Серафимская песнь: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...
Священник, по примеру Христа Спасителя, возблагодарившего Бога Отца на Тайной вечери (Лк. 22, 17–19), также призывает молящихся к благодарению Бога: Благодарим Господа. Хор отвечает пением: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней. При медленном пении этого песнопения священник тайно (про себя или тихо) читает первую евхаристическую молитву: Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя благодарити (2 Сол. 1, 3), Тебе покланятися на всяком месте владычествия Твоего (Пс. 102,22). Ты бо еси Бог неизреченен, недоведом, невидим, непостижим, присно сый, такожде сый Ты, и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый. Ты от небытия в бытие (Прем. 1, 14) нас привел еси паки и не отступил еси вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и Царство Твое даровал еси будущее. О сих. всех благодарим Тя и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святого, о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Т я и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи (Дан. 7, 10) архангелов и тьмы ангелов (Евр. 12, 22), херувима и серафима, шестокрилатии (Ис. 6, 2), многоочитии, возвышающийся, пернатии (Иез. 1, 7; 18, 21: Апок. 4, 8).
В литургии св. Василия Великого первая молитва Евхаристического канона начинается словами: Сый Владыко, Господи Боже, Отче, Вседержителю... Эта молитва больше по объему, чем приведенная выше молитва из литургии св. Иоанна Златоуста, но подобна ей по содержанию.
Далее, если литургию совершает священник без диакона, то он приподнимает с дискоса звездицу и при возглашении слов, являющихся продолжением первой молитвы канона Евхаристии: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще, творит звездицей образ креста над дискосом с возлежащим на нем Святым Агнцем, касаясь краями звездицы краев дискоса. В практике принято касаться звездицей дискоса, не поднимая ее слишком высоко и в то же время не задевая Святого Агнца.
Если же священник служит с диаконом, то диакон, стоя у северной (левой) стороны преcтола, осеняет себя крестным знамением и целует престол. Затем правой рукой, держащей конец ораря, при возгласном произношении священником слов: Победную песнь поюще..., взяв «святую звездицу от святаго дискоса, творит креста образ верху его (дискоса)» (Служебник), как бы воспроизводя благословение священника. Далее диакон складывает звездицу, целует ее и полагает в верхней стороне антиминса. Сотворив крестное знамение, он целует престол, кланяется священнику, идет через горнее место к правой стороне престола и становится по правую руку от священника [1]. Хор поет Серафимскую песнь: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь (полны) небо и земля славы Твоея, осанна в Вышних. Благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних [2].
(ФОТО: Победную песнь поюще... Диакон звездицею творит образ креста над дискосом)
Рассматриваемая главная часть литургии, «сохранившаяся в своем плане и общем содержании молитв от древнейших времен, называется Евхаристическим каноном, евхаристической молитвой в узком смысле этого слова, или анафорой, потому что в ее центральном моменте совершается возношение (от греч. anaphero, возношу) Святых Даров. Несмотря на все исторические влияния, имевшие место в богослужебной жизни,... эта часть в своем содержании претерпела меньше всего изменений. Менялись слова молитв, сами молитвы удлинялись или сокращались... но самое содержание молитв, главные мысли, в них вложенные, богословские идеи анафоры сохранились неизменными» [3].
Евхаристический канон неделим в своей сущности, но в структурном отношении его можно представить в виде шести членов: благодарение Богу за все Его благодеяния, кончающееся ангельским славословием; воспоминание об искупительном подвиге Христа Спасителя и Тайной вечери с установительными словами Таинства; воспоминание о страданиях Христовых, Кресте, погребении, Воскресении, Вознесении, селении одесную Отца; призывание Святого Духа на освящаемые Дары и на молящихся; благодарственные воспоминания о святых и моления о живых и усопших; Молитва Господня — «Отче наш».
Характерной особенностью всех древних литургий, начиная от литургий, описанных в «Учении двенадцати апостолов» («Дидахи») и у мученика св. Иустина Философа, является начало анафоры словами «Благодарим Господа». Кроме того, «согласно древнейшей литургической традиции, все евхаристические молитвы должны быть обращены к Богу Отцу, но отдельные составные части Евхаристического канона имеют своим содержанием преимущественно деятельность Отца, Сына и Святого Духа» [4].
