По празднике праздник, по хвалебном хвалебный ныне нам наступает!
Глас радости и глас спасения! (Пс. 117, 15). Узнаем Твой голос, Матерь наша Церковь. От радости приводишь нас к радости, от веселия призываешь к веселию, от славы ведешь в славу, чтобы созерцать ее. Недавно показала ты нам славу Небесного Царя, показанную на Фаворской горе перед Его добровольным страсти претерпением, показала луч светлости будущего века перед захождением в ад Праведного Солнца, показала будущую красоту тел святых перед поруганием и оплеванием их Главы. Теперь опять показываешь славу Того же Всемогущего Царя Славы, славу, которой Он после прославления и обожения Своей пречистой плоти опять прославился на Горе Одушевленной, на Горе, Приосененной Духом (Авв. 3, 3), на Горе, в Которой Сам благоволил жить (Пс. 67, 17). Ибо если Он прославляется во святых (Ин. 17, 10; Пс. 88, 8), то как же не будет прославлен в Той, Которая есть Святая Святых? Если Он славится в тех, которые украшены Его славой, по мере данного Им дара, то как не прославится в Той, Которая по преизбыточеству исполнения благодати славой Его преукрашенна?
«Красоте девства Твоего и пресветлой чистоте Твоей Гавриил дивися вопияше Ти, Богородице: кую Ти похвалу принесу достойну? чтоже нареку Тя? не довем, и чуждуся. Тем же, яко повелено ми есть вопию Ти: радуйся, Обрадованная!» А если у Архангела недостает слов к прославлению красоты Сего Престола, к исчислению преимуществ Сего Преславного Града, то как достанет их у нас? Однако ж и молчать никоим образом не должно, особенно в тот день, в который Церковь, как выше сказано, приглашает венчать песнями и хвалами Упокоение Ковчега Божия, (хотя) и превышающее всякие похвалы, не только человеческие, но и ангельские. И хорошо древле Богоотец Давид всех к тому побуждал и напоминал, говоря: Хвалите Бога во святыне Его (Пс. 150, 1); и на сем не остановился, но присовокупил еще и эти слова: Хвалите Его во утверждении силы Его (ст. 2). Ибо неужели этот Преславный Град не есть та мощная твердыня, которая никогда не может обветшать и поколебаться, о Которой Пророк говорит: Бог посреде его и не подвижится(Пс. 45, 6)?
Град Одушевленный, о котором мы говорим, имеет бесчисленное множество красот и доброт, на прославление которых недостаточно не только человеческого, но и ангельского языка, однако же более всех украшений украшает его наименование, главное Имя «Богородица».О Преславный Граде! Воистину есть чем утешаться Тебе, есть чему радоваться! (для этого) довольно (одного) такого славного Имени!
Ты восприяла в Пречистую Свою утробу Того, на Кого они зрети не смея, закрывают лица крылами (Ис. 6, 2), Ты носила на Пречистых Твоих раменах. Ты повивала пеленами одевающегося Светом яко ризою(Пс. 103, 2). Ты питала млеком Отверзающаго руку Свою и исполняющаго всякое животное благоволение(Пс. 144, 16).
Не о Тебе ли собственно пророк в духе изрек: и видех, и се исполнь славы храм Господень(Иез. 43, 5; 44, 4)?
...Нет в Ней ничего такого, что не было бы дивно и славно, как о том Церковь говорит этой Одушевленной Церкви: «Вся паче смысла вся преславная Твоя, Богородице, таинства».
Дивно было Ее зачатие, дивно рождество, дивно воспитание; дивна и превыше человеческого естества святость всей Ее жизни; и дивно и паче ума и слова в Ее девственной чистоте матернее плодоношение; дивно также и превыше обычного закона природы Ее преславное и всечестное Успение, и столь дивно, что не только люди, но и бесплотных воинства должны были удивляться ему, как Церковь Божия воспевает, говоря: «Ангели, Успение Пречистыя видевше, удивишася».
Но чему же вы, давние обитатели Горнего Иерусалима и древние жители Небесного Царского Чертога, удивляетесь? Знамение велие явися на небеси(Откр. 12, 1). Знамение и чудо весьма великое, и радость и веселие явились не меньшие, не только на земли, но и на небеси.
