[1] Ср. ниже II 1, 1 (назад можно вернуться здесь). Варлаам излагает то, как он понял наставления исихастов, в Письме 5-м к Игнатию: Schir6, 323–324.
[2] 10 октября 359 ариане правдами и неправдами склонили группу епископов, участников собора в Аримине, подписать в г. Нике (Фракия) вероопределение, отступающее от Символа веры, принятого в 325 в Никее.
[3] См. об этом: Сократ Схоластик. Церковная история I 38: PG 67.
[4] Односложная, или единомысленная (μονολογιστος) молитва, которую иногда неточно называют «монологической» или «однословной», заключается в том, чтобы решительным движением ума и воли преодолеть в своей душе беспорядочное блуждание помыслов. Обычно такая молитва творилась вместе с Иисусовой молитвой, произносимой частично или полностью, но могла совершаться и без слов единым порывом сердца. Иоанн Лествичник говорит, что односложная молитва нередко способна собирать ум, рассеявшийся в подробном молитвословии, и что она кладет начало всякому настоящему молитвенному деланию (Лествица 28: PG 88, 1132 B-D; ср. Лествица 9, 15 и 27: PG 88, 841, 889 D и 1116 CD). Исихии Синаит писал, что единомысленная молитва истребляет и сжигает бесовский обман (О воздержании и добродетели, 2, 72: PG 93, 1536 В; ср. также его сочинение «О посте» во 2-м томе греческого «Добротолюбия»). В одном сочинении, которое приписывается Максиму Исповеднику, блуждание мыслью приравнивается к стоянию перед закрытой завесой: внутрь святилища проникает лишь тот, кто успешно совершит единомысленную молитву (Главы иные, 102: PG 90, 1424 А). У Диадоха Фотикийского об односложной молитве говорится в его Главах (Главы 59: Diadochus Photicensis, Capitula, ed. des Places, Paris, 1955, p. 119 — в дальнейшем эта книга будет обозначаться у нас только именем издателя: des Places с указанием страницы), у Нила Анкирского — в Письмах (Письмо 3, 238: PG 79, 493 D). Об авве Филимоне см. греческое «Добротолюбие», т. 2 (Диалог об авве Филимоне).
[5] У св. Григория Паламы эта мысль выражена здесь с яркостью афоризма: φευκτον εποιησαν το διωκτον. Если зло свойственно человеческому существу, человек не может бороться с ним, потому что злом наполнится тогда сама его борьба и останется только бежать одновременно от зла и от самого себя.
[6] Правила пространно изложенные 2: PG 31, 909 ВС.
[7] Св. Иоанн Синаит. Лествица 28: PG 88, 1137 С. Иначе и не может быть в подлинной молитве, продолжает Лествичник: «Если в теле от соприкосновения с другим телом происходит действенная перемена, то неужели останется без перемены тот, кто чистыми руками прикоснулся к Божиему телу?» (схолия к этому месту: «Говорит об освещениях»).
[9] Св. Исаак Сирин неоднократно говорит о преображении человека во время молитвы, в том числе о внешнем преображении. См. например. Слова 31 и 32: Επετσιερη, 34 слл.; Слово 85: Θεοτοκις, 498. Сходные мысли у Диадоха Фотикийского (Главы 68: des Places, 128).
[10] О божественных именах IV 6: PG 23, 701 В.
[11] О терпении и рассудительности 13: PG 34, 876 D
[12] Хотя в точности эти слова не найдены в известных творениях св. Макария Великого, он во многих местах говорит о бессмертном свете, его сиянии на лице Моисея и его явлении достойным христианам, — например в начале 1-й Беседы, особенно в 5-й Беседе (гл. 17–21) и в переложениях Симеона Метафраста (О свободе ума 2,2; О терпении и рассудительности 4; О возвышении ума 1; 2). Полнее всего с приводимыми Паламой словами Макария Великого совпадают два места из недавно найденной беседы «О воскресении мертвых» (Беседа 2 в собрании: Neue Homilien des Makarius/Symeon, herausgegeben von E. Klostermann und H. Beithold, Berlin, 1967 — в дальнейшем мы обозначаем это издание только именем издателя: Klostermann, с указанием страницы): «Как глаза чувственного зрения видят чувственное солнце, так глаза души видят умный свет солнца правды» (гл. 4) и «Скрываемая их [праведных] душой Божия красота в воскресении внезапно и изобильно раскроется и осияет внешнее тело вечным светом» (гл. 1). См. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. Пер. В. Вениаминова. М.: Интербук, 1990, с. 22, 25 и др.
