Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Третье явление Господа нашего Иисуса Христа Своим ученикам было при море Тивериадском, когда были вместе Петр, Фома, Нафанаил из Каны Галилейской, сыновья Зеведеевы и еще два ученика.
Всю ночь трудились ученики при ловле рыбы и не могли ничего поймать. А наутро явился Иисус на берегу моря и спросил: дети, есть ли у вас какая-либо пища? Они ответили: нет. Тогда Господь сказал: закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете. Они закинули и поймали много рыбы. И вот после чудесного улова рыбы Христос со Своими учениками сидел на берегу Тивериадского моря, и все ели хлеб и рыбу. Воскресший Христос обедает на берегу моря Тивериадского. У Христа уже особое Тело, и ученики узнали Его глазами и чувством сердца. Христос, победивший смерть, теперь, после Своего Воскресения, сидит у костра с учениками Своими и беседует. Во всем мире все, как прежде. Никто не знает, что Творец Вселенной, Спаситель мира, Которому небо — престол и земля — подножие ног Его, сидит на берегу небольшого моря. Ранним утром веяло прохладой, и, конечно, тогда была тишина на этом берегу, ибо и ветры, и море, и все повинуется Ему.
«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин. 21, 15–17).
В явлении Воскресшего Господа при Тивериадском море это есть событие величайшей Божественной любви- В этом явлении Господь восстанавливает апостола Петра в его апостольском достоинстве. Замечается таинственное и полное глубочайшего смысла соответствие между восстановлением Петра в его апостольском достоинстве и в его призвании и отречении.
Господь восстанавливает апостола Петра в его апостольстве там же, где он был и призван вначале, то есть при море Тивериадском, и тоже при ловле рыбы. И как прежде, так и теперь ученики много-много трудились и в ту ночь не могли ничего поймать. Но вот ученики по слову Своего Учителя закинули сеть и извлекли много рыбы, и вышли на берег, «и видеша огнь лежащь и рыбу на нем лежащу и хлеб» (Ин. 21, 9). При такой же обстановке апостол Петр отрекся от Христа, греясь при огне во дворе архиерейском (Мк. 14, 67; Лк. 22, 56: Ин. 18, 18).
Апостол Петр видел, как судили Господа у первосвященника Каиафы, и трижды отрекся от Него, когда его спрашивали: не ученик ли он Его? После трех отречений Евангелие повествует: «Обращься Господь воззре на Петра и помяну Петр слово Господне, якоже рече ему, яко прежде даже петел не возгласит, отвержешися Мене трикраты. И изшед вон плакася горько» (Лк. 22, 61–62). Здесь же, при море Тивериадском, Петр, сидя при огне, видит Воскресшего Господа, Который обращается к нему и спрашивает: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» и получает ответ: «Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя» (Ин. 21, 17).
Троекратное отречение Петр покрывает троекратным утверждением, что он любит Господа своего.
В словах Иисуса Христа: «Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих» (Ин. 21, 15), напоминается Петру тот момент, когда на Тайной Вечери Господь предсказал ученикам: «что они все соблазнятся о Нем в ночь сию», и все скорбели. Тогда Петр дерзновенно заявил о себе Господу: аще и еси соблазнятся о Тебе, аз никогда же соблажнюся (Мф. 24, 33; Мк- 14, 29).
Как после третьего отречения Петр, вспомнив предсказание Господа «изшед вон, плакася горько» (Лк. 22, 62), так и после третьего вопрошания Господом: «любиши ли Мя? оскорбе Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя» (Ин. 21,17).
Итак, исповедь Петра оканчивается великой скорбью.
Троекратным вопрошанием к Петру: «любиши ли Мя» и его троекратным ответом Господу: «Господи, Ты веси, яко люблю Тя» Христос восстанавливает Петра в его апостольском служении. Вразумляя далее апостола Петра, Господь сказал ему: «Коею смертию прославит Бога» (Ин. 21, 19) и добавил: «иди по Мне» (Там же). Господь обращается к апостолу Петру с теми же словами, с которыми Он обратился к нему и его брату Андрею, когда при море Тивериадском призвал их к апостольскому служению: «грядита по Мне» (Мф. 4, 19). Этим самым Христос предсказывает Петру о его призвании после отречения.
Петр совершил ужасное преступление. Петр отрекся от любимого и близкого Господа, Учителя и Спасителя у Него же на глазах и именно в то время, когда Он был уничижен. И вдруг Господь обращается к нему: любишь ли ты Меня, Петр, больше, нежели они? то есть более, нежели те, которые не отрекались. Отныне говорю тебе: уничтожаются три твоих отречения, «паси овец Моих» (Ин. 21, 15, 16, 17).
Ведь ты плакал, Петр, и слезы твои привели тебя ко Мне.
Какая безмерность Божественной Любви, — ни горечи, ни тени упрека — ничего, кроме любви. Великого значения полно каждое слово Христа. И явный, и скрытый смысл в них велик. Потому что все слова и все события Евангелия относятся и к личной судьбе каждого человека.
Братья и сестры, будем уповать на Бога, как Творца всего сущего, Подателя и Источника жизни, потому что, по учению Священного Писания, «о Нем бо живем и движемся и есмы» (Деян. 17, 28). Заглянем каждый в самого себя и устремим ум наш на небо. Дабы нам в духовном совершенствовании стать выше всяких страстей и пороков и всяких грехов и вознестись на высоту добродетелей и чистоты.
Пусть не устрашает нас узкий и тернистый путь к Отечеству Небесному. Этот путь не новый, этим путем прошли сонмы святых угодников Божиих. В этот путь мы призваны от самого дня рождения, от святых минут нашего Крещения.
Если не всем Христос говорит: «паси агнцев Моих» (Ин. 21, 15), то к каждому из нас обращается Христос: «любишь ли ты Меня?»
И что можем ответить мы, знающие, что любовь к Богу неотделима от любви к Его заповедям? Что ответим мы Христу, Господу нашему, когда призовет Он к Себе, когда лицом к Лицу узрим Бога, и Он спросит каждого, как спросил Петра: «любишь ли ты Меня?»
Мы все сможем тогда ответить: «Господи, Ты все знаешь». Да, Господь знает все дела, слова и мысли наши греховные, но каждый ли из нас тогда докончит: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». Аминь.
Священник Василий КОЗЫРЬ, кандидат богословия