Слова благодарений, из которых состоит первая евхаристическая молитва, называются евхаризмами. Евхаризмы выражают чистое православное догматическое учение. Помимо этого, Церковь, борясь с еретиками, издревле отображала православное учение и в Божественной литургии: в евхаризмы вносились уяснения, которые раскрывали сущность православного исповедания веры. В содержание евхаризмов входили и элементы эортологического богословия Церкви, раскрывавшие сущность того или иного христианского праздника: как свидетельствуют древние евхологионы, особые евхаристические молитвы существовали для праздников Пасхи, Богоявления и Рождества, и т. д.
Только в неразрывном контексте становится понятной та взаимосвязь, которая существует между евхаристическими молитвами, возгласами священника и песнопениями хора. Так, в конце первой евхаристической молитвы священник читает о мире ангельском, возносящем хвалу и молитвенно предстоящем Творцу:. ..аще и предстоят Тебе тысящы архангелов и тьмы ангелов, херувими и серафима, шестокрилатии, многоочитии, возвышающийся, пернатии. В Служебнике в конце этой молитвы стоит точка, тогда как должна быть запятая, поскольку следующее за этой молитвой возглашение: победную песнь поюще... является, по сути, продолжением евхаристической молитвы, что наглядно видно из самого текста. В свою очередь, в конце возглашения: Победную песнь поюще... должна бы стоять не точка, а двоеточие [5], так как пение хором песнопения. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф... является раскрытием этого возглашения. «Этот возглас и слова пения нельзя рассматривать отдельно от предыдущей молитвы» [6]. Такая взаимосвязь прослеживается и на протяжении всего Евхаристического канона.
Следует отметить, что в древних списках литургий пение молитвословия: Достойно и праведно есть покланятися... было более коротким: пелись только два слова — Достойно и праведно [7].
Как видно из сравнения первой евхаристической молитвы в литургиях св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого, они очень близки по смыслу и содержанию. Это указывает на единство источника. Все древнейшие литургические памятники сохранили следы этой харизматической молитвы. «Так, в своей Апологии св. Иустин Философ говорит, что «именем Сына и Святого Духа воссылается хвала и слава Отцу всех и совершается подробное благодарение за то, что Он нас удостоил этого». Теург (греч. — совершитель таинства, богослужения) в описании св. Иустина благодарит «сколько он может». В этом св. Иустин Философ подтверждает еще более раннее свидетельство «Учения двенадцати апостолов», — и там пророки «благодарили, сколько хотели», то есть в меру харизматической настроенности. О благодарении в молитвах литургии писал и св. Ириной Лионский. То же благодарение находим и в литургии «Апостольского Предания» св. Ипполита Римского» [8]. Эти благодарственные молитвы древних времен нашли позднее письменное закрепление в литургиях, зависящих от Апостольского Предания.
В Русской Церкви со времени Святейшего Патриарха Иоакима (1674–1690) существует обычай звонить в колокол при словах «Благодарим Господа». Это так называемый звон к «Достойно». Ранее звонили не к началу Евхаристического канона, а к его концу, в то время, когда священник произносил возглас: Изрядно о Пресвятей..., то есть ко времени пения: Достойно есть яко воистину.., возвещая верующим о совершении таинства [9].
Протоиерей Василий ВОИНАКОВ, священник Владимир РИГИН
[1] Служебник далее предписывает диакону взять рипиду и благоговейно веять ею «тихо, со всяким вниманием и страхом верху Святых Даров, яко не сести мухам, ни иному чесому таковому». В практике обычай веять рипидой над Дарами остался в чине диаконской хиротонии: крестообразное веяние рипидой над Дарами новорукоположенный диакон совершает с момента хиротонии до пения Молитвы Господней.
[2] К Серафимской песни с апостольских времен Святая Церковь присоединила торжественное приветствие еврейских детей, приветствовавших Спасителя при входе Его в Иерусалим: Благословен Грядущий во Имя Господне! Осанна в Вышних! (Мф. 21, 9; Мк. 11, 10; Лк. 19, 38; Ин. 12, 13). Каждая из этих двух частей заканчивается словами «Осанна в Вышних!»
[3] Архим. Киприан. Евхаристия. Париж, 1947, с. 210.
[5] Имеется в виду пунктуация современного русского литературного языка.
[6] Архим. Киприан, там же, с. 217.
[7] У старообрядцев поныне поется только «Достойно и праведно», В современных греческих служебниках слова «покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу...» даны в скобках.
[8] Архим. Киприан, там же, с. 216.