[13] От знания отличается озарение, в котором это знание приходит: озарение дается духовно (умно), знание лишь рассудочно и постепенно усваивает то, что открылось в мгновенном озарении, см. об этом ниже I 3, 4–5 (назад можно вернуться здесь).
[14] Случайное, или акцидентальное, незнание (букв. «незнание по расположению») называется так в отличие от существенного, неустранимого человеческого незнания о таких вещах, как смерть, будущее и др.
[15] О божественных именах IV 5: PG 3, 700 D.
[16] Там же I 5: PG 3, 593 В; Евагрий Понтийский. О молитве: PG, 79, 1192 D.
[17] Св. Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии I, 1: PG 3, 997 А; О божественных именах 14; 15; II 4: PG 3, 592 В; 593 В; 640 D. Сверхнепознаваемость Бога, о которой здесь говорит Дионисий Ареопагит, иногда понимают просто как полную непознаваемость. Но Палама толкует это выражение Ареопагита в неожиданном утвердительном смысле: Бог выше непознаваемости и, значит, Он перестает быть даже непознаваемым, хотя сама открывающаяся таким образом познаваемость Его таинственна.
[18] Св. Нил Анкирский. Письмо 2: PG 79, 233 A.
[19] Это выражения св. Дионисия Ареопагита, см. О церковной иерархии I 4: PG 3, 376 В.
[20] Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, I 3: PG 3, 124 A; VII 2: PG 3, 208 ВС и cл.; О божественных именах I 4; PG 3, 592 ВС.
[21] Беседа 12, 14; PG 34, 565 В.
[22] Св. Андрей .Критский. Беседа 7, на Преображение: РG 3 97, 933 С.
[23] Св. Нил Анкирский. О дурных помыслах 18: PG 79, 1221 В. Существует предположение, что это сочинение в действительности принадлежит Евагрию — ср. Евагрий. Главы практические к Анатолию 1, 70: PG 40, 1244 A.
[24] Св. Исаак Сирин. Беседы 23: Σπετσιερη, 140 = Θεοτοκις, 206.
[25] Св. Иоанн Златоуст. Беседы на 2-е Послание к коринфянам 8, 3: PG 61, 457.
[26] Беседа 5, II: PG 34, 516 С; О терпении и рассудительности 4: РG 34, 868 CD.
[27] Беседа 5, 10: PG 34, 516 АС; О возвышении ума I: PG 34, 889 С; О свободе ума 21: PG 34, 956 ВС.
[28] Главы 40: des Places, 108.
[29] Св. Максим Исповедник. Главы богословские и икономические 1, 31: PG 90, 1096 А (ср. Творения преп. Максима Исповедника, кн. 1, М.: Мартис, 1993, с. 220).
[30] См. отрывок из сочинения Евагрия «Гностик», приведенный у Сократа (Церковная история IV 23: PG 67, 520 В).
[31] Ср. Евагрий. Главы практические к Анатолию 1, 93: PG 40, 1249 В. Как и отрывки из «Гностика» Евагрия, это сочинение тоже приписывалось во времена Паламы св. Нилу Анкирскому.
[32] Св. Макарий Великий. О свободе ума 22: PC 34, 956 D — 957 A.
[33] Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии XV 2: PG 3, 329 AC.
[34] Из приписываемого св. Василию Великому сочинения «Аскетические установления» II 1: PG 31, 1340 A.
[35] Св. Григорий Богослов. Слово 21, 2: PG 35, 1084 D. 70
[36] Св. Макарий Великий. О свободе ума 21: PG 34, 956.
[37] Св. Василий Великий. Беседа на псалом 14, 3: К молодым людям о чтении языческих книг 2: PG 31, 565–566.
[39] «Главы практические» Евагрия, откуда заимствована с некоторыми изменениями эта мысль, долгое время приписывались Максиму Исповеднику. Они есть по-гречески в книге: С. Л. Епифанович. Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника. Киев, 1917, с. 58.
