Блаженного Иеронима Стридонского15 июня / 28 июня |
Блаженный Иероним Стридонский родился в христианской семье в городе Стридоне (Далмация и Паннония). Для завершения образования родители послали его в Рим, где он изучал светкие науки. В начале своей жизни в столице юноша увлекся мирской суетой, но вскоре в нем созрело решение в корне изменить свою жизнь. Когда юноше было около 20 лет, он принял святое Крещение. После этого он посетил Галлию. Здесь у святого Иеронима пробудилось желание всецело посвятить себя Богу и принять монашество.
Около 372 года блаженный Иероним вернулся в родной город, но родителей в живых уже не застал. На него легли заботы о воспитании младших сестры и брата Павлиниана. Постриг пришлось на время отложить. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание.
Устроив домашние дела, он поехал на Восток и около 5 лет прожил в одном сирийском монастыре, соединяя работу над Священным Писанием с суровыми аскетическими подвигами. Кроме того, святой Иероним в совершенстве изучил еврейский и халдейский язык и. В этот период началась его переписка с многочисленными лицами по самым разнообразным вопросам. Сохранилось до 120 писем, бесспорно написанных блаженным Иеронимом. В это время в Антиохии происходили разногласия между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия. Споры достигли и обители, где трудился блаженный Иероним. Вследствие несогласий ему пришлось покинуть обитель и уйти в Антиохию. Здесь епископ Павлин посвятил его в сан пресвитера. Затем блаженный Иероним посетил Константинополь, беседовал со святителями Григорием Богословом и Григорием Нисским, а в 381 году отправился в Рим. В Риме он продолжал ученые труды. Святой Папа Дамас 1 (366–384), также занимавшийся изучением Священного Писания, приблизил его к себе. Но из-за обличения блаженным нравов современного ему римского христианского общества образовалась целая партия недоброжелателей блаженного. После трехлетнего пребывания в Риме блаженный Иероним вынужден был навсегда покинуть этот город. Вместе со своим братом Павлинианом и друзьями блаженный Иероним посетил Святую Землю, монахов Нитрийской пустыни, а в 386 году поселился в пещере в Вифлееме, поблизости от пещеры Рождества Христова, и начал полную суровых подвигов жизнь.
Это был период расцвета его творческой деятельности. Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви.
Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. А в 411 году блаженного постигло новое испытание — набег диких бедуинов-арабов. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год. Мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.
На русском языке издано:
1. Творения. В 17-ти частях. Изд. 2-е. Киев. 1893–1903 (Библиотека творений святых отцев и учителей Церкви западных, издаваемых при Киев. ДА, кн. 3–6, 8, 11, 13–18, 21, 23).
2. Творения. Тома 1–4. Киев. 1863–1868. Т. 1–3: Письма к разным лицам. Т. 4: Жизнь святого Павла пустынника. Жизнь св. Илариона пустынника. Жизнь Малха монаха. Устав св. Пахомия. Письма святого Пахомия о святой Феодоре. Книга Дидима о Святом Духе. Спор православного с последователем Люцифера. Книга против Гельвидия. Две книги против Иовиниана. Книга против Вигилянция. Книга против Иоанна Иерусалимского.
3. Житие преподобного отца нашего Илариона Великого (†371; память 21 октября). Пер. с латин. И. Помяловского. СПб., 1893. (Палести н ский Патерик. Изд. Православ. Палестинского О-ва. Вып. 4, СПб., 1893). То же. Изд. 2-е, СПб., 1899.
4. О положении и названиях еврейских местностей (ок. 388 года). Пер. И. Помяловского. СПб., 1894. (Православ. Палестинский Сборник. Т. 13. Вып. 1).
5. Сказание о добродетелях блаженной Павлы, — «Христианское чтение», 1847, IV, с. 186 слл.
6. Письма (Пер. М. И. Богословского): Епископу Илиодору, посвященное памяти Непоциана пресвитера. — Там же. 1832, ХLVIII, с. 171 слл.
7. Лете, о воспитании малолетней дочери. — Там же, 1834, IV, с. 250 слл.
8. Непоциану, об обязанностях клириков, — Там же, 1836, II, с. 252 слл.
9. Марцелле, которую он приглашает в Вифлеем. — Там же, 1837 , IV, с. 303 слл.
10. Гавденцию о воспитании малолетней Пакатулы. — Там же, 1838, II, с. 306 слл.
11. К Алгазии. — Там же, 1846, IV, с. 209 слл.
(Из "Настольной книги священнослужителя")