[1] Об отношениях к Варлааму см. еще II 1, 40.
[2] См. I 2, 11; II 1, 2; II 1, 3.
[3] Имеется в виду первая триада.
[4] Св. Григорий Нисский. О жизни Моисея 2: PG 44, 329 В.
[5] Св. Григорий Нисский. Против Евномия 1: PG 45, 265 В.
[6] Типичная для Паламы и вообще для поздневизантийской полемики передержка: вместо κατώκει «был жильцом в доме» (Жизнь Плотина 9), Палама читает συνώκει «сожительствовал».
[8] Т. е. против первой книги первой триады или против 1-го и 2-го Писем к Варлааму.
[9] Такое знание, особенно Псалтири, было очень распространено среди неграмотного народа в Средние века; но и вплоть до наших дней на Святой Горе многие монахи наизусть знают все Писание или большую его часть, а также целые последования.
[10] Св. Иоанн Синаит. Лествица 27: PG 88, 1116 С.
[11] См. I 1, 21–22.
[14] Св. Григорий Нисский. Беседа 45, 26: PG 36, 657 D.
[17] Т. e. первая триада.
[18] Св. Григорий Нисский. О младенцах, преждевременно похищаемых смертью: PG 35, 1088 В.
[20] Т. e. св. Григория Нисского, младшего брата Василия Кесарийского.
[21] Св. Григорий Богослов. Беседа 43, 21: PG 36, 524 С.
[23] Св. Григорий Богослов. Беседа 21 (Слово похвальное Афанасию) 6: PG 35, 1088 В.
[24] Св. Василий Великий. Беседа 12 на Притч 1, 6: PG 31, 397 С.
[25] Св. Василий Великий. Письмо 223: PG 32, 824 A.
[26] Св. Григорий Нисский. О жизни Моисея 2: PG 44, 329 В = SC, I bis, Paris 1955, p. 34–35.
[27] Св. Григорий Нисский. О младенцах, преждевременно похищаемых смертью: PG 46, 181 С.
[28] Св. Григорий Богослов (Беседы, 21, 22: PG 35, 1105 С) предпочитает употреблять название «Халне» вместо «Вавилон», вероятно по созвучию первого с греческим глаголом, означающим «рассыпаться».
[29] Св. Василий Великий. Беседа на 14-й псалом 3: PG 29, 256 С.
[30] Для Варлаама существует мудрость вообще, не зависящая от своего воплощения в индивидах. Св. Григорий Палама, наоборот, всегда и во всем видит сначала личную волю, добрую или злую, и уже во вторую очередь — создаваемые этой волей мудрость и знание. Как в богоподобии по его мнению человек выше небесных сил, так и в зле ему не могут положить предел никакие универсальные, общечеловеческие и общемировые законы и архетипы.
[31] Св. Григорий Богослов. Беседа 16, 2: PG 35, 936 С.
[32] В этом перечислении — намек на Варлаама, написавшего комментарий к «Гармонии» Птолемея, ко II книге «Начал» Евклида и другие сочинения по логике, арифметике и астрономии.
[34] См. напр. К молодым людям о чтении языческих книг 5–6: PG 31, 576 CD.
[35] О божественных именах III 1: РОЗ, 680 В.
[36] Григорий Палама, бывший певчий, заимствует это сравнение из практики современных ему церковных песнопений, которые к XIII веку давно уже сочинялись исключительно путем подстановки текста в готовые мелодические образцы — ирмосы.
[37] Евагрий. О молитве 58: РО 79, 1180 А; св. Григорий Богослов. Беседа 4, 100: PG 35, 636 A.
[38] Св. Василий Великий. Письмо 2, 4: PG 32, 229 В.
[40] Св. Григорий Богослов. Беседа 6, 5: PG 35, 728 В. Ср. также Беседа 4, 100.
[41] Св. Григорий Богослов, Беседа 6, 6: PG 35, 728 D — 729 A.
[42] Ср. Рим. 5, 5; 15, 1–4; 2 Kop 6, 7.
[43] Это выражение св. Григория Богослова в отношении людей, отвергавших языческую науку (Беседа 43, II: PG 36, 509 А). Уже в 1-м письме к Паламе Варлаам называл его — по другому поводу— «неучем и необразованным» (Schiro, 243).
[44] Юлиан Отступник запретил христианам преподавание в школах.
[45] О божественных именах V 4: PG 3, 817 D.
[47] Монашеский идеал описан здесь по св. Дионисию Ареопагиту; см. О церковной иерархии VI 2–3: PG 3, 533 A — 536В.
[48] Св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах IV 9: PG 3, 705 A.
[49] Красота или убранство, особенно волос, по-гречески выражается тем же словом «космос», что и мир, человеческая вселенная. (Ср. рус. космы — В. Айрапетян.)
[50] Византийское каноническое право запрещало монахам ночевать вне своего монастыря.
[53] Здесь названы принятые у христианских писателей доптолемеевские астрономические представления. Варлаам придерживался птолемеевской астрономии (см. примеч. к II 1, 20).
[54] Св. Максим Исповедник. Малые богословские и полемические сочинения. К Марину: PG 91, 12 А.
[56] Отношение к Варлааму здесь пока еще мягче, чем в 1-м письме к Акиндину, написанном непосредственно перед июньским Собором 1341 года. Однако в III 1, 4, говоря о близости Варлаама к «латиномыслию», св. Григорий Палама становится намного суровее.
[57] Т. е. св. Григорий Палама допускает на время, что научное умозрение и Откровение совпадают в своих последних выводах.
[58] Св. Иоанн Златоуст не раз повторял эту мысль, см. Беседа 23 на Евангелие от Матфея 5: PG 57 314; Беседа 4 на Евангелие от Иоанна 4: PG 59, 50–51.
[59] Иоанн Креститель, этот прообраз всего монашества, никогда не учился, как о нем писал Палама в I 1, 4. Св. Антоний мальчиком отказался учиться, но впоследствии мог опровергать греческих философов (св. Афанасий Александрийский. Житие Антония 1 и 72: PG 26, 841 А и 944 слл.).