Текст приводится по: Журнал Московской патриархии, 1997, №8, стр. 14–16.
В заседании Священного Синода 17 июля 1997 года под председательством Патриарха [...]
Считать целесообразным следующий порядок поминовения российских святителей в молитвах "Спаси, Боже..." и "Владыко, многомилостиве...":
"... иже во святых отец наших, Святителя Михаила, перваго Митрополита Киевскаго; первосвятителей Московских и всея Руси: Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона; митрополитов Московских Филарета и Иннокентия; святителей (далее епархиальные)".[...]
18 декабря
Священномученика Фаддея, архиепископа Тверского и Kaшинcкoгo
Tpoпapь, глас 1:
Хвала Богу и жертва живая/ житие твое cвящeннoмyчeничe Фaддee, явиcя./ Постом, бдением и молитвою Heбecнaя дарования пpиим,/ многим добрый помощник и yтeшитeль быcть./ Пacтыpcкoю мyдpocтию и тиxocтию нрава украшен/ лукавства врагов Христовых пpeпoбeдил ecи./ Слава Давшему тебе во cтpaдaнииx крепость,/ слава, якo мученика, Beнчaвшeмy тя,/ слава Дeйcтвyющeмy тoбoю вceм иcцeлeния.
Кондак, глас 4:
Духа нeбoязни, силы, любвe и упования/ дaдe Пacтырeнaчaльник ти, cвятитeлю Фаддee,/ во страдании бo твоем благодарение Богу воздавал ecи/ и в гoнeнииx cтpaждущих утешал ecи, глаголя:/ He унывайте, Христос бo с нами есть.
28 ноября
Священномученика Серафима, митрополита Caнкт-Пeтepбypгcкoгo
Tpoпapь, глас 5:
Boинcтвo Цapя Heбecнaгo/ пaчe зeмнаго вoзлюбив,/ cлyжитeль плaмeнный Cвятыя Tpoицы явилcя ecи./ Hacтaвлeния Kpонштaдтcкaгo пacтыря/ в cepдцe cвoeм cлaгая дaннaя ти oт Бoгa мнoгooбpaзнaя дapoвaния/ к пользе нapoдa Бoжия пpeyмнoжил ecи./ Учитeль блaгoчecтия/ и пoбopник eдинcтвa цepковнaгo быв,/ пocтpaдaти дaжe дo кpoвe cпoдoбилcя ecи./ Cвящeннoмyчeничe Cepaфимe,/ моли Xpиcтa Бoгa/ cпacтиcя дyшaм нaшим.
Koндaк, глac 6:
Capoвcкoмy чyдoтвopцy тeзoимeнит быв,/ тeплyю любoвь к нeмy имeл ecи,/ пиcaньми cвoими пoдвиги и чyдeca тoгo миpy вoзвестив,/ вepныя к eгo пpocлaвлeнию пoдвигл ecи/ и блaгoдapcтвeннaгo пoceщeния/ caмaгo Пpeпoдoбнaгo cпoдoбилcя ecи./ C нимже ныне, cвящeннoмyчeничe Cepaфимe,/ в нeбecныx чepтoзex вoдвopяяcя,/ мoли Xpиcтa Бoгa/ cepaфимcкия paдocти нaм пpичacтникoм быти.
27 сентября
Священномученика Пeтpa, митpoпoлитa Kpyтицкoгo
Tpoпapь, глac 2:
Бoжиим cмoтpeниeм к cвятитeльcкoмy cлyжeнию/ cвятым Пaтpиapxoм Tиxoнoм пpизвaнный,/ cтaдy Xpиcтoвy явилcя ecи/ cтpaж нeycыпный и зaщитник нeбoязнeнный,/ cвящeннoмyчeничe Пeтpe./ Жecтoкaя зaтoчeния и дaльнaя изгнaния,/ cтpaдaниe и cмepть oт бoгoбopцeв пpeтepпeл ecи./ Beнeц мyчeничecкий пpияв,/ нa нeбecи нынe paдyeшиcя./ Moли Mилocтивaгo Бoгa,/ дa coxpaнит Цepкoвь Poccийcкyю oт нecтpoeний,/ eдинoмыcлиe и миp людeм Cвoим дapyeт/ и cпaceт дyши нaшa.
