«Якоже и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся. Подражателе мне бывайте, якоже и аз Христу» (1 Кор. 10, 33; 11, 1)
Искать полезного для ближних — вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства! Это выражает и Апостол словами: «якоже и аз Христу». Ничем ты не можешь так подражать Христу, как попечением о ближних; если ты не печешься о ближнем, то не делаешь ничего важного и еще далеко отстоишь от образца. Воздержание от жертв идольских само по себе есть дело полезное, а я, говорит (Апостол), делал много и неполезного, когда можно было есть и не трудиться, я не искал этого, но решился лучше сам погибнуть от голода, чем соблазнить другого. Потому он и говорит: «Аз во всем всем угождаю»; нужно ли сделать что-нибудь трудное или опасное — всему я подвергаюсь для пользы других. Так Павел, будучи выше всех по совершенству, становился ниже всех по снисхождению.
Подлинно, никакой подвиг не может быть великим, если он не приносит пользы другим. Это видно из примера того, кто принес талант целым и был наказан за то, что не умножил его (Мф. 25, 14–30). Так и ты, брат, будешь ли оставаться без пищи и постоянно плакать, но если не оказываешь никакой пользы другим, то не делаешь ничего важного. Это особенно имели в виду все великие в древности и доблестные мужи; исследуй тщательно жизнь их, и ты ясно увидишь, что каждый из них имел целью пользу не свою, а ближних — тем они особенно и прославились.
Так, Моисей совершил многие великие чудеса и знамения, но ничто столь не возвеличило его, как блаженные слова, сказанные им Богу: «Аще у б о оставиши им грех, остави: аще же ни, изглади мя» (Исх. 32, 32). Таков был и Давид: «Аз есмь согрешивый, — говорил он, — аз семь пастырь зло сотворивый, а сии овцы что сотвориша? Да будет ныне рука Твоя на мне и на дому отца моего» (2 Цар. 24,17).
Также Авраам искал пользы не своей, но многих, и потому подвергал себя опасностям и просил Бога за (людей) не имевших к нему никакого отношения.
Так они прославились, а искавшие своей пользы, смотри, как причиняли вред. Так, племянник Авраама, выслушав слова его: Аще ты на десно, аз на лево (Быт. 13, 9), — и сделав выбор, имея в виду свою пользу, не нашел ее; напротив, страна его сгорела, а страна Авраама осталась невредимой.
Иона, когда искал пользы не других, а своей, то едва не погиб: город стоял, а он подвергался опасности, был обуреваем волнами и утопал; когда же стал искать пользы других, тогда нашел и свою.
Иаков, не искавший собственной пользы от стад, получил великое богатство.
Также Иосиф, желая принести пользу братьям, нашел и свою: когда отец посылал его (к братьям), то он не сказал: «Разве ты не знаешь, что за видения и сны они готовы растерзать меня, что за толкование снов обвиняют меня, что за любовь твою ко мне намереваются наказать меня, — чего только ни сделают они, встретив меня среди поля?» Ничего такого он не сказал и не подумал, но предпочел всему служение братьям, потому и получил впоследствии все те блага, которые сделали его славным и знаменитым.
Так и Моисей, — ничто не препятствует упомянуть о нем еще раз, чтобы видеть, как он не думал о своей пользе и искал пользы других, — проводя жизнь в царских чертогах, вменил большее богатство египетских сокровищ поношение (Евр. 11, 26) и, бросив все, решился разделять бедствия с народом, но не только сам не подвергся рабству, а напротив — освободил и их от рабства. Все эти деяния велики и достойны Ангелов.
Но (деяния) Павла имеют великое преимущество. Все другие, оставляя собственное благосостояние, принимали участие в бедствиях ближних, а Павел сделал гораздо больше. Он не только участвовал в бедствиях других, но и предпочитал сам терпеть крайние бедствия, чтобы другие наслаждались благосостоянием. Не одно и то же — отвергнуть свое благосостояние и предаться бедствиям (вместе с другими) или подвергать страданиям одного себя, а другим доставлять спокойствие и почести. Там, хотя и тяжело переменить благополучие на страдания для ближнего, однако есть некоторое утешение в том, что находятся общники страданий, а подвергать одного себя скорбям, чтобы другие наслаждались радостями, это — дело благороднейшей души и ревности.
