[1] О Никифоре и упоминаемых ниже Феолипте, Селиоте и Илии см. выше I 2, 12.

[2] Имеется в виду стойкость Феолипта и, по-видимому, других перечисляемых (о них подробнее почти ничего не известно) в противодействии Лионской унии (см. выше I 2, 12 и прим.). !!!!!

[3] Св. Григорий Богослов. Слово 16, 2:PG 35, 936 D–937 A.

[4] Варлаам. 1-е письмо к Игнатию: Schiro, 315.

[5] Св. Григорий Богослов. Слово 24, 11: PG 35, 1181 В.

[6] Св. Иоанн Синаит. Лестница 6; 18: PG 88, 796 В; 932 В. К 18-й главе («О бесчувствии, или умерщвлении души и о смерти ума прежде смерти тела») есть старое анонимное примечание: «Бесчувственный есть тот, кто сделал чувства бездейственными и воспрепятствовал природным состояниям своих ощущений, и то же самое в отношении мыслей».

[7] Там же 14: 865 D (но в других выражениях: «Ум постящегося молится трезвенно).

[8] Там же 6; 796 В.

[9] Там же 28: 1129 А.

[10] Там же, 7: 804 А.

[11] Ср. выше II 2, 4 формулировку Варлаама. 

[12] Св. Марк Пустынник. О духовном законе 12: PG 65, 908.

[13] О таинственном богословии 1, 3: PG 3, 1000 С.

[14] Ср. ниже II 2, 30.

[15] Св. Исаак Сирин. Беседа 31: Σπετσιερη, 134 = Θεοτοκις, 197.

[16] Св. Диадох Фотикийский. Главы, 25: des Places, 97.

[17] О небесной иерархии IV 2: PG 3, 180 A.

[18] В текст Варлаама, уже цитировавшийся в предыдущем параграфе, Палама подставляет теперь выражение, развертывающее, какие именно энергии действуют в исихастах во время молитвы («...то есть эти чудеса и дарования...»), и смысл текста оказывается явно нелепым: выходит, что в истинной молитве надо избегать благодатных дарований. Подобный эксперимент со словами Варлаама производился выше в II 1, 7, а также, возможно, в других местах, хотя обо всех случаях пародирующего цитирования трудно судить, поскольку сожженные сочинения Варлаама не дошли до нас. Общие замечания об эксперименте с текстом в Средние века см. в книге: А. В. Ахутин. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. М., 1976, с. 106–123. 

[19] Деян. 2, 1–4 в смешении с 1, 14.

[20] О таинственном богословии 1, 1: PG 3, 997 В.

[21] Св. Диадах Фотикийский. Главы, 16: des Places, 92–93.

[22] См. там же, 70: 190.

[23] См. выше II 1, 31.

[24] Св. Григорий Палама снова доводит до абсурда мысль Варлаама, перестроив весь его текст (см. II 2, 8) так, чтобы он относился к умной молитве в только что изложенном смысле.

[25] См. выше I 3, 32.

[26] Св. Максим Исповедник. Главы о любви I 10: PG 90, 964 А, ср. II 6: PG 90, 985 В.

[27] Там же II 61: PG 90, 1004 D (Творения..., с. 116).

[28] Св. Иоанн Синаит. Лестница, 28: PG 88, 1132 С. О скорби вообще см. там же ступень 7 («О скорби, создающей радость»): 801 D–815 D.

[29] Св. Григорий Богослов. Слово 40, 31: PG 36 401 D–404 A.

[30] Св. Иоанн Синаит. Лестница, 7: PG 88, 804 АВ. «Выше крещения — открывающийся после крещения источник слез, пусть это немного смело сказано; потому что крещение есть очищение наших прежних пороков, а слезы — теперешних, и крещение, принятое в младенчестве, мы все запятнали, а через слезы мы и его восстанавливаем в первой чистоте, и если бы Бог не подарил их человеколюбиво людям, поистине редкими были бы спасенные и трудно было бы их найти».

[31] См. об этом мнении Варлаама выше II 2, 12.

