Текст приводится по: Журнал Московской Патриархии, 1982, №12, стр. 158–159.
На литургии Преждеосвященных Даров Входные молитвы архиерей совершает, согласно Уставу, до чтения часов и изобразительных, которые он выслушивает в стасидии или в алтаре. Перед началом литургии он входит в алтарь Царскими вратами и облачается в алтаре.
По другой практике, входные молитвы совершаются на изобразительных. Архиерей в мантии исходит из алтаря Царскими вратами на солею. Царские врата закрываются. Сослужащие священники и диаконы исходят из алтаря на входные молитвы северными и южными дверьми.
По прочтении молитв иподиаконы отверзают Царские врата, архиерей входит в алтарь и становится пред престолом. Сослужащие ему священнослужители входят в алтарь боковыми дверьми, и все прикладываются к престолу. Архиерей отходит на учиненное место, и сослужащие подходят к нему под благословение. Иподиаконы снимают мантию с архиерея и облачают его в священные одежды. Сослужащие также облачаются. Через Царские врата святитель в преднесении дикирия и трикирия исходит на кафедру.
Существует практика, особенно в праздничные дни, когда архиерей прибывает в храм к началу литургии Преждеосвященных Даров. В таком случае встреча и входные молитвы совершаются как обычно. Облачение совершается на кафедре. Молитвы на облачение не читаются, только перед возложением каждой из одежд диакон произносит: "Господу помолимся".
В завершение облачения протодиакон возглашает: "Тако да просветится свет твой пред человеки..." Святитель крестообразно осеняет дикирием и трикирием молящихся на четыре стороны.
На этом возгласе все сослужащие исходят из алтаря диаконскими дверьми и становятся у кафедры, крестятся на восток и кланяются архиерею.
Дикирий и трикирий уносятся в алтарь, диаконы и книгодержец становятся за кафедрой, а свещеносец и жезлоносец — на обычном месте у Царских врат.
Протодиакон и первый священник берут благословение у архиерея, после чего протодиакон становится на солее, немного правее Царских врат, а священник идет в алтарь южной дверью и становится пред престолом.
Иподиаконы отверзают Царские врата и вместе со священником, протодиаконом, свещеносцем и жезлоносцем крестятся дважды. Священник целует Евангелие и престол. Затем все они крестятся в третий раз и творят поклон архиерею.
Протодиакон: "Благослови, Владыко". Священник: "Благословено Царство..." Хор: "Аминь". Священник, протодиакон и иподиаконы снова крестятся и кланяются святителю.
Царские врата закрываются. Чтец читает 103-й псалом [1], святитель — светильничные молитвы [2].
После чтения псалма Царские врата отверзаются.
Протодиакон произносит великую ектению "Миром Господу помолимся..."
В конце ектении [3] иподиаконы выносят из алтаря сосуд с водой для омовения рук архиерея и полотенце и встают на солее, по центру, возле протодиакона. На возгласе священника: "Яко подобает Тебе всякая слава..." все стоящие на солее и у кафедры, кроме книгодержца, кланяются архиерею. Иподиаконы и протодиакон идут к кафедре, архиерей умывает руки. Священнослужители в это время идут в алтарь, целуют престол и творят поклон архиерею. Царские врата затворяются, сосуд с водой иподиаконы уносят в алтарь.
Чтец читает 18-ю кафизму. После каждой "Славы" кафизмы — малые ектении, произносимые при отверстых Царских вратах. Возгласы ектений произносят поочередно священники в алтаре.
Во время малых ектений книгодержец подает святителю Чиновник для чтения молитв.
Во время чтения кафизмы в алтаре первостоящий пресвитер последовательно полагает на дискос Преждеосвященный Святой Агнец (1-я "Слава"), троекратно кадит с протодиаконом Святые Дары на престоле (2-я "Слава") и переносит Святые Дары на жертвенник по обычаю (3-я "Слава").
По возгласе последней ектении книгодержец, свещеносец и жезлоносец уходят в алтарь. Два диакона с кадильницами выходят на солею и испрашивают у архиерея благословение на каждение.
Хор поет: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя..."
Вход совершается обычным порядком, и всегда с Евангелием.
По возглашении протодиаконом "Премудростъ, прости", священнослужители поют: "Свете тихий..." Поклонившись Евангелию и осенив на четыре стороны молящихся дикирием и трикирием, архиерей вместе со священнослужащими входит в алтарь. При пении "Ис полла эти, дэспота" архиерей совершает каждение [4]. По окончании каждения протодиакон произносит: "Вонмем". Архиерей с горнего места возглашает: "Мир всем". Протодиакон: "Премудрость". Чтец: Прокимен. И читается паримия. На время чтения паримии Царские врата закрываются. После паримии - второй прокимен. Царские врата открываются.
Архиерей становится пред престолом, берет из рук протодиакона кадило и трикирий. По окончании второго прокимна протодиакон возглашает: "Повелите". Архиерей возгласно произносит: "Премудрость, прости" и, обратившись лицом на запад (к народу), стоя в Царских вратах, глаголет: "Свет Христов просвещает всех", осеняя при этом кадилом и трикирием народ, преклонившийся до земли. Царские врата вновь закрываются, и читается вторая паримия.
По окончании чтения паримии при открытых Царских вратах певцы поют: "Да исправится молитва моя..."
