Возлюбленный о Господе и дорогой Брат наш Архиепископ д-р Мартти Симойоки!
Глубокоуважаемый и дорогой епископ д-р Аймо Николайнен!
Досточтимые служители Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, дорогие о Господе братья и сестры, собравшиеся ныне в сем прекрасном храме!
Сегодня мы испытываем особую духовную радость, что по приглашению досточтимого г-на Архиепископа Мартти Симойоки имеем приятную возможность быть среди вас и молиться вместе с. вами. Мы искренне благодарны Вам, г-н Архиепископ, за братское гостеприимство и слова дружеского. привета. Находясь за вашим богослужением, мы непосредственно соприкасаемся с богослужебной традицией вашей Церкви, духовно сопереживаем. вместе с благочестивой общиной.
Мы весьма рады, что имели братскую встречу с Вами, с Вашими собратьями — епископами, духовенством и верующим народом. Дорогой Брат. Архиепископ, своими церковными трудами, служением христианскому единству и на благо мира Вы достойно снискали заслуженное уважение как в своей стране, так и за ее пределами. Ваше имя хорошо известно и в нашей Церкви.
Пользуясь случаем, хочу передать Вам, дорогой Брат Архиепископ Мартти Симойоки, и в Вашем лице всей Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии самые искренние и горячие приветствия от чад Русской. Православной Церкви словами пасхальной радости: «Христос воскресе!»
Наш визит совпал с наступлением весны в природе, когда вокруг все пробуждается, обновляется под живительными лучами весеннего солнца и радуется все живущее на земле. С праздником Пасхи и в Церковь пришла радость «духовной весны обновления душ красотами добродетелей» (слова св. Григория Богослова). Мир небесный и земной радуется Воскресению Солнца Правды Христа, Который обновил человеческую жизнь и наполнил ее глубочайшим смыслом познания истины, осуществления добра, справедливости, любви, мира, вечного спасения и бессмертия.
Думаю, что сравнение будет соответствовать действительности, если скажу, что и взаимоотношения, установившиеся между нашими народами и Церквами, находятся как бы в периоде весеннего расцвета. Они проникнуты духом традиционной дружбы, плодотворного сотрудничества и самого высокого оптимизма. Это, безусловно, необходимо и для мирного развития наших добрососедских стран, и для успешного осуществления экуменических контактов между нашими Церквами.
В отношениях между Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии и Русской Православной Церковью особое значение приобретают ставшие систематическими богословские собеседования между их представителями, проходившие в вашей стране и в Советском Союзе. Мы высоко ценим личное участие возлюбленного о Господе Брата нашего Архиепископа д-ра Мартти Симойоки в этих богословских собеседованиях. Мы испытываем глубокое удовлетворение, что через две недели недалеко от Хельсинки начнутся третьи братские богословские встречи между представителями двух наших Церквей. Мне хотелось бы считать настоящую нашу совместную молитву в этом прекрасном храме как бы духовным началом этих собеседований. Не предвосхищая результатов предстоящих дискуссий, я хочу кратко остановиться на основных вопросах их программы.
Начну с темы о Евхаристии. Представители двух наших Церквей уже затрагивали в своих обсуждениях таинство Евхаристии, перед Божественной сущностью которого умолкает с благоговейным трепетом самое изощренное богословие и которое воспринимается верой при содействии Святого Духа. Ветхозаветный псалмопевец Давид мог только пророчески предчувствовать, какое величайшее счастье Господь преподает людям: «Вкусите, и увидите, как благ Господь», — говорит он (Пс. 33, 9). Установленная на Тайной вечери Евхаристия является знамением Нового Завета между Богом и людьми, того Завета, который Христос Спаситель заключил с нами Своим искупительным подвигом. Давая ученикам хлеб. Спаситель сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26,26–28).
