В Белграде в 1971 г. вышла в свет книга о святителе Василии, Острожском чудотворце, посвященная 300-летию со дня его преставления. Издателем книги является духовное управление Острожского монастыря в Югославии.
Книга представляет коллективный труд ряда ученых авторов и состоит из предисловия. трех частей и приложения. С вступительными словами в предисловии к читателю обращаются Патриарх Сербский Герман и митрополит Черногорско-Приморский Даниил. «Святитель Василий, Острожский чудотворец, — обращаясь к православному читателю, пишет Святейшни Патриарх, — является одним из самых великих Божиих даров сербскому народу. Он был послан от Бога в тяжелые дни его страданий, мучений и борьбы за национальное существование. Как светлая звезда, засиял он на духовном небе сербского народа, утверждая стадо свое в вере православной, сохраняя его от свирепства и лукавства чужеземного ига. Святитель Василий всегда присутствует со своим пародом. Уже 300 лет его мощи источают цельбоносную силу, отерли много слез и отклонили много страданий тех, кто с верон и любовью приходит к ним. Как при жизни, так и по преставлении он собирает около своих мощей свой род, оказывая ему помощь в несчастьях и врачуя больных».
«Почитание святителя Василия, — пишет в своем вступительном слове митрополит Черногорско-Приморский Даниил, — сжилось с сердцем и душой сербского православного народа не только из Черногории, но и со всех концов сербского государства и даже вне его. Можно видеть паломников, идущих на поклонение святителю Василию из разных краев сербской земли и из разных стран. Почитание его возникло не пять, десять или 15 лет назад, но существует вот уже 300 лет. В сущности оно возникло со дня его преставления 12 мая (н. ст.) 1671 г. Народ с братией монастыря вынули его останки из гроба и без формального акта канонизации провозгласили святым и чудотворцем. Это было всякому ясно и понятно, потому что еще при жизни святителя народ, видя его богоугодную жизнь, исполненную добра, постничества, полезной деятельности для Церкви, наименовал его святым. И действительно, чрез голос народа слышится голос Сына Божия».
Три части, следующие за вступительными словами, имеют названия:
1) История святителя и святыни;
2) Церковно-религиозные действия;
3) Молитва, святость, чудо. Каждая из этих частей в свою очередь подразделяется на отдельные статьи.
В приложении книги помещены песнопения, посвященные святителю Василию, прославляющие его как святителя, как чудотворца, помощника, заступника и небесного покровителя.
(ФОТО) Св. Василий Острожский. Икона из Приеполья, работы Андрея Биценка (1948)
Первая часть открывается статьей д-ра Душана Кашича «Святой Василий Острожский и его время». Автор говорит об огромном духовном значении святителя, который вошел в жизнь сербского верующего народа прежде всего как святитель и чудотворец. Его значение, пишет автор, харисматическое, и в этом аспекте следует изучать его присутствие в духовной жизни сербского народа в прошедшие три века. Святитель Василий жил и трудился в неспокойный период истории сербского народа. То было время столкновений между государствами, чьи оружие и дипломатия скрещивались над сербским народом и втягивали его в тяжелую борьбу и страдания. Почти во все время митрополитства святителя Василия продолжалась кандийская война (1645–1669 гг.). Острожский святитель был поистине даром Неба. При жизни и по смерти он был и остался для Черногории и Герцеговины символом Всевидящего Ока Божия, пред Которым ничто не может сокрыться. Знамения милости Божией, которыми Бог прославил останки святителя Василия, еще более укрепили в народе веру в его святость.
Земную жизнь и деятельность святителя Василия, как подвижника и архиерея одной из самых важных областей Печской Патриархии XVII в., следует рассматривать па фоне общей истории этой Патриархии времени турецкого владычества. Только так можно уяснить и оценить его личную судьбу, терпение, труд и его значение в духовной жизни Церкви и порабощенного народа.
О святителе Василии известно, что он родился 28 декабря 1610 г. В епископа был избран еще молодым. В 1639 г. был уже митрополитом Захумским. После обновления Печской Патриархии Хумская епархия была разделена на две: западную, Требыньскую, с кафедрой в монастыре Тврдош, и восточную, Милешевскую, которая чаще называлась Петровской (от монастыря св. Петра в Лиме, где временно была кафедра). Святитель Василий был епископом западной, Требыньской, епархии до 1651 г. Это было время Патриарха Паисия.
