступал Арий» (Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Святой Софии в Новгороде. М., 1977, с. 55). Дело в том, что в таком виде икона более адекватно передает гимнографию службы Отцев. Французский исследователь Л. Рео в своем капитальном труде утверждает, что сюжет явления Христа Петру Александрийскому был очень распространен в византийском искусстве. L. Reau. Iconographie de larf chrefien; t. III. Iconographie des saints, t. 3, Paris, 1959, p. 1101. Самое раннее, указанное у Л. Рео изображение святителя Петра датируется VII веком. — Fresque de Santa Maria Antiqua, Roine (там же, с. 1101).

[20] Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. Изд. 6-е. СПб., 1900, с. 14.

[21] G. Millet. La vision de Pierre d'Alexandrie, p. 106, Учитывая многознаковость христианской живописи, следует отметить и другой оттенок данной композиции. В ней Христос представлен уже после вознесения на небо, т. е. после прославления, чем свидетельствуется Воскресение Христово, которым закончилось Его страдание.

[22] Там же, с. 109. В той же работе названы храмы, где имеется сюжет видения Петру Александрийскому, с. 107–108, табл. VII–VIII, илл. 1,2,3. Дополнительно можно указать храмы на острове Эвбея (Αρχιμ. Ίερωνυμον Λιαπη. Μεσαιωνικά μνιμια Ευβοίας βραβετον Ακαδημίας Αφήνων. Αθήναι, 1971, σ. 25—26, 64, 127. Πιν. 7), а также румынские храмы (С. L. Dumifrescu. Pictura murala din tara Romaneasca in veacul al XVI-lea, Bucuresti, 1978, p. 24, 26, 40). Традиция изображения видения Петру, расположенного в алтаре, сохраняется в Румынии даже в XIX веке (V. Braculescu. Biserici din Maramures. Buletinul comisiunii momunnentelor isforice unul XXXIV, Bucuresti, 1941, p. 23, fig 35, p. 67). Икону с явившимся Петру Христом в прошлом веке видел недалеко от Вифлеема в соборном храме монастыря Саввы Освященного архимандрит (позднее епископ) Порфирий Успенский (Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского, т. VII. СПб., 1901, с. 249).

Явление Спасителя священномученику Петру было распространено и в книжной миниатюре. (G.Millet, La vision... с. 105–106, табл. VI, илл. 1). «В Ватиканском Месяцеслове описание видения соединено с описанием страдания. Святой протягивает шею палачу. В то же время он поднимает глаза и направляет руки к Иисусу Христу, Который приближается медленными шагами по волнистой земле. Риза разодрана прямо от шеи до ног, но не придерживается руками. Господь держит в руке свиток, другой рукой благословляет. Легкий гиматий накинут на левую руку, скрывая ее наготу» (там же, 105; табл. VI, илл. 2).

Явление можно встретить и в шитье. На саккосе митрополита всея Руси Фотия († 1431) имеется на обратной стороне «справа от зрителя в первом ряду... Петр Александрийский». «На оплечьях в крестах вышиты композиции, заключенные в круги: слева Спаситель-Отрок в раздранных ризах, на Престоле под сенью с предстоящими Константином и Еленой, Перед ними — Арий на коленях, упавший ниц» (Л. В. Писарская. Памятники Византийского искусства V–XV веков в Государственной Оружейной палате. Л. — М., 1964, с. 30).

[23] Исключением является символическая икона XIV века, устюжского письма. См.: «ЖМП», 1978, № 12, с. 68.

[24] В. Г. Георгиевский. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, с. 110; История Русского искусства, т. III. М., 1955, с. 524. Зная о распространенности этого изображения на Балканах, следует добавить следующее замечание В. Н. Лазарева: «Во всяком случае то, что мы находим в иконографии ферапонтовской росписи, невозможно до конца понять вне рамок воздействия сербской живописи на русскую, которое объясняется проникновением на Русь сербской эмиграционной волны» (В, Н. Лазарев. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, с. 302).

[25] В. Н. Лазарев. Страницы истории новгородской живописи. М., 1977, с. 37.

[26] Ростов Великий. Автор текста Е. Арапов. М., 1971, с. 109.

[27] В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи. Т. II. М., 1963, № 766, с. 297–298, табл. 100; № 770, е. 300.

[28] Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI века. С вариантами из списков Забелина и Филимонова. Б. г. и м., с. 34.

[29] Н. В. Покровский. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. (В кн.: Труды седьмого археологического съезда в Ярославле. 1887, т. I. М., 1900, с. 254). В 1552 году Иоанну Грозному под Казань посылался складень, хранившийся у русских государей. В нем среди различных частиц мощей названы и мощи священномученика Петра Александрийского (Г. Д. Филимонов. Описание складня XVI века... ПДПИ. СПб., 1884, с. 11). Писательинок Зиновий Отенский, современник Иоанна Грозного, обличая ересь Феодосия Косого, обвиняет его последователей в том, что они не читают житий святых. Перечисляя «великих светил, восиавших чистым житием паче солнца», он называет и имя святителя Петра Александрийского (Послание многословное инока Зиновия по рукописи XVI века. Труд А. Попова. М., 1880, с. 225).