В литургической и религиозной жизни Евхаристия занимает центральное место, ибо без нее нет Церкви. Церковь же по самой своей мистической природе евхаристична: она есть «тело Христово» (1 Кор. 12, 27). Евхаристия также есть Тело и Кровь Христовы и немыслима вне Церкви.
Святые отцы называют Евхаристию «таинством таинств», потому что в Древней Неразделенной Церкви крещение, миропомазание, священство и другие таинства не совершались без причащения. В церковной жизни христиан все концентрировалось вокруг литургии, т. е. Евхаристии.
Между Евхаристией и вероучением Церкви существует прямая взаимосвязь. Литургические памятники сохранили евхаристические молитвы, в которых содержится истолкование догматов о Святой Троице, творении мира и человека, искуплении и освящении. В православной литургии догматика находит свое раскрытие и молитвенное переживание.
Бескровная евхаристическая жертва по своей сущности вневременна: она охватывает прошлое, настоящее и будущее. Евхаристия универсальна, она. приносится «за всех и за вся», за живых и умерших, за Церковь земную и небесную. Православный епископ или священник сознает, что он, совершая Евхаристию, предстоит пред Богом и возносит молитвы благодарения, прошения, ходатайствует и умилостивляет Бога за весь мир, за всю вселенную, за всех людей.
Мы исповедуем, что в сакраментальный момент наитием Святого Духа хлеб и вино реально, действительно пресуществляются, претворяются, преобразуются в истинные Тело и Кровь Христовы. Это чудо превосходит человеческий разум и воспринимается нашей верой, согласно словам: Спасителя: «Человекам невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26). Эту веру замечательно объясняет русский святитель Димитрий Ростовский: «Некоторые недоумевают, как Христос может быть одновременно и на небе, и на земле в многочисленных православных храмах? А я спрошу, — говорит в ответ святитель Димитрий, — как же солнце светит и на небе, и на земле, и на востоке, и на западе, и во всех странах мира? Некоторые удивляются, как Христос преподается: в малых частицах освященного хлеба, но всегда целый, не меньший в одной частице и не больший в другой? А. как же один голос в моих устах и в ушах моих многочисленных слушателей — один и тот же голос, целый и неделимый? Иные спрашивают: как: Тело Христово, вкушаемое многочисленными прихожанами, может не уменьшаться? А если от одной свечи зажечь множество свечей, разве уменьшится свет первой свечи? Спрашивают, как можно в малой частице принимать в себя всего Христа? А если человек взойдет на гору и перед.. ним раскроется вид расположенного у подножия горы города, мы спросим: как может весь город вместиться в маленьком зрачке человеческого глаза?» — отвечает святитель.
Таким образом, чудо пресуществления Святых Даров, по нашему глубокому убеждению, — это чудо всемогущей силы Божией, для которой нет предела, это чудо Божией любви и премудрости, спасающей нас для вечной жизни.
Не случайно в православном Служебнике Святые Дары Христовы предпочтительно называются «святыми, небесными. Божественными, бессмертными и животворящими тайнами». Наименование тайнами соответствует самой их природе и таинственному, сокровенному воздействию их на причащающихся.
Святой Игнатий Богоносец, живший во втором веке, писал, что для причастника «Евхаристия — это врачевство бессмертия» (Послание к Ефесянам, в русском пер. прот. П. Преображенского. Писания мужей апостольских. СПб., 1895, с. 278). Действительно, соединяясь со Христом, причастник получает обилие благодатных даров Святого Духа. Причащение Святых Тайн одухотворяет ум причастника, обогащает его сердце, вызывает умиление, благоговение, благодарение, движет волю к подвигам любви и милосердия к людям. При достойном причащении мы как снег убеляемся от грехов Пречистой Кровью Христовой и становимся «храмом Пресвятаго Духа» (из молитвы Преждеосвященной литургии).
Я затронул лишь некоторые аспекты святейшего таинства Евхаристии в надежде, что на совместном собеседовании православные и лютеранские богословы смогут детально изучить евхаристические проблемы и прийти к взаимному согласию по многим важным пунктам.
