Преподобный Симеон
|
Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятовании о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.
Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.
Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.
Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал Преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский Патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, Преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.
Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои Богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том «Добротолюбия». Главная тема его творения — сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, «Деятельные Богословские главы», «Слово о трех образах молитвы», «Слово 6 вере». Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» — около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.
Учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожении плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и преподобный Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.
Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них — чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.
На русском языке издано:
1. Словеса зело полезныя. Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1852.
2. Двенадцать слов в рус. пер. с эллино-греч. Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1869.
3. Слова. В пер. на рус. яз. с новогреч. епископа Феофана (Говорова). Вып. 1. Житие преподобного Симеона, составленное Никитою Стифатом. Слова 1–52. М., 1879. Вып. 2. Слова 53–92. Деятельные и Богословские главы. Подвижническое слово. М., 1882. То же. Изд. 2-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Вып. 1. М. . 1890. Вып. 2. М., 1892.
4. Деятельные и Богословские главы, 152. Слово о вере. — Слово о трех образах молитвы, — Добротолюбие, кн. 1, ч. 1. Изд. 2-е, М., . 1822. То же: «Христианское чтение», 1823, XII, с. 3 слл.; 1821, 1, с. 142 слл.
5. Отдельные изречения, — В кн.: Сборник отеческих изречений и извлечений из писаний некоторых церковных учителей и новейших православных богословов. Сост. иеромонахом Далматом. Вып. 1. Сергиев Посад, 1897. Вып. 2. М. . 1899.
6. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Перевод с греческого с изображением святого отца, вступительной статьей, предисловием к гимнам ученика преподобного Симеона Никиты Стифата. Перевел иеромонах Пантелеимон. С рисунками М. В. Быкина. а) ХХIII с. + 380 с. + IX с. Сергиев Посад. 1917; б) XXXII с. + 280 с. + XXXII с. + 68 с. + IX с. (с дополнительными указателями). Сергиев Посад. 1917.
(Из "Настольной книги священнослужителя")