27 ноября 1651 г., согласно указу Патриарха Печского Гавриила, святитель Василий становится митрополитом Восточно-Герцеговинским с кафедрой в Оногоште (ныне Никшич). Святитель Василий не раз высказывал желание уйти подвизаться на Святую Гору. Быв однажды на окраине Никшича, он услышал об острожском пустыннике Исаии, который был родом из Попа (близ Никшича). Подвизался Исаия в пещере, в которой ныне находится церковь в честь Святого Креста. Исаия был сожжен турками. Святитель Василий нашел его пещеру и проводил в ней время в посте и молитве. Из Острога он управлял и епархией в течение пятнадцати лет, до самой кончины. Святая жизнь и деятельность святителя Василия стяжали ему огромный авторитет современников. Народ Черногории и Герцеговины почитал его как человека Божия, посланного для спасения народа. Поэтому и кончина его в монастыре Острог 29 апреля (ст. ст.) 1671 г. не была сочтена как расставание с ним. Святитель Василий остался присутствующим в жизни народа, и присутствие его стало еще более действенным. О почитании его свидетельствуют и записи, и устные предания.
В настоящее время в Никшиче имеется соборная церковь во имя святителя Василия. Она была воздвигнута в память черногорской молодежи, погибшей в войне 1875–1880 гг. Об этом сообщает в следующей статье первой главы Милан Савичевич «Оногоштская митрополия и св. Василий Острожский». В Оногоште находилась епископская кафедра Восточной Герцеговины. Предшественниками святителя Василия на этой кафедре были Максим Гагович и Паисий Требешанин. После св. Василия четвертым епископом Оногоштским был митрополит Герасим. В половине XVIII в., когда турки окончательно закрепились в Оногоште, епископия была присоединена к Мостарской.
В статье «Защита монастыря Острог в 1852–1853 гг.» автор Божо Михаилович подробно останавливается на событиях обороны Острожского монастыря во время первого нашествия Омер-паши на Черногорию. Один из отрядов турецкого войска проник из Герцеговины и подошел к Жупскому монастырю, на границе между Герцеговиной и Черногорией. После трехдневной обороны, будучи малочисленны, сербы оставили монастырь и перешли в Острог. Закрывшись в Верхнем монастыре, они решили погибнуть, но не отдавать мощи святителя. Во главе с воеводой Мирко Петровичем защитники в течение девяти дней героически отражали сильный турецкий натиск. Автор приводит список имен участников Острожской обороны в количестве 49 человек, но, по мнению его, их могло быть больше. В это время мощи святого были перенесены в Цетинье, а затем возвращены в монастырь в день памяти святого великомученика Георгия.
В заключительной статье первой части д-ра Любомира Дуркович-Якшича «Монастырь Острог в словах и изображениях» отмечаются особенности Острожского монастыря, разделяющегося на Верхний и Нижний. В «Воспоминаниях», хранящихся в Нижнем монастыре, отмечается, что во время первой мировой войны в Остроге возле мощей святителя Василия были сопрятаны мощи св. Стефана Первовенчанного из монастыря Студени-ца и св. Арсения из монастыря Косыерева. Здесь, говорит автор, все три сербских святителя молились пред Престолом Всевышнего об освобождении и воссоединении сербского народа.
О святителе Василии Острожском, отмечает д-р Любомир Якшич, и о монастыре Острог написано много, но до сих пор еще не имеется исчерпывающей и документальной монографии не только об этом сербском святителе, но и о его монастыре. Тот, кто будет писать такую монографию, должен будет принять во внимание фрески монастыря и все записи и надписи. Будущий писатель должен пересмотреть и использовать и архив монастыря, а также архив митрополии, где имеется и архив Никшичской консистории. Автор приводит все известные ему и изданные труды, в которых имеются сведения о святителе Василии и о монастыре Острог, кончая первой половиной XIX в.
Для истории монастыря важным является вопрос о его развитии в строительном отношении: как он возник и как в дальнейшем расширялся. В этой связи автор приводит в приложении изображения Верхнего и Нижнего монастыря Острог в различные периоды его истории, помещенные в трудах исследователей его, посетителей, путешественников, паломников. Помещены также фотоснимки видов и фресок монастыря.