Следующий вопрос, который также будет рассматриваться на собеседовании, касается главнейшего догмата христианства: учения о спасении.
Обе наши Церкви исповедуют Никео-Цареградский символ веры, принятый на I и II Вселенских Соборах, в котором сказано: «Верую... и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына. Божия... нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».
Как все тайны Царства Божия, сущность богооткровенной истины о спасении постигается человеческим разумом непременно через призму слова Божия, с помощью богатой сокровищницы церковного Предания и авторитета соборного разума Древней Неразделенной Церкви. Иначе могут возникнуть существенные упущения, неопределенность или двусмысленность в богословском понимании учения о спасении.
С православной точки зрения, следует непременно различать объективную и субъективную стороны спасения. Объективная сторона спасения заключается в историческом факте воплощения и искуплении Господом нашим Иисусом Христом всего рода человеческого. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16), и исключительно по Своей безграничной любви к людям Бог Отец послал в мир Сына Своего Единородного, Который наитием Святого Духа воплотился от Пресвятой Девы Марии и воспринял человеческую плоть.
Во Иисусе Христе Божественная и человеческая природы явились в неслитном, нераздельном и неразлучном соединении. Богочеловек Иисус Христос стал членом человеческого рода и по Своей природе родствен людям. Через богочеловеческую природу Спасителя мира Божество приблизилось к человечеству. От соприкосновения с Божеством обожилась не только человеческая природа Самого Господа Иисуса Христа, но через Него и в Нем обожена и освящена человеческая природа в целом. «Человеку нужно было освятиться человечеством Бога, — говорит св. Григорий Богослов, — чтобы Он Сам избавил нас и возвел нас к Себе чрез Сына, посредствующего и все устрояющего в честь Отца» (Творения, ч. 4. М., 1889, с. 142). Благодаря воплощению Иисус Христос стал единственным «Посредником между Богом и человеками» (1 Тим. 2,5).
Воплощение Сына Божия было на чалом нашего спасения, т. к. оно разрушило воздвигнутую грехом преграду, отделявшую Божество от человечества. Во Христе Иисусе Бог вновь становится близким к людям, усыновляет их, делает детьми Божиими и наследниками (Рим. 8, 15–16).
Однако для полного спасения потребовался и другой величайший акт — искупление от первородного греха и смерти. И здесь опять-таки Божественная любовь к людям совершила, по словам св. Григория Богослова, «чудо нашего спасения». «Немногие капли Крови воссоздали целый мир» (Творения, ч. 4, с. 148). Действительно, абсолютно безгрешный Иисус Христос принял на Себя всю сумму человеческого греха и на Кресте «один умер за всех» (2 Кор. 5, 14), «дабы освятить людей Кровию Своею» (Евр. 13, 12), «очистить нас от всякого греха» (1 Ин. 1, 7). И, «если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5, 10).
Орудием нашего спасения послужил именно Крест. По словам св. Афанасия Великого, «спасение всех Иисусу Христу надлежало совершить не иначе, как на кресте, чтобы одной рукой привлечь к Себе ветхий народ, а другой — званных из язычников. Тех и других соединить в Себе. Господь пришел низложить диавола, очистить воздух от его козней и открыть нам путь для восхождения на небо. А это, — продолжает Святитель, — могло совершиться смертью, принятою в воздухе, то есть на Кресте» (Творения, ч. 1. Троице-Сергиева Лавра, 1902, с. 222–223).
Итак, грех был умерщвлен на Кресте, смерть побеждена Воскресением Христа и путь открыт в Царство Небесное для вечной жизни. Спасение стало объективной реальностью, т. е. высочайшим актом всеобъемлющей любви Божией к человеческому роду: «Благодатию вы спасены..., — говорит апостол Павел, — и сие не от вас. Божий дар» (Еф. 2,8).