Дивится и веселится земля, слыша и видя дивные и необычные события, ибо видит посланника Царя Небесного, видит великого Архистратига славы Господней, приносящего из далекой страны этому Преславному Граду не только весть, но и дар, никогда дотоле на свете не виданный; видит его держащего в руках вайе, или пальмовую ветвь, из сада и вертограда райского и отдающего (ее) в руки Одушевленному Раю, в знамение девственного торжества и победы над смертью. Слышит также от Него новую весть, что для Матери уготовано Сыном достойнейшее наследие или имение. Ибо, хотя дети, по слову апостола, и не обязаны снискивать и готовить имения родителям (2 Кор. 12, 14), однако здесь, как говорит святой Дамаскин, вспять идут реки: не Матерь Сыну, но Всесильный и Пребогатый Сын, Пречистый Пречистой и Преблагословенной Матери Своей достойнейшее наследие уготовал. Ибо если око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его(1 Кор. 2, 9), то не будут ли несравненно большими те почести и радости, которые Он уготовал Родившей Его и паче всех иных Возлюбившей? Прежде (Тебя) пошел Единородный Сын и Бог Твой к Безначальному и Соприсносущному Отцу Своему, дабы там, в Его и Своем Чертоге, в Небесной Обители, уготовать место Тебе, Одушевленному Кивоту. Пошло Мысленное Солнце на мысленный небосклон, чтобы там освещать тот Горний Иерусалим, о котором Иоанн говорит, что светильник его есть Агнец(Откр. 21, 23), а Тебя, Светило Великое(Быт. 1, 16), Тебя, Добрую и Совершенную Луну(Песн. 6, 9; Пс. 88, 37–38), вместо Себя здесь, на земле, оставил, дабы мысленные звезды, то есть Апостолы и их преемники, от Тебя воспринимали свет Евангельского учения, который на Тебе, как на высочайшей горе (Авв. 3, 3), прежде всех и по преимуществу воссиял; чтобы они обогащались бесценным сокровищем Божественного учения Его, которое Ты, как сокровищница тайн Его, умела добре соблюдать в сердце Своем (Лк. 2, 19); дабы (наконец) во всех бедах и напастях своих они почерпали в Тебе, как Источнике Жизни, сладкую воду духовной радости и утешения. Итак, немало времени оставалась Ты под кущами земного странствования (2 Цар. 7, 2), Ты, Одушевленная Скиния Завета Божия, а пребывая, не могла ли с большей справедливостью, нежели Апостол, сказать о Себе: желание имею разрешится и со Христом быти(Флп. 1, 23)? Но Ты видела неотложную в том потребность и терпеливо и охотно сносила тяготу странствования Своего.
Однако в это время, как свидетельствуют достоверные источники, Она не только никогда не опускала из сердца, уязвленного любовью к Нему (Песн. 2, 5), воспоминания о Пресвятом и Превожделенном Лице Его, но не хотела выпустить из очей и видимых знаков Его благодеяний, имея обычай почти ежедневно обходить все те места, с которыми было соединено воспоминание Его человеколюбного Промысла и тайн спасения нашего: Рождества, Распятия, Погребения, Воскресения и Вознесения на Небеса, которые любезно целовала и обливала слезами.
На том месте, где возлюбленный Сын и Бог Твой, окончив ветхозаветную пасху, установил Свой закон — Новый Завет; где совершил с учениками Тайную Вечерю; где и по Воскресении дверем затворенным став посреде их(Ин. 20, 26), уверил неверовавшего Фому; где, приняв обетование Пресвятого и Животворящего Духа от Отца, излиял Его на них щедро и обильно в день Пятидесятницы (Деян. 2, 4–17); в горнице, именуемой Сионом, Ты, Мысленный Сион, непрестанно пребывала в дому Иоанна Богослова, который, как чистый девственник, Тебе, Пречистой Деве, был предан от Сына и Бога Твоего, по завещанию (Его) как слуга и сын благодати (Ин. 19, 26); а какое Богомыслие, сколь великий пламень Божественной любви имела в сердце своем (обитая) там, — это не только изречь, но и мыслью обнять трудно.
