Текст приводится по изданию: "Избранные проповеди святых отцов Церкви и современных проповедников", Благовест, б/г. Репринт с "Сборникъ проповjьдническихъ образцовъ (проповjьди свято-отеческiя и церковно-отечественныя). Въ двухъ частяхъ. Составилъ преподаватель Донской Духовной Семинарiи Платонъ Дударевъ. Второе изданiе, исправленное и дополненное. С.-Петербургъ. Изданiе И.Л. Тузова, Гостиный дворъ, 45, 1912." c.147-151.
Во утрий же день, иже есть по пятце, собрашася Архиерее и Фарисее к Пмлату, глаголюще: господи, помянухом, льстец Он рече еще сый жив: по триех днех востану. Повели убо утвердити гроб до третияго дне: да не како пришедше ученицы Его нощию украдут Его, и рекут людем: воста от мертвых: и будет последняя лесть горша первыя (Мф. 27, 62–64).
Ложь везде и все делает против себя, и как бы невольно защищает истину. Смотри. Надлежало верить тому, что Он умер и погребен, и воскрес, — и все сие сами враги делают достойным всякого вероятия. Вникни в сии слова, которые вполне подтверждают все сие: Помянухом, говорят, яко льстец Он рече еще жив сый, — следовательно Он скончался! по триех днех востану. Повели убо утвердити гроб, следовательно, погребен Он! да не како приидут ученицы Его и украдут Его. Итак, если гроб запечатан, то обмана уже не будет? Невозможное дело! Следовательно, из вашей же просьбы составляется непререкаемое доказательство Его воскресения. Ибо если запечатан был гроб, то не было никакого и обмана; если не было обмана, а гроб найден пустым, то явно, что Он воскрес; нельзя и прекословить сему. Видишь ли, как и против воли подвизаются в пользу истины? Рассмотри также, как дорожат истиною и ученики: как ничего не скрывают из того, что говорено врагами, хотя бы то было позорное. Вот они называют Его обманщиком, и ученики не умалчивают об этом. Сие показывает вместе и жестокость тех, поелику и по смерти не оставляли своего гнева. Надлежит при сем исследовать и то, где сказал Он: по триех днех востану. Более ясных слов о сем нигде не найдешь, кроме примера Ионы. Посему беззаконные иудеи знали и понимали слова Его, но произвольно злодействовали. Что же Пилат ответствовал им? Имате, говорил, кустодию: утвердите якоже весте. И утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею (ст. 65, 66). Не позволяет воинам одним печатать. Как бы узнавши о Его делах, не хочет более действовать с ними за одно, а чтобы освободиться от них, позволяет им и сие, и говорит: вы, как хотите, печатайте, чтобы после не винить других. Подлинно, если бы одни воины запечатали, то иудеи могли бы сказать, хотя бы то было ложно и невероятно, однако, они, как в прочих случаях бесстыдно клеветали, так и теперь могли бы сказать, что воины позволили унесть тело, и подали ученикам повод вымыслить весть о воскресении. Теперь, когда сами утвердили гроб, не могут сказать сего. Видишь ли, как невольно заботятся об истине? Сами пришли, сами просили, сами запечатали вместе со стражею, дабы, таким образом, быть обвинителями и обличителями самих себя. Ибо если и теперь украли, то когда? в субботу ли? и как? Выходить не позволено было. Если же преступили и закон, то как сии столь робкие люди осмелились сделать сие? Как притом могли убедить народ? Что они для сего говорили, что делали? Что за ревность, по коей они стояли за мертвеца? Какой ожидали награды? какой почести? И от живого, когда только Он задержан был, убегли; могли ли же после смерти дерзать за Него, если бы Он не воскрес? Как сие сообразишь? Что они не хотели и не могли вымыслить небывалого воскресения, видно из следующего. Много раз говорено было Им о воскресении, даже беспрестанно повторял Он, что, как сказали и сами враги, по триех днех востану. Посему, если бы Он не воскрес, очевидно, они, как обманутые и преследуемые всем народом, изгоняемые из домов и городов, должны бы были отстать от Него: не захотели бы разносить такую о Нем молву, как обманутые Им и подпавшие за Него крайним бедствиям. А что они не могли вымыслить воскресения, если бы не было его на самом деле, о сем не нужно и говорить. Ибо на что они могли надеяться при совершении сего замысла? На силу ли слова своего? но они были самые неученые люди. На богатство ли? но они не имели даже ни посоха, ни обуви. На знатность ли рода? но они были бедны и от бедных рождены. На знатность ли отечества? но они происходили из весей незнатных. На многочисленность ли свою? их было не более одиннадцати, и те рассеяны. На обещания ли Учителя? но на какие? Если бы Он не восстал, то и обещания Его не были бы достоверны. Итак, как могли они укротить неистовство народа? Если верховный из них не снес слова жены дверницы, а прочие, увидевши Его связанным, рассеялись: то как они вздумали бы идти на край вселенной и там насаждать вымышленное слово о воскресении? Если один из них не устоял от угроз жены, а прочие и при мысли об оковах; то как могли они стать против царей, князей и народов, где мечи, сковороды, печи, бесчисленные роды ежедневной смерти, если бы не были укреплены силою Воскресшего? Если таковы-то были знамения, и ни одного из них не уважили иудеи, но распяли Сотворшего их; то могли ли они поверить простым словам о воскресении Его? Нет! нет! Все сие сотворила сила Воскресшего.