[30] Н. В. Покровский. Стенные росписи... с. 282, табл. XXIII.

[31] Триодь Цветная. М., 1975, л. 206.

[32] Там же, л. 209 об. Самое раннее на Руси изображение Петра, святителя Александрийского (фронтальное несколько большее, чем погрудное, конец XII в.), происходит из храма Спаса-Нередицы в Новгороде (В, Н.Лазаре в. Искусство Новгорода, М. — Л.,1947, с. 32, табл. 20). Оно написано на северной стене алтаря на том самом месте, где в XV — XVII веках в храмах Греции, Афона, Болгарии, Молдавии воспроизводится сюжет Видения Петру Александрийскому (G. Millet. La vision de Pierre d'Alexandrie, p. 107–180). Таким образом, есть основания полагать, что неизвестный новгородский мастер предвосхитил в двенадцатом веке иконографические образы, отраженные в «Эрминии», позднейшем руководстве для иконописцев.

[33] A. Karnejev. Der Physiologus der Moskauer Synodalbibliothek. — Byzantinische Zeitschrift, Bd. 3, Leipzig, 1894, S. 26–63. К. Крумбахер называет этот Физиолог «очень важной греческой редакцией». — Geschichfe der Byzan tinischen Litteratur von Justinian bis zum Ende des ostrSinischen Reiches. Munchen, 1897, S. 876.

[34] А. Д. Карнеев. Физиолог. СПб., 1890, с. 23–24.

[35] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, т. II. М., 1872, с. 397–398. По тому же поводу один современный исследователь говорит: «Нет грешника, который не мог бы покаяться, как нет избранника, который не мог бы пасть. Однако действие свободной воли, отличающей человека от зверей, также могло быть представлено в звериных образах; скажем, Павел — волк, ставший овцой. Иуда — овца, ставшая волком. Человек тем и разнится от животных, что выбирает, каким животным ему быть — овцой или волком, агнцем или козлищем, голубицей или змеей. Акт свободной воли, изменяющий место человека в моральном мире к лучшему или к худшему, ранневизантийские авторы обозначают тем словом μεταβολή, которое соответствовало понятию «преложения» или «пресуществления» хлеба и вина Евхаристии в Плоть и Кровь Христа». — С. С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 166.

[36] А. Д. Карнеев. Физиолог. СПб., 1890, с. 24–25.

[37] Там же, с. 68.

[38] А. Кarnejev. Der Physiologus... S. 29. Однако в словаре Лампэ данный «Физиолог...» помечен как не принадлежащий святителю Петру. (Patrist greek Lexicon, edited by G. W. Lampe, Oxford, 1976, p. XXXVII).

[39] А. Д. Карнеев. физиолог. СПб., 1890, с. 56. Окончательному решению этого вопроса, вероятно, смогут способствовать дальнейшие исследования в этой области. В качестве примера предлагаем перевод третьей и восьмой глав из Физиолога,

«О жительствующих и не пребывших до конца.

Есть животное, называемое лифиоп. Оно такое сильное, что охотник не может к нему приблизиться. — Имеет длинные рога, видом как пила, так что пилит большие и высокие деревья. Когда же захочет пить, идет к страшной реке Евфрат и пьет. Есть (там) вереск со светящимися ветвями, и животное начинает играть с кустами вереска и, сплетая свои рога с ветвями, запутывается в них и кричит, желая убежать, но убежать не может, потому что запуталось. Слыша его крики, приходит охотник и убивает его. И ты, о подвижник (πολιτεοτά), дерзай перепиливать обоими рогами злословие, сребролюбие, вражьи наслаждения, вещественность (την υλην — букв. древесину) мира и кичение. Срадуются тебе ангельские силы. Два рога твои — это два Завета. Но смотри не забавляйся малым вереском под предлогом одежды или по другому случаю. Запутаешься в этих сетях — и злой охотник, диавол, убьет тебя.

О ночном вороне,

О ночном вороне говорят, что это птица, любящая ночь больше дня. Так Господь наш Иисус Христос возлюбил нас, во тьме и сени смертной сидящих, то есть народ язычников, больше народа иудейского, некогда получившего сыноположение и обетование отцов. Посему Спаситель говорил: «Не бойся, малое стадо, ибо Бог благоволил раздать царство», — и так далее. Но ты скажешь мне, что ночной ворон нечист по закону. И как Спаситель сказал в Апостоле, что «не познавшего греха сделал за нас грехом». Ибо Он себя смирил, чтобы вы возвысились. «Для всех стал всем, чтобы всех спасти». A. Karnejev. Der Physiologus der Moskauer Synodalbibliothek. — Byzantinische Zeitschrift, Bd. 3, 1894, S. 34–35, 38–39.