Тем не менее спасение даруется людям не автоматически. «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21), — сказал Спаситель и пояснил: «Доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). И апостол Павел наставляет: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2, 12). Это означает, что дело спасения зависит и от нас самих, от личного, субъективного участия человека в сложном процессе активного спасения.
Возрожденный благодатию Божией человек призван идти «путем новым и живым» (Евр. 10, 19), то есть психологически перестроиться на постоянное нравственное совершенствование, освобождение от греха, стяжание Святого Духа чистотой сердца, молитвой, жизнью в Боге и исполнением Его заповедей. А это значит, что для спасения необходимы «добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 10), ибо «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2, 17). Многоразличными делами любви христианин реализует свою веру, умножает добро в своей душе и вокруг себя и тем самым способствует личному спасению и своим примером содействует тому, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2,4).
Позвольте выразить надежду, что предстоящая богословская дискуссия внесет ценный вклад в раскрытие учения о спасении.
Что касается служения христианских Церквей миру сегодня, то мы полагаем, что эта тема, стоящая в программе богословского собеседования, весьма важна, ибо она жизненна и близка каждому человеку независимо от конфессии, национальности, убеждений. Мир нужен всем без исключения. «Миром поддерживаются, — говорит св. Григорий Богослов, — а от несогласия приходят в расстройство города, страны, дома, общества, супружества и дружеские союзы... С прекращением мира и мир перестанет быть миром. Мир оставлен нам Спасителем, как прощальный залог (Ин. 14, 27). Любящие мир близки к богу» (Творения, ч. 1, с. 186; ч. 2, с. 188–189,199).
По зову Евангелия и христианской ответственности Церкви и христиане призваны совместно свидетельствовать о мире на земле, служить примирению человечества, содействовать развитию братства и мирного сотрудничества всех народов, чтобы восторжествовал прочный мир, а война навсегда была исключена из жизни человеческого общества. Ради этой святой цели Русская Православная Церковь неустанно благовествует о мире и совершает свой миротворческий труд.
Мы высоко ценим миротворческое служение Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии. Как говорится в резюме по теме «Справедливость и насилие» Второго богословского собеседования двух наших Церквей в Троице-Сергиевой Лавре в декабре 1971 года, Церковь состраждет миру, и на ней, в условиях атомного века, лежит особая ответственность делать все возможное для предотвращения международных конфликтов и для укрепления мира между народами. В своей проповеди Церкви должны подчеркивать мир и справедливость. При этом не следует забывать, что люди несут совместную ответственность за сохранение человечества и за правильное пользование природой, которую им дал Господь. Участники собеседования подчеркнули в этом резюме значение инициативы Финляндии по проведению в Хельсинки Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству.
В связи с этим я хочу, возлюбленные о Господе братья и сестры, заверить вас в глубоком уважении и дружбе всех граждан Советского Союза к талантливому и трудолюбивому народу Финляндии, в понимании и высокой оценке миролюбивой политики вашей родины, направленной на укрепление добрососедства и дружеского сотрудничества с нашей страной и мира в Европе и во всем мире. Имя Президента Финляндии г-на Урхо Калева Кекконена в широких кругах советской общественности известно как имя мудрого государственного деятеля, друга Советского Союза, энергичного поборника мира и справедливости для всех народов.
Мы пребываем в твердой надежде, что Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии и Русская Православная Церковь с помощью Божией будут и далее успешно трудиться, оберегая дружбу между нашими двумя странами и укрепляя между ними плодотворное сотрудничество.
Позвольте, возлюбленный о Господе Брат Архиепископ, дорогие друзья, еще раз сердечно поблагодарить вас за оказанное мне и моим спутникам братское внимание.
Да благословит Господь дальнейшее-развитие дружеских связей между нашими Церквами и народами.
Сердечно и молитвенно желаю всем вам, возлюбленные братья и сестры, обильных от Господа благ и процветания вашей Церкви и родине!
«Благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Тим. 1, 2) да будут со всеми нами. Аминь.