Поучение в праздник Преображения Господня

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный...

Преображение Господне, братие и сестры, — важнейшее событие и в жизни Спасителя, и в деле спасения нашего.

Задолго до Своих крестных страданий и смерти Христос подготавливал к ним учеников Своих (Лк. 9, 22), чтобы они верно восприняли и поняли грядущее. Апостолы должны были уверовать, что их Учитель не еврейский пророк, а воплотившийся для спасения рода человеческого Сын Божий. Правда, апостолы уже не раз исповедовали Его Сыном Божиим (Ин. 1, 49; Мф. 16, 16), но и они жили общееврейской надеждой, что ожидаемый Мессия будет земным царем Израилевым. Наблюдая Его чудеса, огромное влияние Его на народ, они не сомневались, особенно после насыщения пяти тысяч человек, что Христос провозгласит Себя царем Израиля; менее всего они думали тогда об избавлении людей от греха, проклятия и смерти, о даровании жизни нетленной, вечной. Поэтому необходимо было, говорит преподобный Ефрем Сирин, чтобы «Господь явил им Царство Славы Своей прежде поругания Своего и честь прежде бесчестия, чтобы, когда будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, а добровольно для спасения мира».

И явилась апостолам Слава Господня.

С тремя ближайшими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — Христос восшел на высокую и прекрасную гору Фавор, чтобы помолиться (Лк. 9, 28; Мк. 9, 2). Христос молился на самой вершине горы, чуть ниже — апостолы. Молясь, апостолы отягчены были сном (Лк. 9, 32) и не видели начала Преображения Господня. Их пробудило сияние славы (Лк. 9, 32), — необычайный свет, исходящий от Господа. Они увидели лицо Христа просветившимся, как солнце, и одежды Его белыми, как свет (Мф. 17, 2), как искрящийся на солнце снег (Мк. 9, 3). «Дух молитвы, — говорит митрополит Филарет, — сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Преизбыток сего света, не сдерживаясь в душе, пролиялся на тело, одежду и просиял в лице».

И узрели апостолы рядом со Христом Моисея и Илию, явившихся в сиянии славы небесной. Ветхозаветные мужи беседовали со Христом об исходе Его во Иерусалим (Лк. 9, 31) для совершения искупительного подвига.

Озаренные необычайным, напоившим сердца светом, апостолы испытывали неизъяснимое блаженство, как если бы они пребывали не на земле, а на небе. И когда мужи-небожители стали разлучаться со Христом (Лк. 9, 33), святой апостол Петр взмолился ко Господу: Наставниче, добро есть нам здесь быть; и сотворим сени три: едину Тебе, едину Моисею и едину Илии (Лк. 9, 33). Но Христу надлежало еще испытать уничижение и бесславие поношения и заушения, пережить муки Голгофы, умереть, воскреснуть, вознестись и только тогда войти во славу небесную, даровать райское блаженство возлюбившим Господа. Начаток будущего блаженства Христос и явил апостолам Своим Преображением, свидетельствовавшим о Нем, как о Сыне Божием.

Свидетельство о Христе, как Сыне Божием, апостолы услышали и от Самого Отца Небесного. Евангелист Матфей так говорит об этом: Еще когда он (Петр) говорил (молил Христа о сенях), се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5).

И осенившее апостолов облако, и голос Отца Небесного были так внезапны, что апостолы испугались, пали ниц и лежали до тех пор, пока Христос, подойдя к ним, не коснулся их, сказав: востаните и не бойтесь (Мф. 17, 7). Они приподняли головы, но никого уже не увидели, кроме Спасителя, сказавшего им: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мф. 17, 9).

Свидетельствуя о Христе, как Сыне Божием, Преображение доказывает, что жизнь человеческая продолжается и после смерти. Моисей и Илия, оставив в свое время земное поприще, продолжают жить на небе, участвуют в действии Промысла Божия о спасении людей; они — друзья Господа, и с ними слава Его и неизреченное блаженство.

Братие и сестры! Еще при жизни на земле апостолы и многие угодники Божий сподоблялись осияния Фаворским светом: Серафим Саровский, Тихон Задонский, Григорий Палама. Вознесем же и мы, грешные, усердную молитву ко Господу, чтобы и нас озарил Он Своим Божественным светом: Христе, Свете истинный! Обрати и нас к свету заповедей Твоих, да воссияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Аминь.

Протоиерей Александр ВЕТЕЛЕВ