Вторая часть книги о святителе Василии начинается статьей д-ра Благоты Гардашевича «Святой Василий Острожский, как хранитель Православия». Известно, что территория митрополии святителя Василия была местом, где страдания сербского народа во время владычества турок были особенно велики. Но не только от турок в то время приходила беда сербскому православному народу. Он испытал духовный натиск и с другой стороны — с Запада. От турок ему грозило физическое уничтожение, а с Запада — опасность потерять свою веру. Обездоленному и бесправному народу курия обещала материальную и политическую помощь при условии унии. И задачей святителя Василия при таком положении дела было сохранение веры в народе, обычаев и национального сознания. Хорошо зная опыт истории, он лояльным отношением к турецким властям отклонял от народа и Церкви гнев оккупантов, а сохранением добрососедских отношений с жителями католических земель ограничивал влияние проповедников унии. С этой целью он сам лично объезжал все селения, духовно укрепляя паству, убеждая, что Православие является силой, которая может сохранить народ от окончательной гибели. И если вначале он шел к народу, то позже отовсюду народ пошел к нему, прося совета, защиты и помощи. Такие труды стяжали ему громадный авторитет среди народа всей западной части Сербской Церкви. В течение первых десяти лет архипастырства ему удалось собрать паству. Деятельно участвуя в событиях политической жизни того времени, он использовал всякий случай отклонить все, что могло повредить вере и христианской жизни его паствы. Во время кандийской войны 1645–1669 гг. он перешел в восточную часть Герцеговины, ближе к свободной Черногории. В окрестностях Оногошта, особенно в монастырях Жупа и Поп, он собрал группу подвижников и духовных тружеников, которые учились письменности, и подготавливал кадры священников и священно-монахов, которые впоследствии продолжили миссию святителя в народе. Так, в Остроге еще при его жизни стал существовать просветительный центр, который возбуждал стремление к духовному и национальному освобождению.
В статье «Святой Василий Острожский в наше время» Раде Новакович пишет, что спустя семь лет после кончины святителя мощи его были обретены нетленными. Вера в его святость и молитвенное предстательство пред Богом подвигнула множество людское на паломнические путешествия к его гробу. Современный верующий человек живет в других условиях, чем его предки, но Острог остается великой святыней, как и в прошлом. Проповедью для современного верующего человека, утешением, надеждой служат мощи святителя Василия, как и знамения Божией милости, которые совершаются по его молитвам доныне.
В 1934 г. в Белграде были основаны Общество и больница имени святителя Василия Острожского. Об этом рассказывает Василие Перович в статье «Почитание св. Василия Острожского в Белграде». Задачей Общества было духовно воспитывать верующих, помогать больным и нуждающимся. Инициатором основания Общества был ученый и хирург, пионер сербской хирургии, профессор д-р Нико Милянич.
Ежегодно члены Общества торжественно отмечают день преставления святителя Василия — 12 мая (н. ст.). В церкви св. Марка в Белграде режут «славски колач» и служат па-растас по основателям и почившим благотворителям Общества. В настоящее время Общество возглавляет д-р Любомир Дуркович-Якшич. В статье помещена фотография членского билета Общества с портретом святителя, извлечением из правил Общества и отметкой об уплате членских взносов.
Об Остроге существует богатая литература авторитетных сербских и зарубежных писателей, посетивших Острожский монастырь, пишет в статье «Некоторые известные писатели об Остроге» Любо Павичевич-Слапски. Святителю Василию посвящено множество стихов и других литературных произведений. Среди авторов их — великий поэт и писатель Любомир П. Ненадович, французский дипломат В. де Сомиер, автор сочинения «Политическое и историческое путешествие по Черногории» (1820), английский ученый Вилкинсон, посетивший Острог в 1840 г., русский ученый, автор путевых заметок Егор Ковалевский, бывший в Остроге в 1841 г., английский священник Дентон, посетивший монастырь в 1865 г., Аре Паевич, проживавший в Черногории во время войны 1876 г. К их числу относятся также черногорский историк Лазарь Томанович, архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), французские путешественники Авело и Низиер, Светозар Чорович, бывший в Остроге в 1897 г. Посетили острожские святыни и Д. Голицын, великий знаток и друг Черногории Павел А. Ровинский, написавший капитальный труд о Черногории — «Черногория в своем прошлом и настоящем», архимандрит Дионисий Микович, чешский путешественник Людвиг Куба, известная французская писательница Жилиет Адам, побывавшая в Остроге в 1897 г.
Третью часть книги — «Молитва, святость чудо» — составляют следующие статьи: д-р Чедомир С. Драшкович «Значение молитвы для религиозно-нравственной жизни христианина»; Васо Ивошевич «Литургический элемент в почитании святого Василия Острожского»; Димитрие Калезич «О святости»; Божи-дар Мияч «Смысл Острожского чудотворчества». Здесь есть также извлечение из рукописного сборника монастыря Острог с указанием известных чудодеяний, совершившихся у мощей святителя Василия.
