«Молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16)
Все мы, дорогие братья и сестры, нуждаемся в молитве. Каждый человек испытывает потребность поделиться своим горем или радостью с родными и близкими, чтобы получить от них сочувствие и поддержку. Так и душа христианина жаждет в молитве излить свои нужды пред Небесным Отцом и получить от Него утешение, вразумление и помощь.
В молитве устанавливается живая связь души человеческой с Богом, от Которого она получила начало и бытие и Который Один может спасти ее. Через молитву христианин получает от Господа благословение и благодатную помощь для созидания своего спасения. Без помощи Божией невозможна Богоугодная жизнь, добрые дела и начинания. Усердная молитва, совершаемая с верой и смирением, отгоняет от нас духов злобы, утешает в скорбях, спасает от уныния и отчаяния, низводит в душу благодатный внутренний мир, вдохновляет на борьбу с грехом в себе и окружающем мире.
Но, кроме личной молитвы о своем спасении, драгоценны для нас и молитвы о нас наших ближних.
Священное Писание учит нас молиться и за себя, и за других — о здравии и спасении всех людей (Мк. 14, 38; Лк. 21, 36; Иак. 5, 16; 1 Тим. 2, I — 4). Сам Господь Иисус Христос постоянно молился; проводил целые ночи в молитве (Лк. 6, 12; 5, 16). Молился Он и об апостоле Петре, чтобы не оскудела вера его (Лк. 22, 32), и о спасении всех Своих учеников и последователей, чтобы они были едины между собой в союзе с Богом (Ин. 17).
Святая Церковь ежедневно возносит усердные молитвы ко Господу за своих живых и почивших чад, по примеру Спасителя, и призывает нас молиться друг за друга.
Молитва друг за друга, растворенная любовью, должна простираться не только на наших родных и близких, но ^ всех христиан (Лк. 10, 27–37). Все мы — братья и сестры во Христе, все — дети Отца Небесного, члены Его единой семьи, «живем ли или умираем — всегда Господни» (Рим. 14. 8).
Всех людей Господь призывает к вере и любви. По Его заповеди, мы должны любить Бога и ближних (1 Ин. 4, 7–21; Мф. 19, 19; 22, 37–39; Мк. 12, 33; Иак. 2, 8; Рим. 13, 9; Гал. 5, 14), подкрепляя свою любовь добрыми делами и обязательно — молитвой о здравии и спасении живых и упокоении почивших.
Как исполнение заповеди Божией, молитвы о ближних много могут пред Богом (Иак. 5, 16); когда мы молимся друг за друга, Господь прощает и нам наши грехи.
Молитва за ближних, особенно болящих, страждущих, скорбящих, бедствующих, обижающих нас — это подвиг высочайшей, искренней, милосердной и жертвенной любви. Эту жертву можно приносить во всякий час, на всяком месте, потому что если невозможно действием помочь нуждающимся, то молиться за них можно всегда и везде, и горячая молитва будет лучшей помощью страждущему, избавит которого Сам Господь, при содействии и вашей молитвы о них (2 Кор. 1, 11). За такую молитву Господь обещает великую награду (Мф. 5, 44–45). Милосердный Господь принимает наши молитвы за других, только если они совершаются в духе христианской любви, всепрощения и благожелательности. Когда мы молимся, необходимо, чтобы сердце наше забыло всякую злобу, гнев и зависть, по заповеди Христа Спасителя (Мк. 11, 25–26; Лк. 6, 27–28, 37).
Угодны Господу и наши молитвы за тех, кто по своей немощи не всегда может молиться дома и в храме, но с верой и надеждой на прощение и помощь Божию просит других помолиться за него. Господь Иисус Христос не раз исцелял больных и недужных по вере их родных или близких (Мф. 9, 2; Лк. 8, 41–55; Мф. 9, 32–33; 15, 21–28). Несомненно, Он и ныне поможет тем, кто с верой просит наших молитв.
Святые угодники Божий, зная силу взаимной молитвы, всегда прибегали к молитвенной помощи братьев по вере. Апостол Павел просил христиан: «Братия! молитесь о нас» (1 Фес. 5, 25; Рим. 15, 30; Евр. 13, 18), — и сам всегда во всякой молитве за всех приносил с радостью молитву свою (Флп. 1, 4; Кол. 4, 12). Как же нам, дорогие братья и сестры, грехми присно растлеваемым, немощным и духом, и телом, обремененным невзгодами и скорбями, не просить молитв у других?
Кого же именно мы должны просить молиться о нас? — В первую очередь тех, кто приобрел молитвенный опыт и приблизился к Богу исполнением заповедей Божиих, ибо Господь молитвы праведников слышит, они благоугодны Ему (Пр. 15, 29, 8; Откр. 8, 3–4). Мы должны просить тех, кто облечен благодатью и предстоит у Престола Божия, поставленный Самим Богом молиться за всех христиан. «Для того священники. и предстоят (Престолу), — говорит святитель Иоанн Златоуст, — чтобы молитвы народа, будучи слабы, соединившись с их сильнейшими молитвами, вместе с ними дошли до Неба».
Самые величайшие подвижники просили Господа помиловать их не за их молитвы и подвиги, а по молитвам их духовных отцов, и с твердой верой призывали их молитвенную помощь в самых трудных обстоятельствах: «Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».
Особую помощь верующим оказывают молитвы, возносимые священниками во время Божественной литургии, когда приносится Бескровная Жертва во оставление грехов и спасение живых и усопших (Мф. 26, 28; Ин. 6, 54). Спасительно и животворно бывает поминовение за Божественной литургией; оно ниспосылает верующим особую благодать Божию, которая, по словам святого Симеона Солунского, соединяет их с Богом и дает возможность быть причастниками Его святыни и иметь общение с Ним. Когда вынутые из просфор частицы погружаются в Святую Чашу и напояются Божественной Кровью, священник молимая о прощении грехов всех поминавшихся христиан: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Будем же, братья и сестры, всегда возносить ко Господу Богу усердные молитвы друг за друга и дома, и особенно в храме Божием, который есть дом Божий и дом молитвы (Лк. 19, 46). Будем молиться за священнослужителей и просить их молитв о нас у Престола Божия. Не будем ослабевать духом в молитве и роптать, если Господь не скоро исполняет просимое нами. С глубокою верой, несомненной надеждой и со смирением будем неотступно просить у Него то, что необходимо нам и угодно Ему. Он Сам подает каждому полезное, что послужит ко спасению души. О чем бы мы ни молились и чего бы ни просили у Бога, не забудем о всецелом предании себя Его всеблагой и спасительной воле: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно, так сотвори же со мной по воле Твоей».
Да поможет нам Господь усовершенствоваться в усердной, постоянной, терпеливой молитве за ближних, да исполнит нас верой, любовью и надеждой на Его милосердие. Аминь.
Протоиерей Алексий ГЛУШАКОВ