[1] Осужденная на одном из соборов секта, практиковавшая непрерывную молитву в ущерб церковной дисциплине и вероучительной догматике.
[3] Кирилл Александрийский. О поклонении в Духе и истине 1: РG 68, 148 А.
[4] Псевдо-Василий Великий. Против Евномия V: PG 29, 772 D.
[6] По Паламе, «от Сына» и «через Сына» посылается не Сама третья божественная ипостась (Дух Святой), а ее несотворенная энергия (III 1, 8).
[7] Персами византийцы называли турок (ср. II 3, 4).
[8] Существует отчет на латинском языке о переговорах Варлаама с папой Бенедиктом XII в 1339 г. (PG 151, 1331-1342).
[9] Эта молитва, повторяющаяся в трактатах Варлаама против латинян, позволяет думать, что он сознательно делал текст двусмысленным, допускающим и католическое прочтение.
[10] См. 1 3, 20; 37; II 3, 37.
[11] Феодор — священник влахернской церкви в Константинополе, осужденный при Алексее Комнине.
[12] Дионисий Ареопагит. Послания 2: РG 3, 1068-1069.
[13] Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию о Писании 61: PG 90, 644 D.
[15] Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Титу 6, 5: РG 62, 696.
[16] Василий Великий. Против Евномия 5: PG 29, 772 В.
[17] Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1144 С; Пятьсот глав V 85: PG 90, 1384.
[19] О божественных именах II 7: PG 3, 645 В.
[20] Симеон Метафраст. O возвышении ума 1: PG 34, 889 С; Переложение макариевых Бесед V II: PG 34, 516 ВС.
[21] Там же: PG 34, 517 АВ; 892 АВ.
[22] О божественных именах 1 4: PG 3, 592 ВС.
[23] Григорий Назианзин. Послание 101, Кледонию: PG 37, 181 АВ.
[24] Это выражение Платона (Тимей 27 d) Варлаам в свое время применял для характеристики созерцаний исихастов.
[25] Григорий Нисский. О душе и воскресении: PG 44, 104 С.
[26] Григорий Назианзин. Беседы 40, 6: PG 36, 365 A.
[27] Василий Великий. Против Евномия 5: PG 29, 640 АВ.
[28] Ексапостиларий, поемый на утрени Преображения Господня 6/19 августа, и последняя стихира вечерни попразднства Преображения 7/20 августа.
[29] Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1376 CD; 1165 ВС; 1168 С.
[31] Иоанн Дамаскин. Беседа 1 на Преображение 12-13: PG 96, 564 C-565 A.
[32] Песнопения вечерни Преображения.
[33] Иоанн Дамаскин. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 2.
[34] Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933 С.
[35] О небесной иерархии VII 2: PG 3, 208 С.
[37] Косьма Маюмский. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 1.
[38] Слова из кондака праздника Преображения.
[39] Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение 12: PG 96: 564В.
[40] Главы богословские и икономические 1, 48: PG 90, 1100 D.
[41] Слова из седальна после полиелея на утрени Преображения.
[42] Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1165 D.
[43] Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии XV 2: PG 3, 328 D-329 С.
[44] Иоанн Дамаскин. Гомилия на Преображение 7; 10; 12; 15-16: PG 96, 557 С; 561 D; 564 C; 569 AB.
[45] Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1 4: PG 3,592 ВС.
[46] Андрей Критский. Гомилия 7 на Преображение: PG 97, 949 С.
[47] Из богослужения вечери Преображения.
[48] Дионисий Ареопагит. О божественных именах II 7: PG 3, 645 A.
[49] Там же, V 2: PG 3, 916 С.
[50] Максим Исповедник. К Марину: РО 91, 268 D.
[51] Дионисий Ареопагит. Послание 2: PG 3, 1068 A-1069 A.
[52] Выражение Максима Исповедника.
[53] Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию 22: РО 90, 324 А.
[54] Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91,1240 С.
[57] Василий Великий. Послания 1 4: PG 32, 229 В.
[58] Неизвестно, кто здесь цитируется.
[59] Этот текст, приписываемый св. Максиму также в 1 3, 20 и III 3, 13, не обнаруживается в его изданных сочинениях.
[60] О небесной иерархии III 3: PG 3, 165 A.
[61] Дионисий Ареопагит. Послания 2: PG 3, 1068—1069.
[63] Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1140 А; 1144 С.
[65] Григорий Назианзин. Гомилии, 30, 21: PG 36, 132 В.
[66] Ср. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91,1076 ВС.
[67] Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933 С.
[68] О Святом Духе 26: PG 32, 180 С.
[69] Василий Великий. Против Евномия, 5: PG 29, 772 D.
[70] О Святом Духе 26: PG 32, 180 CD.
[71] Этот текст, не раз цитируемый Паламой, в «Третьем послании к Акиндину» приписан св. Василию, но не найден у него.
[72] Сходные мысли у Григория Нисского. Толкование на Шестоднев: PG 44, 88, и у Иоанна Синаита. Лествица 26: PG 88,1033
[73] Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1144 ВС.
[74] Дионисий Ареопагит. Таинственное богословие I 1: PG 3,997 В.
[75] Ср. Максим Исповедник. Сто глав против гностиков, 2, 83: PG 90, 1164 В: «Ум Христов... приходит не через лишение нашей человеческой умственной способности».
[76] Макарий-Симеон. О свободе ума, 23: РО 34, 957 В.
[77] Василий Великий. Против Евномия, 5: PG 34, 957 В. Ср. Быт. 18,27.
[78] См. выше § 36 и прим. 76.
[79] См. выше § 35 и прим. 73.
[80] См. выше III 1, 9 и прим. 17.
[81] См. выше § 36 и прим. 77.
[82] Василий Великий. Беседа 2 на Шестоднев 5; 8: PG 29, 40 С; 52 В.
[83] Григорий Назианзин. Беседы, 44, 3: PG 34, 609 ВС.
[84] См. Ис. 58, 8. В сохранившемся толковании Иоанна Златоуста на книгу пророка Исаии приводимого Паламой текста нет.