Павел раб Иисус Христов, зван апостол, избран в благовестие Божие, еже прежде обеща пророки своими в писаниях святых (Рим. 1, 1–2).
1. Моисей написавши пять книг, нигде не поставил своего имени, а равно и те, которые после него описывали последующие события, даже Матфей, Иоанн, Марк, Лука, но блаженный Павел всюду в своих посланиях ставить свое имя. Почему это? Потому что те писали для находившихся возле них и, присутствуя лично, не имели нужды говорить о себе самих; а Павел посылал писания издали и в виде письма, почему для него и необходима была прибавка имени. Если же в послании к Евреям он не делает этого, то по своему благоразумию. Так как евреи его ненавидели, то, чтобы они, услышав в начале послания его имя, не отказались слушать далее, он, скрывши свое имя, этим мудро достиг их внимания. Если же пророки и Соломон надписывали имена свои, то предоставляю вам самим исследовать, почему одни это делали, а другие не делали: ведь не всему нужно мне учить вас, а надобно и вам самим трудиться и исследовать, чтобы не сделаться еще ленивее. Павел раб Иисус Христов. Для чего Бог переменил ему имя и бывшего Савла назвал Павлом? Для того, чтобы ему и в этом отношении не быть меньше апостолов, но какое преимущество имел верховный из учеников, такое же приобрел и Павел и получил основание для большего с ними союза. Не без намерения же называет он себя рабом Христовым. Рабство имеет многие виды. Есть рабство по сотворению, о котором сказано: яко всяческая работна Тебе (Пс. 118, 91), и еще: раб мой Новуходоносор (Иер. 25, 9), — потому что всякая тварь порабощена своему Творцу. Другой вид — рабство от веры, о котором говорится: благодарение убо Богу, яко бесте раби греху, послушасте же от сердца, в оньже и предастеся образ учения, и свобождшеся от греха, поработистеся правде (Рим. 6, 17–18). Наконец, есть рабство по образу жизни, о котором сказано: Моисей раб мой скончася (Нав. 1, 2); хотя и все иудеи были слугами, но Моисей преимущественно сиял жизнью. А так как Павел был рабом во всех видах рабства, то вместо самого почетного титула употребляет наименование: раб Иисус Христов. А имена Домостроительства он прилагает, восходя снизу вверх. Имя Иисус принесено ангелом, сошедшим с небес, когда Сын Божий родился от Девы, а имя Христос происходит от помазания и принадлежит Ему также по плоти. И каким, спросишь, елеем Он был помазан? Он помазан не елеем, но Духом. А Писание и таковых обыкновенно называет христами. Преимущественное в помазании есть Дух, потому и елей приемлется. Где же Писание называет христами не помазанных елеем? Там, где говорит: не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте (Пс. 104, 15). Ведь тогда елей не приготовлялся для помазания. Зван Апостол. Павел везде называет себя званным, свидетельствуя этим о своей признательности, потому что не сам искал и нашел, но, будучи призван, явился и повиновался. И верующих он также называет званными святыми, хотя они призваны только для того, чтобы уверовать; Павлу же вручено еще другое — апостольство, служение, заключающее в себе бесчисленные блага, совмещающее и превосходящее все дарования. И что еще можно сказать больше того, что Христос, оставляя землю, поручил апостолам все то, что Сам совершал на земле? И Павел, восхваляя это достоинство апостолов, восклицает: по Христе посольствуем, яко Богу молящу нами (2 Кор. 5, 20), то есть — вместо Христа. Избран в благовестие Божие. Как в доме каждый избран для особого дела, так и в церкви бывают различные разделения служения. Но мне кажется, что Павел указывает здесь не только на жребий своего служения, но и на то, что он издревле и свыше был назначен для него. Так и Иеремия говорит, что Бог сказал о нем: прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя, пророка во языки поставих тя (Иер. 1, 5). Так как Павел писал городу тщеславному и напыщенному, то он во всем и показывает Божие рукоположение и говорит, что Сам Бог призвал, Сам Бог избрал его. Он делает это для того, чтобы послание его признали достоверным и приняли. В благовестие Божие. Итак, не один Матфей или Марк есть евангелист, равно как не один Павел есть апостол, но также и первые, хотя Павел по преимуществу называется апостолом, — те евангелистами. Самое же благовестие он называет в зависимости не от настоящих только благ, но и от будущих. Как же Павел говорит, что он благовествует о Боге? Избран, — говорит, — в благовестие Божие. Правда, Отец был известен и прежде Евангелий, но, если и был известен, то одним только иудеям, и притом не всем, как надлежало. Тогда не знали Бога, как Отца, и многое представляли недостойно Его. Потому Христос и сказал, что придут истиннии поклонницы, и что Отец таковых ищет поклоняющихся Ему (Ин. 4, 25). Впоследствии же и Сам Отец вместе с Сыном открылся всей вселенной. Предвозвещая об этом, Христос сказал: да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Его же послал еси Иисус Христа (Ин. 17, 3). Благовестием же Божиим апостол называет (свою проповедь) для того, чтобы в самом начале возбудить внимание слушателя. Он пришел не с печальной какой-либо вестью, как приходили пророки — с обличениями, укоризнами, угрозами, — но с добрыми вестями, с благовестием Божиим о бесчисленных сокровищах постоянных и непреложных благ, которые прежде обеща пророки своими в Писаниях святых. Сказано ведь: Господь даст глагол благовествующим силою многою (Пс, 67, 12), и еще: коль красны ноги благовествующих мир (Ис. 52, 7)!
