Значение храма Божия в спасении человека [1]

«Кий храм созиждете Ми, — глаголет Господь, — или кое место покоищу Моему?» (Деян. 7, 49)

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Мы собрались сегодня в этом прекрасном уголке мексиканской земли, под дивным небесным сводом — куполом нерукотворного храма, к которому вознеслись белоснежные вершины древних вулканов Попокатепеля и Истласигуала. Они подобны двум возвышенным жертвенникам с курящимся фимиамом, у подножия которых мы собрались, чтобы на месте первых, «краеугольных камней», заложенных вами для сооружения нового храма, принести Святую Бескровную Жертву.

Глядя на окружающую нас красоту и величие мироздания, невольно сознаешь глубину слов: «Какой дом созиждете Мне?.. Не наполняю ли Я Небо и землю?» (Деян. 7, 49; Иер. 23, 24). Сознавая свою немощь пред величием Божиим, сердце невольно взывает ко Господу: «Что Ти принесу или что Ти воздам, великодаровитый Бессмертный Царю?» (Вечерняя молитва преподобного Макария Великого).

Благодатным призывом, который вдохновляет нас в начатом подвиге построения храма Божия, являются те места Священного Писания, где говорится, что Господь, по Своей неизреченной милости и любви к падшему человеку. Своим Божественным присутствием с самой глубокой древности освящал места, избранные человеком для общения с Ним. Об этом свидетельствуют жертвенники Авеля, Авраама, Иакова, Скиния Завета и храм Соломонов. От Авеля до Захарии святые праотцы, патриархи. Богом избранные первосвященники и пророки становились перед жертвенниками, чтобы вознести к Богу молитвы о себе и о своем народе. У ветхозаветного храма обрела Божественную благодать Благословенная между женами Пречистая Дева Мария, чтобы стать Матерью Сына Божия — Мессии и Искупителя мира (Лк. 1, 28–30).

По исполнении времен Сам Спаситель Своим посещением рукотворного храма освящает его, указывая, что дом Божий есть дом молитвы (Мф. 21, 13).

Если так велико было значение Ветхозаветного святилища, то насколько выше значение Новозаветных православных храмов, которые наполняет Дух Святой Своим огненным дыханием, освящая и оживотворяя Своими благодатными дарами всех приближающихся к Богу, наставляя их на всякую истину (Ин. 16,13).

Православный храм воистину Святилище, в котором человек соединяется с Богом; где радость наша — Господь Иисус Христос — не просто присутствует с нами, но как «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным» (Литургия святого Василия Великого).

С каким же настроением мы, христиане, должны приступать к построению храма Божия? Ведь еще в Ветхом Завете Господь не пожелал, чтобы пророк Давид воздвиг Ему храм, ибо он «пролил много крови» (1 Пар. 22, 8). Этим Господь указывает на необходимость духовной чистоты и внутренней правды у строителя храма.

Мои возлюбленные! Могу ли я не радоваться и не благоговеть у жертвенника, устроенного на месте вашего будущего храма, принося на нем Святую Бескровную Жертву, испрашивая Божия благословения на ваши благие начинания?! Ведь теперь это место святое — жилище Божие. Здесь Господь будет пребывать с вами в таинстве Святой Евхаристии и освящать молитвенные настроения ваших душ. Здесь через таинство Крещения вы будете посвящать своих детей Богу и поучать их правде Его заповедей. Здесь через таинство Покаяния будете получать прощение ваших прегрешений и, по неизреченной милости Божией, оживлять дух и тело Пречистым Телом и Кровию Господней. К святому алтарю вы будете приносить все свои радости и печали и устремлять духовный взор к Престолу вечной Славы Божией. Если сердца ваши будут чисты от лукавства и неправды, если они будут наполнены живительной любовью Божией, вы удостоитесь в храме Божием ангельского соучастия, ибо вместе с их невидимым присутствием вы, «Херувимов тайно образующе», — будете воспевать песнь Троице Единосущней и Нераздельней.

Постигая верой эту дивную красоту нашего назначения в мире, будем, мои возлюбленные, при содействии помощи Божией, воздвигать храм Богу Живому не только из камней, но и из сердец наших и украшать его чистотой нашей совести, воспитывая свою волю к непреложному исполнению заповедей Божиих, любить Бога всею душою...а. ближних наших, как самих себя (Мф. 22, 37–39). Согласно нашему христианскому призванию, мы должны быть соучастниками Богу в домостроительстве Царствия Божия на земле, освящая мир добром, правдой, верой и чистотой, оберегая нашу землю — храм Божий от всяких козней и злоухищрений, вносящих вражду и нестроения. К нашему назиданию в книге Ерма «Пастырь» говорится, что Господь обитает в людях, любящих мир, ибо Сам любит мир и далек от сварливых и развращенных злобою.

На основе евангельских добродетелей, возлюбленные, и воздвигайте храм Богу — Святилище душ ваших, освящая его подвигом верного служения Богу и людям, как все от века уповавшие на Бога, которых Церковь Святая воспитала, освятила и представила на радость и славу Небесному сонму святых Апостолов, мучеников, исповедников и праведников, подвигом веры прошедших чрез дверь храма земного в Святилище вечной Славы Божией.

За труд, который каждый из вас в меру своих сил вложит в строение святого храма, наградой будет приношение Святой Бескровной Жертвы на святом жертвеннике, завершающееся словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною». Аминь.

НИКОДИМ, архиепископ Харьковский и Богодуховский,
 и. о. Экзарха Центральной и Южной Америки


[1] Произнесено в Непантле (Мексика) 22 мая 1977 года.