«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавши учеником Твоим Славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе» (тропарь Преображению Господню)
Дорогие братья и сестры! Празднуя Преображение Господне, Святая Церковь желает нам предначертать наше будущее, и в Преображении Христа показывается наше преображение, красота каждого из нас, то, каким будет человек в вечности, если облечется во Христа, будет жить со Христом и во Христе.
Солнце спешило к вечеру, прощаясь с вершинами Ливана. Спаситель стремя Своими апостолами, Петром, Иаковом и Иоанном, находился на Фаворе, чтобы в тишине прохладной ночи обратиться с молитвой к Отцу Небесному и подготовить апостолов к Своим добровольным страданиям и Голгофскому концу. Уставшие ученики заснули, а пробудившись, увидели, что лицо их Учителя сияет как солнце, а одежда стала бела как снег и вся блистает сверкающей красотой.
Рядом со Спасителем стояли пророки, Моисей и Илия, и беседовали с Ним о Его грядущих вольных страданиях и Воскресении. Апостолы сильно испугались. Красота Преображения была так величественна, что апостол Петр сказал: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, Глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!»(Мф. 17, 4–5). Этот голос Отца Небесного для человеческого существа был слишком страшен и невыносим. Апостолы пали на землю, закрывая лица. Спаситель приступил к ним, ободрил и приподнял с земли. Он снова предстал перед ними один, в обычном смиренном облике. Успокоив учеников, Спаситель запретил им говорить о виденном, пока не воскреснет из мертвых.
Какая величественная картина!
Здесь и пророки. Здесь и сотрясающий землю Голос. Здесь и красота «Одеющегося Светом, яко ризою» (стихира Великой пятницы). Здесь одновременно и красота нашего бытия и грядущей жизни. В кратком видении, описанном в нескольких словах, открыты смысл, цель, красота нашего существа и нашей жизни на земле. Одновременно Спаситель нам приоткрывает завесу вечности. Не говори, что не знаешь, для чего ты живешь! Не говори, что не знаешь, что тебя ожидает в потусторонней, вечной жизни!
Откроем уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть! Вникнем в значение Христова Преображения. Оно есть предначертание нашего преображения. Все, что мы видим в жизни Спасителя, относится к каждому из нас. Нелегко было Ему жить среди злых, духовно гнилых, грешных людей. За любовь платили ненавистью. За смирение — гордостью, лицемерием, злобой. За все Его добрые дела, за все, что творил и о чем учил, отблагодарили терновым венцом, поруганием, срамной Голгофой. Земля колебалась, сотрясаясь от слез и стыда за неблагодарное человечество. Человек распял своего Творца. Но Он и в страдании был велик. Он — само Смирение и Любовь. Он — Вселюбящий, Всепрощающий, Долготерпеливый и Многомилостивый. Всей Своей жизнью и каждым движением: взором, делом, словом — Он призывал нас к Себе, чтобы оживить для добра, для вечной жизни. Ты не мал, человек, ты не сирота, ты не погиб! Христос твой Спаситель, Учитель, Друг и Помощник! Только спеши! Не медли протянуть Ему свою руку! Проснись от греха! Он же любит тебя! Он давно ждет каждого из нас! Он обмоет наши раны, переоденет в новую, духовную одежду, обогреет Небесной лаской и подкрепит Хлебом Жизни. Поспешим к Спасителю сегодня же! Он всех нас переродит и спасет!
На Фаворе Спаситель показал красоту Бога и Его творения. Лицо Его просияло как солнце, а одежда стала бела как снег. Но ведь Спаситель воспринял человеческую природу, наше естество. В Себе Он показывает нам нас — какими мы должны быть. В Преображении мы видим свою Небесную красоту, духовные богатства, которыми Христос украшает нас. Преображение подобно зрелому яблоку, вобравшему в себя лучи солнца. И мы, начав свою жизнь цветением, вбирая лучи Истинного Солнца, должны созреть в. возраст и красоту Христову, показанные нам в Преображении. С каждым днем приближаясь к Христу, мы должны украшать себя Его любовью, смирением, добротой, облачаться в Его совершенство, в Его жизнь, во всем уподобляться Ему, то есть преображаться в Него. Апостол Павел прекрасно сказал: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос»(Гал. 2, 19–20). Сам Спаситель часто просил учеников: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!»(Мф. 5, 48). Как этого добиться? Какой силой, какими средствами?
Мы уже видели красоту Спасителя. Теперь вспомним о Голосе с Неба — «Сей есть Сын Мой Возлюбленный.. Его слушайте!» Спаситель просит, показывает, помогает, учит, как жить и что делать, чтобы расти в «меру полного возраста Христова»(Еф. 4, 13). Вместо зла, делай добро! Люби, прощай, помогай, везде и всегда сей добро. Это дорога на наш Фавор, дорога преображения.
Скажем и о пророках. Пророк Моисей умер и был погребен. Пророк Илия был взят на небо живым. При Преображении они — оба со Христом как свидетели Его Славы и нашего бессмертия. Для Бога все живы. Ему все возможно. В Превечном Совете Он соделал спасение человеческого рода. Наш долг — слушаться и выполнять Его святую волю. Два великих пророка, ревнители правды Божией, находились на Фаворе, чтобы засвидетельствовать человечеству, что любовь к Богу и Его учению делает нас всех: бессмертными и Богу подобными.
Спаситель, прощаясь с учениками, говорил им, что они будут вместе с Ним (Ин. 14, 3). О, Господи, помоги жить Тобой и для Тебя! В Тебе найти себя. Чтобы и наши лица светились правдой, любовью, добротой, а наша жизнь, дела, мысли были чисты, как Твоя одежда. С детской прилежностью и любовью, с чистосердием будем любить Тебя и всех людей, Господи! Не забудем Фаворский глас Твоего Отца и всегда будем с Тобой сердцем и душой. Это дорога на наш Фавор. Это-дорога нашего преображения и спасения. Аминь!
Игумен ИУСТИН (Сидак)