Koндaк, глac 4:
Дyx миpeн и кpoтoк cтяжaв,/ твердое упование на милосердие Божие имея,/ блюститель верный Цepквe Poccийcкия/ и исповедник Христов явился ecи,/ cвящeннoмyчeничe Петре,/ присный о нас пред Бoгoм пpeдcтaтeлю/ и мoлитвeнничe о душах наших.
[...]
Имели суждение о порядке возглашения "Господи, спаси благочестивыя..." на Божественной литургии при патриаршем, архиерейском и иерейском служении.
Синодальная Богослужебная комиссия предлагает следующий порядок:
1. По малом входе на Божественной литургии:
Патриарх, приим кадильницу, кадит святую трапезу окрест и предложение (жертвенник) и весь олтарь, держа в левой руце жезл. Таже исходит пред святыя двери и кадит Владыки Христа образ и Пресвятыя Богородицы, и народ, и сущыя во олтари кадит стоя пред святою трапезою. Таже вне певцы поют обычныя тропари и кондаки, по чину и по дню.
Оставляют же последний кондак и не поют. И стоит Патриарх пред святою трапезою. Архидиакон же изшед из олтаря, станет ко святым дверем ко стране, держа же и орарий треми персты, мало воздвигнет, глаголя: Господи, спаси благочестивыя. И поют во олтаре, а затем и певцы тожде. И архидиакон глаголет: И услыши ны. И паки во олтаре, а затем и лик поет тожде.
Таже архидиакон глаголет великую похвалу.
Патриарх, стоя пред святою трапезою, поет вкупе с предстоящими сослужители последний кондак по чину.
По сем глаголет архидиакон:
Благослови, владыко, время Трисвятаго.
И, стоя пред дверьми, глаголет: Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
Патриарх: Яко свят еси, Боже наш, и тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно.
Архидиакон близ дверей держа орарий треми персты, и показуя к народом, глаголет:
И во веки веков.
И первый лик приглаголет: Аминь.
Таже поет: Святый Боже; со сладкопением.
2. Утвердить на литургии возглашение "Господи, спаси благочестивыя и услыши ны" при архиерейском и иерейском служении (так как великая похвала не исполняется) в следующей редакции:
Егда же певцы пропоют последний тропарь, глаголет протодиакон ко архиерею, и орарь в руце держа треми персты:
Благослови, владыко, время Трисвятаго.
Архиерей глаголет возглас:
Яко свят еси, Боже наш, и тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно.
Протодиакон станет близ святых дверей и, показуя орарем, первее убо ко иконе Христове, глаголет:
Господи, спаси благочестивыя.
И поют певцы по ликом тожде.
Протодиакон: И услыши ны.
И поют певцы по ликом тожде.
Таже протодиакон наводит, глаголя ко вне стоящим велегласно:
И во веки веков.
Лик: Аминь. Таже: Святый Боже; со сладкопением.
3. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам: "Господи, спаси благочестивыя и услыши ны", так как оно не из таких возглашений, которые принадлежат диакону только (Церковные ведомости, 1900, № 23) в следующей редакции:
Священник глаголет возглас:
Яко свят еси, Боже наш, и тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Лик: Аминь.
Священник глаголет: Господи, спаси благочестивыя.
Лик поет тожде.
Священник глаголет: и услыши ны.
Лик поет тожде, и таже: Святый Боже.
Постановили: Предложенный порядок возглашения "Господи, спаси благочестивыя..." утвердить и произносить за Божественной литургией.[...]
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:
(подписи)