«Приходя на то место, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — я не могу скрывать своего благоговейного чувства и волнения сердечного. Будучи объят сильным пламенем Богомыслия, я бываю одержим неким ужасом, и сладостные слезы льются из очей. Объемля и духом облобызая тот самый покой, или вместилище, который был преукрашен Всесвятым Ковчегом, касаясь его лицом и устами, как самого действительного Тела Ее, я воздыхаю и сожалею, что очами не могу узреть Вожделенного».
Даруй, Милосердая Мати, милосердия, да будет уделена и нам, бедным и немощным рабом Твоим, хотя некая частица этого святого и благоговейного чувства! Даруй, да упадет в наши хладные сердца хотя некая искра сей пламенной любви! Дабы мы со страхом любви и благочестивой радостью прославили ту великую и неизреченную радость Твою, которой преисполнилось пресвятое сердце Твое, полное всяких Небесных даров, — в тот день, в который осуществилось столь долгое и горячее чаяние Твое.
О, если бы мы узрели (бывшее) прежде (Успения) чудесное от всех четырех стран мира и ветров собрание в то место вселенских Проповедников Евангелия и Апостолов и перенесение их на облаках небесных, дабы воздать последнее служение Тебе, Одушевленному Божию Кивоту, и от Тебя, как от Матери Господа Своего, принять благословение, как о том свидетельствуют славные учители и писатели церковные, и особенно Иоанн Дамаскин, Симеон Метафраст, Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, Никифор историк и, сам несомненный свидетель этого чуда и присутствовавший (при этом) самовидец, — разумею святого Дионисия Ареопагита, ученика избранного сосуда Христова, в своих песнопениях воспевает (об этом) следующими словами: «На безсмертное Твое Успение, Богородице, Мати Живота, облацы Апостолы по воздуху восхищаху, и по миру разсеянная во едином лице предсташа Пречистому Твоему Телу, еже и погребше честно глас Гавриилов вопиюще, пояху».И в другом месте: «Подобаше Самовидцем Слова и Слугам и еже по плоти Матере Его успение видети, конечное, елико на Ней таинство, яко да не токмо еже от земли Спасово восхождение узрят, но и Рождшия Его преставление свидетельствуют, темже отвсюду, Божественною силою, собравшеся, Сиона достизаху, и на небо идущую, предсылаху Высшую Херувим».А в третьем песнопении находятся такие слова: «Егда исшла еси, Богородице Дево, ко из Тебе Родившемуся неизреченно, бяше Иаков брат Божий, первый священноначальник; Петр же, честнейший верховник, Богословом начальник и весь Божественный Апостольский лик».
Дивилась всему тому земля, но еще более удивилась, когда узрела сошествие на себя Самого Господа и Творца Своего с бесчисленным множеством Бесплотных слуг Его и Сил Небесных, когда Он, как закона Творец, исполняя закон, повелевающий почитать родителей (Исх. 20, 12), оказывал почтение, приличествующее Матери, как о том свидетельствуют вышеупомянутые писатели и Церковь Божия в том же вышеприведенном песнопении, присовокупляя к тем словам, воспевает: «Превышния же Небесныя Силы, с своим Владыкою пришедше, Богоприятное и Пресветлое Тело предсылающе, ужасом одержими, прекрасно предъидяху».
Дивилась, наконец, земля, видя, что Источник Жизни, — как воспевает Церковь Божия в тот же всесветлый праздник, — во гробе положился, и гроб стал лествицей к Небу. Дивилась она и веселилась вместе с преславным градом Гефсиманией, в котором находился всечестный, многоразличными чудесами от Бога почтенный и пресладостным благоуханием наполненный Гроб Ее, — когда (земля), провожая Источник Жизни от себя к Небесным Чертогам, украсилась благолепием благословения (Быт. 1, 31).
И не только земля, но и множество Бесплотных Сил ликовали и дивились в тот день, достойный ликования и удивления. Дивились они (тому), что Дщерь Адама тленного входит в не-рукотворенное Святое Святых и, превознесенная пред всеми древнейшими обителями Небесного Чертога, становится вблизи Престола Божия.