[32] Св. Исаак Сирин. Слово 85: Σπετσιερη, 342 = Θεοτοκις, 503–504.

[33] Это тоже не цитата из Варлаама, а развитие и доведение до абсурда его взглядов на бессмертие души. В третьей триаде св. Григория Паламы этот способ обличения неправоты противника становится основным.

[34] Св. Иоанн Синаит. Лестница 29: PG 88, 1149 A.

[35] Воля (θυμος в смысле настойчивого упрямства) и желание (επιθυμια) начиная с Оригена и Климента Александрийского рассматриваются у христианских писателей как ходящая в одном ярме пара активных нерассудительных сил человеческой души. Порывы слишком упрямой воли сдерживаются разнимающей силой желания и наоборот, растекающееся желание одергивается волей (см. Феодорит Киррский. Толкование Послания апостола Павла к римлянам 7, 17). Разум заставляет эту упряжку служить добродетели и строго правит ею, но когда природный закон подчинится вполне закону духа и в человеке откроется в цельности и чистоте образ безначального Царя, разум дает полную свободу и воле и желанию: воле — для чистого наслаждения божественной любовью, желанию — для «духовного кипения» (св. Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию о Писании 55: PG 90, 548 CD). Поэтому «воля и желание... не прямо дурны по своей природе» (св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах IV 25: PG 3, 728): высшая иррациональная сила, природная воля непосредственно соприкасается с низшей духовной добродетелью, мужеством (О церковной иерархии XV 8: PG 3, 337 В). По Евагрию (Главы практические I 15: PG 40, 1225 В), природная наклонность воли — бороться против всевозможных демонов, отстаивая переживаемые человеком наслаждения; зная это. Божии ангелы показывают человеку красоту духовных наслаждений, которую воля и начинает защищать против демонов. Неиспорченная воля — «копьеносец духа», на ней строится добродетель терпения; извращенная воля — гневливость. Доброе желание — любовь, извращенное — похоть.

[36] Св. Иоанн Синаит. Лестница 26: PG 88, 1068 CD: «Некоторые ошибались, говоря, что в душе есть какие-то природные страсти, и не понимая, что мы сами превратили в страсти простые природные свойства: скажем, по природе в нас семя для чадорождения, но мы превратили эту способность в блуд; по природе в нас гнев против змия, но мы направили его против ближнего; в нас есть ревность, чтобы ревновать о добродетелях, но мы ревнуем о зле, от природы в душе есть желание славы, но возвышенной; по природе высокомерие, но против бесов».

[37] Сходная мысль есть у Немесия, О человеческой природе 31: PG 40, 725 A.

[38] Быт. 19, 26. Применяя здесь то же слово «умерщвлена», что и в отношении страстей, Григорий Палама придает этому эпизоду тот смысл, что жена Лота, не будучи грешницей, погибла из-за подавления в себе деятельных сил и что для Лота ее гибель означала умерщвление всего, что не захвачено деятельным порывом вперед.

[39] Следует иметь в виду, что «ложью» называется просто неверное, ошибочное и вообще неистинное утверждение (как понятие «ложь» используется в современной формальной логике), а «клеветой» — злостное перетолкование мысли или умышленное искажение выражений противника.

[40] Св. Иоанн Синаит. Лествица 27: PG 88, 1112 С.

[41] Никифор. О хранении сердца: PG 147, 963 В-964 А.

[42] См. выше I 2, 3.

[43] Письмо 2-е к св. Григорию Назианзину: PG 32, 228 А.

[44] См. выше I 2, 3 и I 3, 41.

[45] Об устроении человека 8: PG 44, 145 С.

[46] Там же, 15: PG 44, 177 В.

[47] В толковании св. Григория Нисского Палама на минуту встает здесь на точку зрения Варлаама, чтобы тотчас разоблачить ее.

[48] Св. Василий Великий. Беседа на 14 псалом 3: PG 29. 256 ВС.

[49] Ядовитость этого замечания в том, что Варлаам как астроном придерживался как раз сферической картины неба.