ПОУЧЕНИЕ 7-Е.

О том, что оставившие все и последовавшие Христу, получат воздаяние, хотя бы они были люди уничиженные.

Отцы мои, братия и чада! Вы как тучная и добрая земля, приемля смиренное мое слово, всегда приносите плоды и произрастите, как бы сад, украшенный красотами добродетелей. Ибо я вижу, чада мои, и знаю ваши дела и вашу тщательность, и приемлю одного кротость, другого ревность, иного безмолвие, другого псалмопение, иного делание [1], другого бдение, от одного то, от другого иное, а от всех непрестанное и непреодолимое тщание к составлению нашей общежительной жизни. Удивляюсь я, как некоторые забыли прежние свои страстные привычки, так как они мало-помалу понуждали себя Господа ради, переменились и стали как бы другие, мужественно претерпевая настоящее и жительствуя подобно добродетельным братиями. Ибо поистине все возможно для любви Христовой, так как она и высоких убеждает и влечет ко смирению, и привыкших невоздержно есть и пить к воздержанию, и богатых к нищете. И не этим только я удивляюсь, но и всем, которые ради Евангелия Христова оставили все; ибо одни оставили родителей, другие братъев, иные жен, другие близких, иные отечество, другие домы, а иные расстались с привычками; ибо во всех самоотвержение одинаково. Часто оказывается, что тот на кого смотрят как на низшего, и кого считают недостойным стоять наравне с некоторыми из высших, переносит несравненно больший труд; хотя бы и не было чего другого, но уже в том одном, что он возмог освободиться от насилия и мучительства естества и любви родителей и сродников своих, или от произвольных привычек. Одно это может ему вмениться в мученичество, и достаточно для того, чтобы сказать Христу, подобно верховному Апостолу Петру: се мы оставихом вся и вслед Тебе идохом: что нам будет? И скажет ему Господь: во второе пришествие сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевама. (Мат. 19, 27. 28). Если нам уготованы таковые толикие воздаяния, братие и Отцы, то почему всем нам еще не понуждать себя к совершению добродетелей? Почему не претерпеть всякую скорбь и тесноту Христа ради, - воздержание, бдение, поношение, повиновение, послушание, славословие, песнопение, или иное что-либо трудное, говоря пророческое слово: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день: вменихомся яко овцы заколения. (Пс. 43, 23)? И по истине, чада мои, вы не далеки от сего гласа. Ибо не закалаетесь ли и вы каждодневно отсечением воли вашей, ударами обличений, пребыванием в послушании, и кровью сердец ваших? Хотя и не чувственно, однако вы уподобляетесь мученикам, и получите, по словам Апостола (1 Петр. 5, 4), неувядаемый венец славы.

Не лгу я перед вами, чада мои, и не обманываю вас; да не будет сего! Но и весьма много отстаю от истины, и разве только несколько изображаю вещи омраченным моим словом. Впрочем, говорю вам, что вы достойны великих воздаяний, если совершите жительство ваше; и блажен тот, кто бывает не слушателем только того, что читается и говорится, но и делателем. Полезно бы мне было всеокаянному претерпеть укорение, заушение, поношение, поругание и все благие страсти Христовы, чтобы еще здесь получить разрешение грехов моих и достигнуть небесной славы. Ибо подвергнуться гонению, смерти или другому чему либо скорбному, но не устрашающему, наводящему боязнь, но безбоязненному, - это показывает с одной стороны, что мир любит тело свое, а с другой, что душа несравненно славнее и почтеннее (тела), с которою вместе и тело наследует обетованные блага.

Поэтому, чада, да осияет вас свет неложного разума, и любовь Божия да отлучит вас от мира, и желание жизни вечной да умертвит похоти ваши, и Бог да приведет и вознесет вас в меру высокую и к цели благочестия, да утвердит сердца ваши и да укрепит помышления ваши. И никто из вас да не лишится той благой части и наследия, которое получили прежде усопшие братия наши; потому что без сомнения и мы все туда пойдем, познаем один другого, и увидим друг друга, иного рода познанием. А если сподобимся, то наследуем и те блага, ихже око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава со Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] По греч. ἐργασία. Это слово кроме внешнего труда, работы, означает и умное делание.