2. Видишь ли, как определенно выражены в Ветхом Завете название и способ Евангелия? Оно, говорит, возвещается не только словами, но и делами; затем, благовестие не есть что-либо человеческое, но Божественное, неизреченное, превышающее всякое естество. А так как называли его нововведением, то Павел доказывает, что благовестие древнее эллинов (язычества) и прежде было описано у пророков. Если же Бог сообщил его не изначала, то по вине не хотевших принять; кто же хотел, тот слышал. Авраам отец ваш, — сказано, — рад бы был, дабы видел день Мой; и виде и возрадовася (Ин. 8, 56). Итак, в каком смысле говорит, что мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша (Mф. 13, 17)? В таком, что вы видите и слышите самую плоть и самые знамения, совершающиеся пред глазами. Но ты обрати внимание, за сколько времени раньше об этом было предвозвещено. Всякий раз, как Богу угодно предуготовить что-нибудь великое, Он предсказывает об этом за много времени, чтобы настроить слух к принятию этого при исполнении. В Писаниях Святых. Пророки не только говорили, но и писали то, о чем говорили. Даже не только писали, но изображали действиями, например, Авраам вел Исаака (на жертвоприношение), Моисей возносил змия, воздевал руки во время сражения с Амаликом и закалал пасхального агнца. О Сыне своем, бывшем от семене Давидова по плоти (Рим. 1, 3). Что ты делаешь, Павел? Вознесши наши души и подняв их на высоту, показав великое и неизреченное, сказав о Евангелии, и Евангелии Божием, представив сонм пророков и показав, что они предрекли будущее за много лет раньше, для чего ты опять низводишь нас к Давиду? Скажи мне, — о каком человеке ты говоришь, именуя его отцом Иессеева сына? Сообразно ли это с сказанным прежде? Весьма сообразно, говорит Павел, потому что у нас речь не о простом человеке. Вследствие этого я и прибавил — по плоти, давая понять, что Ему же принадлежит и другое рождение — по Духу. Но для чего он начал с рождения по плоти, а не с высшего — с рождения по Духу? Для того, что так начинают Матфей, Лука и Марк. К тому же, намеревающемуся возводить к небу необходимо вести снизу вверх. Так было и на самом деле. Сына Божия видели на земле человеком, а потом признали Его Богом. А какой способ учения употребил Сам Он, такой же путь, ведущий к Нему, пролагает и ученик Его. Сначала говорит о рождении по плоти не потому, что оно было первое, но с тою целью, чтобы от него возвести слушателя к другому рождению — по Духу. Нареченнем Сыне Божии в силе по Духу святыни, из воскресения от мертвых Иисуса Христа (Рим. 1, 4). Сказанное не совсем ясно, вследствие буквальной связи выражений, поэтому необходимо разделить речь. Итак, что же означают эти слова? Мы проповедуем, говорит Павел, происшедшего от Давида. Но это ясно. Чем же доказывается, что воплотившийся есть Сын Божий? Во-первых, — пророками, почему Павел и сказал: еже прежде обеща пророки Своими в Писаниях Святых. Этот способ доказательства имеет не малую силу. Во-вторых, — самым образом рождения, который выражен у апостола словами: от семене Давидова по плоти, так как это рождение нарушило порядок природы. В-третьих, — чудесами, которые совершил Христос, доказав тем необыкновенную силу, что и выражено словом — в силе. В-четвертых, — Духом, Которого даровал верующим в Него и чрез Которого всех соделал святыми, почему и сказано: по Духу святыни, так как одному Богу свойственно раздавать таковые дары. В-пятых, — Воскресением Господа, потому что Он первый и один только воскресил Сам Себя; и это Он Сам называл знамением, преимущественно пред всеми другими достаточным для того, чтобы заградить уста даже бесстыдным. Он сказал: разорите церковь сию, и треми деньми воздвигну ю (Ин. 2, 19). И еще: егда вознесете Мя от земли, тогда уразумеете, яко Аз есмь (Ин. 8, 28). И опять: род сей знамения ищет, и знамения не дастся ему, токмо знамение Ионы (Mф. 12, 39). Итак что значит — нареченный? Указанный, открывшийся, признанный, исповеданный по суждению и решению всех вследствие предсказания пророков, вследствие чудесного рождения по плоти, при посредстве силы, явленной в чудесах, чрез Духа, Которым даровал освящение, чрез Воскресение, которым разрушил державу смерти. Им же прияхом благодать и апостольство в послушание веры (Рим. 1, 5). Заметь признательность раба: он ничего не хочет приписать себе самому, но все приписывает Господу. И, конечно, это даровал Дух. Потому Господь и сказал: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину (Ин. 16, 12, 13). И в другом месте Дух повелевает: отделите Ми Павла и Варнаву (Деян. 13, 2). Также апостол в послании к Коринфянам говорит, что овому Духом дается слово премудрости, иному слово разума, и что той же Дух все разделяет, якоже хощет (1 Кор. 12, 8, 11). И, проповедуя жителям Милета, он говорил: в нем же постави вас Дух Святый пастыри и епископы (Деян. 20, 28). Видишь ли, что (апостол) принадлежащее Духу усвояет Сыну и принадлежащее Сыну усвояет Духу? Благодать и апостольство, то есть не по заслугам своим мы стали апостолами, так как не достигли этого достоинства многими трудами и усилиями, но получили благодать, и от этого дара свыше совершилось преуспеяние. В послушание веры.
