Сб. X. М., 1973, 256 с.
В январе 1974 года вышел в свет десятый сборник «Богословские труды» (издание Московской Патриархии). Сборник открывается публикацией работы архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила (Чуба) «Святой священномученик Мефодий и его богословие» (с. 7–58). Это давняя тема исследования архиепископа Михаила: в «ЖМП», 1954, № 6, с. 43–50 была напечатана его статья об аграфах в творениях св. Мефодия, во втором сборнике «Богословских трудов» (М., 1961, с. 143–205) — перевод некоторых сочинений св. Мефодия, сохранившихся в славянских переводах, в третьем сборнике «Богословских трудов» (М., 1964, с. 187–208) — русский перевод и изложение диалога св. Мефодия «О свободе воли». В данном сборнике опубликована первая часть основного исследования архиепископа Михаила о св. Мефодий и его богословии: предисловие; гл. 1: Сведения о жизни св. Мефодия; гл. 2: Литературная деятельность св. Мефодия; гл. 3: Рукописная передача литературного наследия св. Мефодия; гл. 4: Научное освоение литературного наследства св. Мефодия. Продолжение этого труда, за который автор 9 марта 1974 года получил в Ленинградской духовной академии ученую степень магистра богословия («ЖМП», 1974, № 7, с. 7), помещено в следующем, XI сборнике «Богословских трудов».
Архиепископ Минский и Белорусский Антоний представил небольшой этюд «О христианстве в Помпеях и Геркулануме» (с. 59–66). Раскопки этих засыпанных при извержении Везувия в 79 году городов дают основание полагать, что христианство здесь имело последователей.
Доцент Ленинградской духовной академии прот. Владимир Сорокин публикует статью «Догмат Римско-Католической Церкви о взятии Божией Матери в небесную славу с православной точки зрения» (с. 67–89). Проследив развитие почитания Божией Матери в Восточной и Западной Церкви вплоть до установления Католической Церковью двух новых догматов: в 1854 году — о непорочном зачатии Девы Марии и в 1950 году — о приятии Ее с душой и телом в небесную славу, автор делает вывод, что по отношению ко второму догмату у православных богословов четкого и единого мнения пока нет, хотя литургическое почитание и церковное предание, связанное с концом земной жизни Богоматери, имеет у католиков и православных одни истоки. «Как Полнота Православной Церкви, так и Полнота Католической Церкви одинаково хранят предание о телесном приятии Девы Марии в небесную славу». Однако единства во взглядах на этот предмет веры нет потому, что «в непосредственную связь с догматом о телесном приятии
Богоматери Римско-Католическая Церковь ставит вероучительное положение о первородном грехе, положение, которое не порождалось мнением Полноты Римско-Католической Церкви («народом Божиим») и которого нет в Православной Церкви» (с. 89).
Далее в сборнике помещены (с. 90–170) материалы IV богословского собеседования между представителями Евангелическо-Лютеранской Церкви в Германии (ФРГ) я Русской Православной Церкви, проходившего в Ленинградской духовной академии 12–19 сентября 1969 года. После резюме и тезисов по темам — «Крещенный человек как сотрудник в примиряющем действии Бога в мире» (доклады проф. Э. Вольфа и доцента Д. П. Огицкого), «Экзегеза 3-й главы Евангелия от Иоанна и 6-й главы Послания к римлянам» (доклады епископа Астраханского и Енотаевского Михаила, проф.-прот. М. Сперанского, проф. Л. Гоппельта), «Образы православной и евангелической духовности» (доклады архиепископа Михаила [тогда Воронежского и Липецкого], проф. Ф. фон Лилиенфельд, архимандрита Агафангела), «Крещение и принадлежность к Церкви» (доклады проф.-прот. Л. Воронова и проф. Р. Сленски), «Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви» (доклады проф. Г. Кречмара и проф.-прот. А. Ветелева) и «Служение крещенного человека в мире и сотрудничество христиан с нехристианами» (доклады митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, проф. Г. Харбсмайера, доц.-прот. И. Белевцева, свящ. В. Сорокина) — даны доклады участников собеседования. (Вступительная речь митрополита Никодима, резюме и тезисы по докладам были опубликованы в «ЖМП», 1969, № 11.)
На с. 171–174 публикуются тезисы магистерской диссертации епископа Астраханского я Енотаевского Михаила (Мудьюгина) «Основы православного учения о личном спасении по Св. Писанию и святоотеческим высказываниям. (Основы православной субъективной со-териологии)», которую епископ Михаил защитил в Ленинградской духовной академии 12 июня 1972 года.
В отделе публикаций — два больших агиографических памятника: «Волоколамский патерик» по рукописи Патриаршей библиотеки, XVI в., с предисловием архиепископа Волоколамского Питирима (с. 177–222; 175–176) и «Житие Яфкерана Эгзиэ» — эфиопского подвижника XIV в„ тоже с предисловием архиепископа Питирима, члена Межправославной богословской комиссии по диалогу с Древними Восточными (нехалкидонскими) Церквами (с. 225–251, 223–224).
E. КАРМАНОВ
(ФОТО) На обложках:
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Икона из храма Воскресения Словущего в Успенском Бражке в Москве. Конец XVII в.
Храмы Можайска: Ильинский храм; храм в честь свв. праведных Иоакима и Анны.