(ФОТО) Храм во имя святителя Василия Острожского в г. Никшич
Особый интерес представляет статья Васо Ивошевича. Автор сообщает, что почитание святителя Василия началось давни в сербском народе. При этом с самого начала проявлялись многие стороны литургического почитания, как молитва, пост, паломнические путешествия, присяга, обеты, жертвы, соборы (молитвенные собрания народа), строительство храмов, посвященных святителю, и изображение его на иконах. Службу святителю Василию написал последний Печский Патриарх Василий Йованович-Бркич во время своего шестимесячного пребывания в Острожском монастыре. В очень образных метафорах автор Службы изображает пастырское служение святителя. При этом он пользуется символами и эпитетами древней богослужебной поэзии. Впервые Служба была напечатана в белградском издании Сербляка в 1861 г. Имеется она и в последнем его издании 1970 г. Акафист святителю Василию написал некий пресвитер Василий в 1947 г. на церковнославянском языке. Находится он в рукописи в монастыре Острог.
Еще с 1678 г., когда были обретены мощи святителя и он был провозглашен святым, началось празднование дня его преставления 29 апреля (ст. ст.). Память святителя Василия особо торжественно празднуется в Черногорско-Приморской, Дабро-Босанской и Захумско-Герцеговинской епархиях. Служба ему имеет в Типиконе знак красного креста или красного креста в полукруге, т. е. совершается полиелейная служба или бдение, аще настоятель изволит.
В синаксаре Службы воспоминается, что святитель «различными чудесными делами прославлен от Бога и врачует всех, кто с искренней верой притекает к его мощам».
Несколько раз мощи святителя Василия были переносимы из монастыря и сокрываемы перед наступлением турецких войск. Первый раз это было, когда в 1714 г. напал на Черногорию Науман Чуприлич. Монахи закопали останки святителя возле реки Зете. Целый год он был здесь сопрятан. Река заливала место его упокоения, но мощи и ковчег остались целыми. Второй раз — во время осады монастыря Острог Омер-пашой в 1852 г. Ночью мощи были перенесены в Цетинье. Последний раз они были перенесены в Цетинье в 1877 г., где оставались до 1878 г., затем возвращены в Острог. В монастырской летописи записано еще одно малое перенесение мощей святителя в Верхнем монастыре: в феврале 1942 г. тогдашний настоятель обители архимандрит Леонтий Митрович распорядился, чтобы мощи были сопрятапы в надежном месте ввиду орудийной канонады. Мощи были поставлены в пещерном помещении.
За последние 40 лет святитель Василий два раза был переоблачаем. Первый раз — в 1927 г. — священные одежды его меняли митрополиты Гавриил и Нектарий с архимандритом Острожского монастыря. Второй раз — 18 апреля 1962 г. — чин священного переоблачения совершил митрополит Черногорско-Приморский Даниил с епископом Захумско-Герцеговинским Владиславом и собором черного и белого духовенства.
В Акафисте святителю Василию, составленном пресвитером Василием в 1947 г., есть и молитва ему. Помимо этой, существует много других молитв святителю, составленных отдельными паломниками. В них они выражают свои просьбы, надежды, благодарения. Существует и экуменическая молитва ему.
В монастырских записях часто говорится о паломниках, которые приходят в обитель, чтобы поисповедаться и причаститься. Они подготавливают себя к этому строгим постом в течение одной седмицы перед праздником святителя. Дни от праздника великомученика Георгия до праздника святителя Василия в народе называются «неделей святого отца Василия». И многие в это время постятся.
Перед мощами святителя Василия верующие сербы произносят присяги, обеты, клятвы.
Монастырь Острог ежегодно посещает огромное количество богомольцев. Особенными днями посещения монастыря являются дни праздника Святой Троицы, праздник Успения Божией Матери, дни памяти святых апостолов Петра и Павла, пророка Илии и святителя Василия Острожского.
Статья Васо Ивошевича сопровождается фотографиями икон святителя Василия с указанием известных и анонимных авторов-художников, написавших их. Помещены также фотографии храмов, посвященных святителю Василию, с краткой историей их, в Черногорско-Приморской, Дабро-Босанской и Захумско-Герцеговинской епархиях.
Книга, посвященная 300-летию преставления святителя Василия, Острожского чудотворца, несмотря на обилие материала, помещенного в ней, все же не дает полного представления о духовном облике святителя. Она освещает только некоторые моменты его жизни и архипастырской деятельности. И понятно, что один из авторов книги пишет о необходимости написания полной и исчерпывающей работы о святителе Василии и об Острожском монастыре.
Священник Дамиан КРУГЛИК