3. Следовательно, успех проповеди зависел не от апостолов, но от Благодати, им предшествующей. Их дело было — обходить и проповедовать, но убеждение производил Бог, действующий в них, как Лука и сказал, что отверзе сердце их (Деян. 16, 14), и опять: имже дано бе слышати слово Божие. В послушание. Не сказал — для исследования и доказательства, но — в послушание. Мы посланы, говорит он, не умозаключения составлять, но передать то, что нам вверено. Когда Господь возвестит что-нибудь, слушатели не должны перетолковывать слова Его и с любопытством исследовать, но обязаны только принять их. И апостолы посланы были для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы, наконец, уверовали. Чему же уверовали? О имени Его. Мы не должны исследовать сущность Его, но веровать во имя Его, так как Оно творило и чудеса. Во имя Иисуса Христа, — говорит Петр, — востани и ходи (Деян. 3, 6). Оно и само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом. Во всех языцех, в них же есте и вы, звани Иисусу Христу (Рим. 1, 6). Что это? Разве Павел проповедовал всем народам? Из послания к Римлянам видно, что он обошел (страны) от Иерусалима до Иллирика и оттуда опять доходил до последних пределов земли. Но если бы даже он был и не у всех народов, сказанное им нимало не ложно, потому что он говорит не об одном себе, но и о двенадцати апостолах, и о всех, благовествовавших слово после них. Впрочем, нельзя признавать этих слов спорными и в отношении самого Павла, если иметь в виду его усердие и то, что он после кончины своей не перестает проповедовать в целой вселенной. Заметь также, как Павел превозносит дар (апостольства) и показывает его величие и превосходство пред прежним (ветхозаветным). Если древнее (обетования ветхозаветные) простиралось на один народ, то это (апостольство) привлекло сушу и море. Не оставь без внимания и того, сколько душа Павла далека от всякой лести. Обращая речь к Римлянам, которые пребывали как бы на некоторой вершине всей вселенной, он не отдает им никакого преимущества пред прочими народами и, хотя они тогда владычествовали и господствовали, Павел не говорит, что они имеют какое-нибудь преимущество и в духовном отношении. Но как мы проповедуем всем народам, пишет он, так проповедуем и вам, причем ставит их наряду с скифами и фракийцами, а если бы он не это хотел сказать, то было бы излишне прибавлять: в них же есте и вы. Делает же он это с тою целью, чтобы низложить их высокомерие, смирить кичливость ума и научить равночестно относиться к другим. Для этого и присовокупил слова: в них же есте и вы звани Иисусу Христу, то есть с которыми находитесь и вы. Не сказал, что Христос других призвал с вами, но говорит, что вас Он призвал с другими. Если во Христе Иисусе нет ни раба, ни свободного, а тем более — ни царя, ни простолюдина, то и вы также призваны, а не сами собою пришли. Всем сущим в Риме возлюбленным Богу, званным святым, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Рим. 1, 7). Смотри, как часто Павел употребляет слово — званный, говоря: зван апостол, в них же есте и вы звани, всем сущим в Риме званным. Это он делает не для многословия, но желая опять напомнить римлянам о благодеянии Божием. Так как среди верующих находились, вероятно, и префекты, и консулы, и бедные, и простолюдины, то, отлагая неравенство чинов, он всем посылает одно приветствие. Если же и рабам, и свободным принадлежит всецелое общение во всем самом необходимом и духовном, как то: любовь Божия, звание, благовестие, усыновление, благодать, мир, освящение и все прочее, то не крайнее ли будет безумие различать по земным деяниям тех, которых Бог соединил и сделал равночестными в важнейшем? Потому, конечно, апостол в самом начале отвергает этот лютый недуг и направляет римлян к смиренномудрию, которое есть матерь всех благ. Смиренномудрие и рабов делало лучшими, научая их, что рабство не причинит им вреда, если они имеют истинную свободу, и господ обращало к умеренности, вразумляя их, что нет никакой пользы в свободе, если не бывает совершенства в делах веры. А чтобы тебе понять, что Павел делал это не с намерением все слить и смешать, а, напротив, он знал лучший способ различать, — обрати внимание на то, что он не просто написал: всем сущим в Риме, но с ограничением: возлюбленным Богу. Это — самое лучшее различение, которое ясно и показывает, откуда происходит освящение.