[40] Уже Ориген толковал сравнение глаз возлюбленной в «Песне песней» (1, 14) с голубями (по-гречески это слово имеет женский род) как образ присутствия Святого Духа: «А что ее глаза сравниваются с голубями, то это потому, что она понимает Священное Писание уже не буквально, но духовно... ведь голубь есть указание на Святого Духа» (Ориген. Толкование на Песню песней 3: PG 13, 145 D; ср. Беседа 2-я на Песню песней: Sources chretiennes, 37. Paris, 1953, p. 87 — в дальнейшем эта серия будет обозначаться заглавными буквами: SC с указанием тома и страницы). «Глаза твои — голуби», — пишет в комментарии на Песню песней Феодорит Киррский (I 15; II 10), — «это значит духовные, потому что Дух посетил невесту и вселился в нее в облике голубя» (PG 81,28 слл.).
[42] См. Беседы на Екклесиаста 4: PG 44, 684; Беседы на Песню песней 4; 7: PG 34, 833 CD; 920 ВС.
[43] О божественных именах I 5; PG 3, 593 С.
[44] Прп. Исаак Сирин. Письмо 4-е: Θεοτοκις, 576 = Σπετσιερη, 393.
[46] «Претерпение незнания», или «непознающее состояние» (το πασχειν αγνωστως) — это терпеливое воздержание от работы рассудка, превращение ума в открытую готовность встретить Бога, перенесение «недоумения» (амехании).
[47] Письмо 5: PG 3, 1073 A.
[48] Ср. «наития» и «принятия» света у св. Дионисия Ареопагита, о которых ниже I 3, 25 (назад можно вернуться здесь).
[49] О таинственном богословии 3: PG 3, 1033 В.
[50] Ориген, переводя в сочинении «Против Келса» (I 48: PG II, 749 АВ) некоторые выражения из книг Соломона (Притч. 2, 5: ср. 5, 2: Прем. 7, 22–25), ввел понятие «Божие чувство» (у 70-ти толковников — «познание Божие», «чувство устен», «дух разума»). Ориген говорил о восхождении от чувственных вещей к «Божиим чувствам» (Комментарий на Евангелие от Иоанна 10, 40; PG 14, 385 С): «Как у тела есть различные чувства, так среди чувств, которые Соломон называет Божиими, одно есть видящая и созерцающая сила души, другое — способность вкушать и воспринимать свойства умопостигаемой пищи» (там же, 20, 43; PG 14, 676 В; ср. Против Келса 7, 39: PG II, 1476 С). Понятие «Божие чувство», соединяющее несовместимые вещи, — непосредственное ощущение, которое во всей философии считалось земным и плотским делом, и непостижимую запредельность Бога, — есть у св. Григория Нисского (Беседа 9 на Песню песней: PG 44, 951 С), у св. Максима Исповедника (Недоуменные вопросы: PG 91, 1248 В). Сочетание «умное чувство», а также «духовное чувство», близкое к «Божьему чувству», употреблял Диадох Фотикийский, говоря о любви, которая «умным чувством исследует невидимое» (О духовном совершенстве 1: ed. 1. E. Weis — Liebersdorf, Leipzig, 1912, p. 65; см. также Главы 15: des Places, 92).
[51] О божественных именах VII 1: PG 3, 865 С.
[52] О божественных именах IV II: PG 3, 708 D.
[53] Ср. Максим Исповедник. Главы богословские и икономические II 70 и 76; PG 90, 1156 и 1160 (ср. Творения..., с. 248–250).
[55] Слово 32: Σπετσιερη, 140 = Θεοτοκις, 206. Прп. Исаак Сирин цитирует здесь, возможно, св. Григория Нисского.
[56] Беседа 2,4–5: PG 34, 465 сл.; О свободе ума 21: PG 34, 956.
[57] По-видимому, это святой Венедикт Нурсийский, «Житие» которого, переведенное на греческий язык папой Захарием (741–752), было хорошо известно византийским монахам. Соответствующий текст см. в PL 66, 197 В.
[58] Ср. св. Василий Великий. Против Евномия 1, 12: PG 29, 540 А: разум «подсказывает нам, что Бог есть, а не то, что Он есть»; св. Иоанн Златоуст. О непостижимости природы Бога, или против аномеев 1, 5: PG 48, 706: «Что Бог есть, человек знает, что же Он есть по Своей сущности — не знает».