И Самое Пречистое Тело Ее, не увидев нетления, перенесено в тот же Небесный Чертог, как о том свидетельствуют славные учители и писатели церковные, а особенно святой Иоанн Дамаскин, приводя свидетельство историков и Ювеналия, Патриарха Иерусалимского, который поведал, , что таково было о сем суждение Апостолов и их преемников, что, слышав, только в течение трех дней пресладкое Ангельское пение на месте, называемом Гефсимания, где было погребено Пречистое и Богоприятное Тело; а потом, по прекращении пения, не обретши того бесценного сокровища, то есть Пресвятого Тела, так мыслили в себе, так говорили и так, а не иначе понимали, что Тот, Кто благоволил вселиться в это Пречистое Тело, воскресил его прежде всеобщего воскресения и взял в Свои Небесные Чертоги.
Надлежало Той, Которая по особой благодати Божией получила то, что, превозшедши чин естества и победив всеобщий закон человеческого рождения, осталась Девою (как) прежде рождества, (так и) в рождестве и по рождестве, — (надлежало) по тому самому быть изъятой, по той же благодати Божией и всеобщего закона природы человеческой, дабы Она, не ожидая общего всех воскресения, воскресла в тот небесный покой и не душой только, но и телом пребывала близ Того, Который благоволил от Нее воплотиться. О сем прекрасно воспевает Церковь Божия в одном песнопении, составленном от святого канонописца Космы (по внушению) Духа Святого: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая, девствует бо рождество и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасавши присно Богородицу Тя величающих».
Только Ты Едина, по любви и особенной благодати Сына и Бога Твоего, воскресла прежде всеобщего в День Второго Его Пришествия воскресения и уже живешь жизнью Божественной в Теле Своем, прославленном и возвеличенном, предстоя одесную Сына Своего в ризах позлащенных одеянная и преукрашенная(Пс. 44, 10). И святой Афанасий Великий, изъясняя это место, разумеет бессмертие и нетление Пресвятого и Прославленного Ее Тела. Умерла, или, лучше, — употребляя обычное выражение Церкви, — уснула Пречистая и Преблагословенная Владычица наша Богородица, как правнучка первого, смерти покорившегося
Адама (1 Кор. 15, 47), но воскресла из мертвых, по примеру Сына Своего, в третий день, как Матерь второго Адама, жизнью, и смертью обладающего (1 Цар. 2, 6).
Итак, за те дни, в которые Ты испытала безмерную горесть и скорбь в земном Иерусалиме (Пс. 89, 15), вкушаешь теперь неизреченные блага в Иерусалиме Небесном (Пс. 127, 5), за те дни, в которые Ты была уничижена и исполнена сердечною болезнию паче всех жен в мире, теперь Ты награждена и возвеличена паче всех сынов и дщерей первой Евы, и не только паче их, но и превыше Ангелов и Архангелов, Сил и Властей, Престолов, Херувимов и Серафимов превознесена и преукрашена Божией славой, так что не напрасно Церковь воспевает Тебе, Одушевленной Церкви, эту песнь: «Твое славят Успение Власти и Престоли, Начала и Господства, Силы, Херувимы и страшнии Серафимы. Веселятся земнороднии, о Божественной Славе Твоей красящеся; припадают царие со Архангелы поюще: обрадованная, радуйся! С Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость». Эту-то песнь, по приглашению Церкви, и мы, недостойные, Гавриила имуще чиноначальника, с радостию воспеваем, а наипаче в нынешний день радости и прославления Твоего благоговейно приветствуем Тебя с Архангелом и Елисаветою (Лк. 1, 28, 42), как Царицу Небесную, и Тебе, Которая столь высоко вознесла весь род наш, грехом падший, воздаем земное поклонение. Аминь.
(«Казанье на Успение Пречистое и Преблагословенное Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии Леонтия Карповича († 1620), архимандрита Виленского Свято-Духовского Братского монастыря». — «Чтения Общества Истории и Древностей Российских», 1878, с. 63–118. Издал архимандрит Леонид Кавелин. Публикуется в сокращении.)