4. Итак, откуда именно освящение? От любви. Сказав — возлюбленным, тотчас присовокупил: званным святым, показывая, что источником всех благ для нас служит любовь, а святыми он называет всех верующих. Благодать вам и мир. О, приветствие, приносящее бесчисленные блага! Его именно и Христос заповедал апостолам произносить при входе в дом как первое слово. Поэтому и Павел всегда начинает тем же, т.е. словами: благодать и мир. Не малую вражду прекратил Христос, но тяжелую, многоразличную и продолжительную, и притом уничтожив ее не нашими трудами, но Своею благодатью. И как любовь даровала благодать, а благодать даровала мир, то апостол, расположив их в своем приветствии в таком именно порядке, молит о непрерывном и ненарушимом пребывании (любви, благодати и мира), чтобы опять не возгоралась другая брань, и просит Подателя сохранить их непреложными, говоря так: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Вот здесь предлог от (απο) относится к Отцу и Сыну, а это равно выражению — из Него (εξ ου). Апостол не сказал: благодать вам и мир от Бога Отца чрез (δια) Господа нашего Иисуса Христа, но говорит: от (απο) Бога Отца и Господа нашего Иисусa Христа. О, какую силу имеет любовь Божия! Враги и отверженные стали вдруг святыми и сынами. Апостол, назвав Бога Отцом, явил их сынами, а когда наименовал сынами, открыл все сокровище благ. Итак, не престанем являть жизнь достойную дара, соблюдая мир и святость. Другие почести временны, прекращаются с настоящею жизнью и продаются за деньги, почему о них можно сказать, что это не почести, но только наименования почестей, получающие свое значение от пышных одежд и от лести окружающей свиты. А дар освящения и усыновления, как данный от Бога, не уничтожается вместе со смертью, но и здесь делает нас знаменитыми и сопровождает в жизнь будущую. Соблюдающий усыновление и тщательно хранящий дар святыни гораздо славнее и блаженнее увенчанного диадемой и носящего порфиру; даже в настоящей жизни он наслаждается совершенным спокойствием, насыщается благими надеждами, не имеет никакой причины для страха и беспокойства и пользуется непрерывною радостью. Ведь обыкновенно веселье и радость доставляет не величие власти, не обилие денег, не полнота могущества, не крепость тела, не роскошь трапезы, не пышность одежд и не какое-либо другое из человеческих преимуществ, но только духовное совершенство и добрая совесть. Итак, кто имеет чистую совесть, хотя бы был одет в рубище и боролся с голодом, бывает благодушнее живущих роскошно; равно как сознающий за собою худое, хотя бы владел всеми богатствами, бывает несчастнее всех. Потому и Павел, хотя жил во всегдашнем голоде и наготе, хотя каждый день подвергался ударам, но радовался и веселился более современных царей. А Ахаав, хотя и царствовал и наслаждался разнообразными предметами роскоши, когда совершил свой грех, стенал и скорбел, а лицо его опадало как до греха, так и после греха. Итак, если мы желаем наслаждаться радостью, то больше всего иного будем избегать порока и станем следовать добродетели, потому что иначе невозможно достигнуть радости, хотя бы мы взошли даже и на царский престол. Потому и Павел сказал: плод же духовный есть любовь, радость, мир (Гал. 5, 22). Возрастим же этот плод в самих себе, чтобы нам и здесь насладиться радостью, и достигнуть будущего царства, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.