[59] В этом смысле слово «душа» употребляется, например, евангелистом Марком (Мк. 8, 35).
[60] Св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах IX 6: PG 3, 953 В–956 А.
[61] Ср. там же, 2, 11 и 5, 8: PG 3, 649 С и 824 А.
[62] Там же, 2, 11.
[63] Там же, 2, 3: PG 3, 640 В.
[64] Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии I 2: PG 3, 121 A.
[65] Св. Дионисий Ареопагит. Письмо 2: PG 3, 1068–1069 А.
[66] Чтение из 3-й книги Царств (3 Цар. 19, 13) входит в службу праздника Преображения Господня 6 августа. Пророк Илия всегда считался, вместе с Иоанном Крестителем (см. ниже II, 1, 43), прообразом монашества и молитвенничества.
[67] О божественных именах IV 4; 5: PG 3, 592 С; 593 ВС.
[68] См. св. Иоанн Златоуст. Письмо 1-е к Феодору II: PG 47, 292.
[69] О божественных именах I 4: PG 3, 592 С; Письмо 8, 1: PG 3, 1084 и в других местах.
[70] Беседа 40, 6: PG 36, 365 A.
[71] Симеон Метафраст. Житие евангелиста Иоанна 1: PG 116, 685 D.
[72] О божественных именах I 4: PG 3, 592 С.
[73] Беседа на псалом 44: PG 29, 400 CD.
[74] В евангелиях от Матфея (Мф. 16, 28), от Марка (Мк. 9, 1) и от Луки (Лк. 9, 27) слова о Царстве Божием стоят прямо перед рассказом о Преображении; связывая свет Преображения с Царством Божиим, Палама следует за св. Иоанном Златоустом (Беседа на евангелие от Матфея 56, 1: PG 58, 549), св. Андреем Критским (Беседа 7-я на Преображение: PG 97, 937 А) и многими другими богословами.
[76] В известных произведениях Макария Великого это место в точности не обнаружено, хотя те же мысли есть, например, в «Беседе о распятии Господнем и о терпении» (Беседа 3: Макарий Египетский. Новые духовные беседы..., с. 27–31) и в «беседе о том, как душа, помалу воспитуемая благодатью, приходит к совершенству», где есть слова (Беседа 16, 8: Там же, с. 102): «Дай мне одежду света спасения, да прикрою стыд души моей». Приведенное св. Григорием Паламой место напоминает, среди прочего, описание одежды царского сына в гимне души так называемых «Деяний Фомы», а также ексапостиларий Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».
[77] Св. Макарий Великий. О свободе ума 21: PG 34, 956 A.
[78] Эти слова тоже не найдены в точности у св. Макария Великого, но сходные мысли есть в «Слове о терпении и рассудительности» (Слово 4, 4: PG 34, 868 CD), в «Беседе о вере в Бога и любви к Нему» (Беседа 20, 1: Макарий Египетский. Новые духовные беседы..., с. 113–117) и в «Беседе о том, что то, чего ищут христиане, ни с чем в этом мире не сравнимо», где есть слова (Беседа 26, 6: Там же, с. 153–154): «Ее [души] образ положен Им в вышних, в небесном граде святых Иерусалиме (Евр. 8, 1; 12, 22), и собственный образ неизреченного света Божества Своего положил Он в теле ее».
[79] Акростих первого канона Косьмы Маюмского на Преображение.
[80] Св. Иоанн Синаит. Лестница 28: PG 88, 1137 С. 94
[81] Ср. псалом 83, 6 в славянском переводе: «Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе: восхождения в сердце своем положи». Согласно толкованию Евсевия Кесарийского, восхождения, означающие добрые помыслы, совершаются, когда Бог «подхватывает человека» (Толкования на псалмы 83, 6: PG 23, 1009 B-D; ср. Григорий Богослов. Беседа 31, 26: PG 36, 161 — D.) По Кириллу Александрийскому, такие восхождения вселяют в нас мысль о небесном граде и надежду достичь его (Объяснение псалмов 83, 6: PG 69, 1208 D).
[82] О небесной иерархии XV 9: PG 3, 340 A.
