В этот знаменательный и торжественный первый день нового учебного года, освященного молитвой к Подателю премудрости и разума Богу, обращаемся мы со словами приветствия и добрых искренних пожеланий к вам, вновь поступившим воспитанникам наших духовных школ.
Избранием «Пастыря и Блюстителя душ ваших» (1 Пет. 2, 25), Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Которому от века ведомы грядущие судьбы человеческие, вам выпадает жребий высшего служения на земле — служения Богу и народу Божиему. Таинственно глубоки и непостижимы разумом пути спасительного Промысла Божия, приведшего ныне вас в духовную школу, на стезю богословского образования. Господь избрал вас от мира (Ин. 15, 16) и ввел в этот вертоград Божественной премудрости, в землю обетованную, осененную Небесным омофором Пресвятой Богородицы и освященную стопами великого светильника Русской Церкви Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия. Воистину место сие свято есть, ибо здесь утверждена лествица высокая духовного восхождения и Богонознания.
Теперь, оглядываясь на пройденный вами путь, должны вы уразуметь, что все вы с самого дня своего рождения были под облаком милости и благости Божией, и все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного Божественного камня, — камень же был Христос (1 Кор. 10, 1–4), непоколебимо утвердивший храм вашей веры. А вера ваша, горячая и порывистая, требовала порой для своего подтверждения то знамений и чудес, то рационального философского обоснования. Подобные притязания, однако, теряли всякую значимость в свете Священного Писания, отрицающего то и другое и содержащего поэтому «для иудеев соблазн, а для еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Преодолевая этот соблазн и это безумие и познавая в религиозно-молитвенном делании Христа, «Божию силу и Божию Премудрость» (1 Кор. 1, 24), вы, восходя от силы в силу, утверждались в истинной вере, основанной не «на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2, 5).
Ортодоксальная вера, «отвергающая мудрость мудрецов и разум разумных» (1 Кор. 1, 19), свидетельствовала внутреннему сознанию вашему о Богооткровенном характере христианской религии, которая — одна из всех религий мира — дает опытную проверку своих упований, приобщая каждого искренне верующего к благодати Божественной. Познать благодать теоретически, на словах, невозможно, но то, что чувствовали вы здесь в эти дни, может быть названо благодатью. Здесь воочию вы убедились, «яко благ Господь» (Пс. 33, 9) ко всем любящим Его, здесь переживали вы светлую чистую радость в порыве бесконечной благодарности Богу, исполнившему самые сокровенные, самые святые и возвышенные ваши намерения и желания. Свое зачисление в Московские духовные школы вы восприняли как дар за вашу искреннюю любовь к Богу, как указание свыше истинного пути, как видимый знак вашего избрания Богом, как цель ваших надежд и исканий.
Отныне вы являетесь учащимися старейшего в нашей стране духовно-богословского учебного заведения. Звание воспитанника духовной школы ставит перед вами новые цели и задачи, раздвигает необозримые горизонты будущей вашей деятельности. С первого дня пребывания в стенах нашей школы вы должны готовиться к пастырскому служению, которое вам предстоит нести в ограде самой большой среди Поместных Автокефальных Церквей — Русской Православной Церкви, вот уже более полувека осуществляющей свое бытие в новых социально-экономических условиях. В условиях современной действительности, имеющих все возможности для свободного интеллектуального самораскрытия личности, проходило ваше развитие и становление. Познание окружающего мира, от которого сокровище духовное может быть собираемо, безусловно, воспринималось вами как часть естественного Откровения о Боге, ибо «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). В динамике вашего духовного роста создавался тот необходимый минимум молитвенно-религиозного опыта и элементарных понятий из области Богословия, который позволил вам теперь приступить к фундаментальному богословскому образованию. Как «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божия» (1 Пет. 1, 23), должны вы теперь стремиться более прочным «делать ваше звание и избрание» (2 Пет. 1, 10), чтобы вам обогатиться «всяким словом и всяким познанием» (1 Кор. 1, 5) и научиться тому, «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3, 15).
Неизмеримо высокая ответственность пастыря перед Богом и Церковью обязывает вас, сегодняшних учащихся наших духовных школ, употребить свои творческие силы и дарования на настойчивое овладение приобретаемыми здесь знаниями, чтобы со дерзновением неосужденно явить в смиренном иерейском служении великий образ вечного Первосвященника Иисуса Христа, чтобы быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12). В соответствии с целями и задачами пастырского служения образование в духовной школе предусматривает не только определенный объем научно-богословских знаний, но и религиозно-нравственное воспитание будущих кандидатов священства. Сложная и стремительно изменяющаяся действительность наших дней предъявляет к современному пастырю новые и повышенные требования. Священник в наше время мыслится как человек глубокой религиозности, широко осведомленный в области новейших достижений православной богословской мысли; как носитель высокой культуры и вечных евангельских этических идеалов; как проповедник и как поборник мира; гражданин и патриот нашей великой Родины.
Разносторонняя и многообразная деятельность пастыря носит поистине универсальный характер. Священник — соработник у Бога, он — проповедник вечной Христовой Истины и строитель Божественных Тайн (1 Кор. 4, 1), он — духовный наставник и руководитель вверенного ему народа Божия, он — блюститель нравственных основ жизни и посланник Господень на земле, указывающий реальный путь к достижению идеальной нормы человеческого бытия, к вечной и совершенной радости в Боге (Ин. 15, II). Вся эта деятельность во всей ее полноте и объеме называется пастырством, за которое Пастыреначальник Христос обещал «неувядающий венец славы» (1 Пет. 5,4).
Имея такое обетование и сознавая вместе с тем свое высокое призвание, вы не должны давать гордости и надмению овладевать вами, но, «совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7, 1), должны постоянно помнить, что служение Истине вверяется не по заслугам, а по избранию, что «не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2, 5) утверждается вера, и что не люди, а Дух Божий, быть может, даже вопреки человеческой немощи и ограниченности, ведет Церковь, осуществляющую свое превечное назначение в условиях мирового исторического бытия.
Осознавая с полным пониманием всей ответственности свое настоящее место в жизни Церкви, должны вы теперь, с этого дня, приступить к вашему первому церковному послушанию — к учебным занятиям в наших духовных школах. Господь же, благословляющий благословляющих Его и освящающий на Него уповающих, да утешит вас отрадными успехами на избранном вами славном, спасительном поприще. Аминь.