Смотри же, сколько смешны замыслы их! Помянухом бо, говорит, яко лъстец Он рече еще жив сый: по триех днех востану. Если Он был обманщик и хвалился попусту; то чего вы боитесь, бегаете и столько суетитесь? Боимся, говорят, да не како украдут Его ученицы Его, и обольстят чернь. Но доказано уже, что совсем нельзя быть сему, и однако злоба упорна и бесстыдна — покушается и на безумное дело. Повелевает до трех дней оберегать гроб, желая показать, что Он и прежде был льстец и даже во гробе можно подозревать Его в злобе. Посему Он восстал скоро, дабы не говорили, что здесь ложь и тело украдено. На то нельзя было жаловаться, что Он скоро восстал; но если бы позже, сие было бы подозрительно. Если бы Он не тогда воскрес, когда они сидел и оберегали гроб, но тогда, как спустя три дня они отошли бы; то могли бы кое-что говорить вопреки нам, хотя и безрассудно. Для того Он предварил и воскрес, чтобы не имели они и бесстыдного предлога. Надлежало случиться воскресению именно тогда, когда они сидели там и стерегли; следовательно, надлежало быть сему в средине трех дней, так что, если бы сие произошло тогда, как они ушли бы, дело могло бы быть подозрительным. Посему Господь попустил и запечатать гроб, по их желанию, допустил быть и страже военной. Они не заботились при сем и о том, что трудятся в субботу; но имеют в виду только свою злобу, как бы в ней более и более успеть; — вот высшая степень безумия и ужаса, потрясавшего их! Те, которые со всею дерзостию задержали его живого, боятся теперь, когда Он умер. Если это был простой человек, то от чего терять присутствие духа? Пусть же знают, что Он добровольно терпел все, что только терпел: вот и печать, и камень, и стража, и все это не могло удержать мертвеца! Они успевают в том только, что и погребение становится известным, и воскресение Его получает большую достоверность; потому что и воины неотступно притом были, и иудеи назирали. В вечер же субботный, свитающи во едину от суббот, прииде Мария Магдалина, и другая Мария, видети гроб. И се, трус бысть велий: Ангел бо Господень сщед с небесе, приступль отвали камень от дверей гроба, и седяще на нем. Бе же зрак Его яко молния, и одеяние Его было яко снег (Гл. 28, 1,2,3). По воскресении приходит ангел. Для чего приходит и отваливает камень? Для жен; оне его увидели тогда во гробе. Видят гроб пустой, и потому должны были уверовать воскресению Его. Так, для того снят камень, для того было землетрясение, чтобы встали и пробудились от сна. Жены приходили для того, чтобы намастить елеем тело, и это было ночью, посему, вероятно, некоторые из них спали. Для чего, подумаешь ты, сказал им ангел — не боитеся вы? Прежде всего освобождает их от страха и потом разговаривает о воскресении. И это слово — вы — с одной стороны выражает большее уважение, а с другой указывает на то, что ужасные ожидают бедствия тех, которые дерзнули на сие злодеяние, если, то есть, не покаются. Не вам, говорит, надлежит страшиться, а распявшим Его. Итак, когда освободил их от страха и словами, и взором (ибо в светлом показался виде, как принесший радостную весть), тогда присоединяет: вем, яко Иисуса распятаго ищите (ст. 5). Не стыдится назвать Распятым: ибо это есть высочайшее наше благо. — Воста. Откуда сие видно? якоже рече. Если мне не верите, вспомните слова Его: тогда и мне не будете не доверять. Потом вот другое доказательство! Приидите и видите место, идеже лежа. Для того отвален камень, чтобы и отсюда заимствовали новое уверение. И рцыте учеником, якоузрите Его в Галилеи (ст. 7). Повелевает и другим благовествовать о том, что особенно заставляет их верить новому событию. Уместно сказал — в Галилеи: избавляет их от забот и опасностей, дабы страх не поколебал веры. И изыдоща от гроба со страхом и радостию (ст. 8). Почему так? Видели ужасное и странное дело: гроб пустой, в котором прежде при их глазах положено тело. Посему и привел их видеть сие, дабы могли он быть свидетельницами того и другого, и гроба и воскресения. И подлинно, размышляли оне, никто не мог унесть Его, когда столько воинов сидело, если Он не сам восстал. Посему и радуются, и дивятся, и приемлют мзду за таковое постоянство — первые видят и благовествуют, благовествуют то, о чем не только слышали, но и что видели.
Итак, когда оне вышли со страхом и радостию, и се Иисус срете я глаголя: радуйтеся. Оне же ястеся за нозе Его (ст. 9). С великим веселием притекли к Нему, прикосновением твердо уверились в Его воскресении и поклонились Ему. И что Он? Не бойтеся, опять и сам прогоняет страх, уготовляя удобнейший путь вере. Но идите, и возвестите братии Моей, да идут в Галилею и ту Мя видят (ст. 19). Смотри, как и сам чрез сих благовествует ученикам, и, как часто говорил я, пол бесчестный приводит в уважение, подает о нем добрые надежды и немощное врачует. Может быть кто-нибудь из вас захочет, по примеру достохвальных жен, обнять ноги Иисусовы? Можете и ныне, если хотите, не только руки и ноги обнять, но и священную оную главу; вы — приобщайтесь с чистою совестию страшных таин. И не только здесь, но и в оный день вы узрите Его, грядущего в неизреченной славе с сонмом ангелов, если только захотите пребыть человеколюбивыми; вы услышите не только сии слова: радуйтеся, но и оные: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). Итак, будем благочестивы, боголюбивы, братолюбивы, покажем любовь ко всем, дабы услышать оные слова и воспринять самого Христа... Вы, украшающиеся златом жены, видевшие течение оных жен, оставьте, по крайней мере, теперь недуг вожделения злата. Если ревнуете вы блаженным оным женам, перемените украшения ваши, облекитесь милосердием...