[83] См. Беседы 18, 1–3: PG 34, 633–636; О любви 24–27: PG 34, 928–929; и особенно «Беседа о том, как душа, помалу воспитуемая благодатью, приходит в совершенство» (Беседа 16,3: Новые духовные беседы, с. 93): «Ибо таинственно духовное и не может быть высказано человеческим словом, разве что сам Дух на опыте и на деле научит достойную и верующую душу».
[84] О различении богословия и боговидения см. также I 3, 48 и Письмо 2-е к Варлааму 52.
[85] О божественных именах 1 4: PG 3, 592 С.
[86] Св. Максим Исповедник. Главы богословские и икономические II 88: PG 90, 1168 A.
[87] Св. Григорий Богослов. Беседа 40, 5: PG 36, 364 В.
[88] Св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах II 6: PG 3, 644 ВС; Максим Исповедник. Письмо 6, 5: PG 92, 429 AB.
[89] Ср. Максим Исповедник. Тайноводство 23: PG 91, 701 С; Комментарий к Дионисию Ареопагиту. О божественных именах XIII; PG 4, 97 А (как почти везде у Паламы, цитирование вольное).
[90] Беседа 40, 5: PG 36, 364 В.
[91] Этот текст приписывался Нилу Анкирскому, но принадлежит Евагрию. См. Илия Истец (Пресвитер, Екдик). Главы гностические 4: PG 127, 1149.
[93] См. Евагрий. О молитве 149: PG 79, 1200 А; эти же слова есть в виде примечания к Лествице 28: PG 88, Ц48 А.
[94] Св. Максим Исповедник. Главы богословские и икономические II 80: PG 90, 1161 D (Творения..., с. 251).
[95] Там же.
[96] См. выше I 2,3 и прим. 57.
[97] Св. Максим Исповедник. Главы богословские и икономические II 82: PG 90, 1164 А. Здесь Максим буквально приводит слова из Марка Пустынника, Главы о трезвении 24: PG 65,1064 В.
[98] Св. Иоанн Синаит. Лествица, 25: PG 88, 989 A.
[100] О божественных именах I 4: PG 3, 592 ВС.
[101] О свободе ума 23–24: PG 34, 957 В.
[102] Там же, 25: PG 34, 957 CD.
[103] Там же, 26: PG 34, 960 A.
[104] Св. Макарий Великий. Беседа 5, 10: PG 34, 516 AB; О возвышении ума 1: PG 34, 889; особ. «Беседа о том, что то, чего ищут христиане, ни с чем в этом мире несравнимо» (Беседа 26, 8: Новые духовные беседы, с. 156).
[105] Св. Василий Великий. Беседа на псалом 29: PG 29, 400 CD.
[106] Место не найдено.
[107] Евагрий. О молитве 57: PG 79, 1180 A.
[108] Там же, 56:PG 79, 1179 D —1180 A.
[109] Св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах VII 1: PG 3, 856 С; св. Максим Исповедник. Комментарии: PG 4, 444 А.
[110] Св. Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии 1, 1: PG 3, 997; О божественных именах IV 13: PG 3, 712 AB.
[111] О божественных именах IV 13: PG 3, 712 АВ.
[112] О божественных именах IV 3: PGЗ, 712 АВ; ср. Максим Исповедник. Недоуменные вопросы: PG 91, 1413 АВ.
[113] Св. Макарий Великий. О возвышении ума 6: PG 34, 893 С. Ср. выше I 3, 3.
[114] Марк Пустынник. Малые сочинения II 26: PG 65, 933 D.
[115] Св. Макарий Великий. О терпении 13: PG 34,876 B —D.
[116] Св. Иоанн Синаит. Лестница 4: PG 88, 696 D.
[117] См. сходные выражения там же, гл. 1, 26 и 29: PG 88, 640 A, 1013 A, 1033 A — D и 1488 С.
[118] Лествица 26: PG 88, 1033 В.
[119] Св. Диадах Фотикийский. Главы, 69: des Places, 129.
[120] Евагрий. О молитве 62: PG 79, 1180 С.
[121] См. Беседа 19, 6–8: PG 34, 648 BD; О свободе ума 18–19: PG 34, 949 D — 953 A.
[122] Лествица 7: PG 88, 813 В.
[123] Там же.
[124] Здесь, как и в конце предыдущих частей, снова ожидается подборка святоотеческих изречений, но в сохранившихся списках ее нет.