Архиерей, стоя пред престолом, совершает каждение. При пении "Не уклони сердце мое в словес лукавствия..." он отходит к жертвеннику, кадит Святые Дары, после чего отдает кадило протодиакону. Иподиаконы снимают со святителя омофор. При начале пения последнего стиха "Да исправится молитва моя..." архиерей отходит к престолу и преклоняет колена. После пения архиерей возгласно глаголет молитву святого Ефрема Сирина с тремя земными поклонами. Если есть праздник, то после молитвы святого Ефрема Сирина протодиакон возглашает: "Вонмем", архиерей идет к горнему месту, и читаются прокимен, Апостол и Евангелие праздника.
Далее произносятся сугубая ектения "Рцем вси..." и ектения об оглашенных (с 4-й седмицы Великого поста добавляется также ектения о готовящихся ко Святому Просвещению - Крещению). После "Елицы оглашеннии, изыдите..." один из диаконов совершает каждение престола, взяв благословение на кадило у архиерея.
К началу возгласа "По дару Христа Твоего..." протодиакон снимает с архиерея митру и кладет ее на блюдо, покрытое воздухом, которое несет затем диакон, а иподиаконы исходят на солею, к Царским вратам, на омовение рук архиерея. По омовении диаконы возлагают на архиерея малый омофор. К этому времени диакон, совершающий каждение, должен покадить престол, Святые Дары на жертвеннике и подойти к престолу, чтобы покадить на архиерея и переднюю сторону престола, так как каждение алтаря не совершается.
Хор в это время поет: "Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат..." Архиерей, воздев руки горе, трижды возглашает в слух священнослужителей: "Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат...", на что протодиакон ответствует: "Верою и любовию приступим..." [5].
Архиерей, поцеловав престол и благословив сослужащих, отходит к жертвеннику и кадит Святые Дары. Иподиаконы снимают с него омофор и отдают диакону, несущему митру. Архиерей берет воздух, которым были покрыты потир и дискос со Святыми Дарами, и полагает его на левое плечо протодиакону, а первому и второму священникам подает соответственно дискос и потир. Остальные священники берут крест, лжицу, копие и прочие необходимые для совершения Таинства священные предметы.
После этого совершается великий вход. Первым идет диакон с митрой и омофором, за ним - иподиаконы со свечой, жезлом, с дикирием и трикирием, далее — диаконы со свечами и кадильницами (при этом диаконы кадят дискос со Святыми Дарами, идя вполоборота перед дискосом). Рипидчики идут позади первого священника и осеняют рипидами Святые Дары на дискосе. Народ во время великого входа преклоняет колени пред Святыми Дарами.
Диакон с митрой и омофором входит в алтарь через Царские врата, архиерей целует митру и омофор, а диакон — руку архиерея [6]. Иподиаконы со свечой и жезлом встают за амвоном лицом к Царским вратам.
Архиерей принимает от священника дискос со Святыми Дарами, показует его народу, глаголя: "Верою и любовию приступим", и идет со Святыней к престолу. Хор также поет: "Верою и любовию приступим..." Все диаконы и священники входят в алтарь через Царские врата, рипидчики — через диаконские двери. Старшие иподиаконы с дикирием и трикирием остаются у Царских врат.
Архиерей поставляет дискос и чашу на престол, снимает с них покровцы и затем покрывает их воздухом, ничего не произнося, совершает каждение надевает митру. Народ в это время поднимается с колен. По окончании пения "Верою и любовию приступим..." архиерей творит молитву святого Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего..." с тремя земными поклонами и затем осеняет молящихся дикирием и трикирием.
Если имеется ставленник во диакона, то на архиерея возлагают малый омофор. Хиротония совершается, по обычаю, сразу же после молитвы святого Ефрема Сирина, и после хиротонии архиерей осеняет народ.
Далее следует ектения "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви..." Архиерей возглашает: "И сподоби нас, Владыко, со дерзновением..." Народ поет молитву Господню "Отче наш". По возгласе диакона "Вонмем" протодиакон снимает с архиерея митру, иподиаконы возлагают на него малый омофор, и архиерей, "покровенным сущым Божественным Даром, вложив руку, касается Святых Даров со благоговением и страхом многим" (Чиновник) и возглашает: "Преждеосвященная Святая — святым".
Далее литургия совершается обычным порядком. Исключением является то, что диакон, потребляющий Святые Дары, по существующей практике, не испивает из Чаши.
Протоиерей Николай ИНОЗЕМЦЕВ
[1] В греческой практике этот псалом возгласно читает сам архиерей.
[2] В некоторых изданиях Чиновника светильничные молитвы отсутствуют, поэтому книгодержцу необходимо взять для этого Служебник.
[3] Если есть ставленник, хиротонисуемый во диакона, иподиаконы выходят с ним из алтаря в конце великой ектении, кланяются архиерею и идут к кафедре. Ставленник делает земной поклон (без совершения крестного знамения) архиерею. Архиерей совершает чины хиротесии во чтеца и иподиакона, после чего ставленник подает сосуд с водой архиерею для омовения рук. Затем протодиакон, ставленник и все иподиаконы идут на солею, крестятся пред Царскими вратами, кланяются святителю и входят в алтарь.
[4] Иногда это каждение опускается.
[5] Есть обычай, что "Верою и любовию приступим..." произносят все служащие диаконы одновременно.
[6] Когда нет свободного диакона, митру и омофор архиерея несут один или два иподиакона, но входят они в алтарь через южную дверь.