Не одним этим, но и другим большим преимуществом он превосходит всех, о которых мы сказали выше. Авраам и все другие подвергали себя бедствиям настоящей жизни, а Павел желал лишиться даже будущей славы для спасения других. Могу указать и третье преимущество. Какое же? — То, что хотя некоторые из упомянутых мужей оказывали попечение о людях, но таких, которые находились под их руководством; они делали то же, что делал бы отец, пекущийся о дурном и преступном сыне, однако же сыне; а Павел желал подвергнуться анафеме за тех, которые не были вверены его попечению, так как он был послан к язычникам. Видишь ли величие его души и превосходство его ревности? Подражай ему, а если не можешь ему, то хотя (мужам) прославившимся в Ветхом Завете. Полезное для себя ты найдешь тогда, когда будешь искать (пользы) ближнего. Если не имеешь ревности заботиться о брате, то помни, что иначе ты спастись не можешь, и позаботься о нем и о делах его, по крайней мере, для себя.
Сказанного достаточно для убеждения, что мы не можем иначе достигать полезного для нас. Но, если хочешь, можешь убедиться в этом и из обыкновенных примеров. Когда случится загореться какому-нибудь дому, если те, которые живут близко к нему, заботясь только о себе, не станут предотвращать опасность, а запрутся в своих домах из опасения, чтобы кто не вошел и не похитил чего-нибудь у них, — какое получат наказание? — Огонь, дойдя до них, сожжет все их (имущество): не заботясь о пользе ближнего, они потеряют и свою.
Бог, желая соединить всех друг с другом, поставил все в такой необходимой связи, что с пользой одного соединяется польза другого: на том стоит весь мир. Если на корабле во время бури кормчий, пренебрегши пользой Других, будет искать только своей, то скоро потопит и себя, и их. Если бы каждое ремесло стремилось только к своей пользе, то и жизнь была бы невозможна, и (невозможно) то самое ремесло, которое стремилось бы к этому. Потому земледелец сеет жита не столько, сколько нужно для него самого, — иначе он давно погубил бы и себя и других, — но он печется и о других; воин ополчается на опасности не для того, чтобы спасти только самого себя, но чтобы и доставить безопасность городам; купец привозит не столько, сколько нужно для него самого, а сколько и для многих других. Если бы люди не были поставлены в такую необходимость, то они не захотели бы искать пользы ближнего, потому Бог и соединил все таким образом и не попустил достигать своей пользы иначе, как путем пользы других. Людям свойственно идти таким путем к пользе ближнего, но заимствовать побуждение к тому должно не отсюда, а из того убеждения, что так угодно Богу.
Невозможно спастись иначе; если ты упражняешься даже в высшем любомудрии, но не заботишься о других, погибающих, то не будешь иметь никакого дерзновения пред Богом. Откуда это видно? — Из слов блаженного Павла: Аще, — говорит он, — раздам вся имения моя, и предам тело мое во еже сжещи е, любве же не имам, ни кая польза ми есть (1 Кор. 13, 3). Видишь ли, чего Павел требует от нас? Хотя раздающий (свое имение), по-видимому, ищет пользы не своей, а ближнего, но этого одного недостаточно, а надо это делать с искренностью и великим состраданием. Для того Бог и дал нам такую заповедь, чтобы соединить нас союзом любви. Если же Он требует от нас любви в такой мере, а мы не оказываем ее и в меньшей, то удостоимся ли мы прощения? Как же, возразит кто-нибудь, Бог чрез Ангелов сказал Лоту: «Спасая спасай твою душу» (Быт. 19, 17)? — Но, скажи мне, когда это было и почему? — Когда угрожало наказание, когда уже не время было исправляться, когда (нечестивые) были осуждены и страдали неизлечимой болезнью, когда старцы и юноши предались одним и тем же похотям и должны были сгореть; в тот день, когда молнии готовы были поразить их. Притом это сказано не о пороке и добродетели, но относилось к наказанию, ниспосланному от Бога. Что же тогда, скажи мне, должно было делать? — Сесть, принять наказание и сгореть без всякой пользы? — Но это было бы крайним безумием. Не то я говорю, чтобы должно было мучиться без причины и напрасно, вопреки воле Божией, но когда человек проводит порочную жизнь, то заповедаю тебе, приди к нему и исправь его, — если хочешь, для. блага ближнего, если же нет, то, по крайней мере, для своей пользы; первое лучше последнего, но если ты еще не достиг такой высоты, то делай это, по крайней мере, для последнего.
Пусть никто не ищет своей пользы и тогда найдет ее. Зная, что ни нищета, ни мучение и ничто другое не может спасти нас, если мы не имеем высокой любви, будем приобретать ее прежде всего, чтобы чрез нее нам получить и другие блага настоящие и будущие, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
(Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Беседа 25-я на 1-е послание к Коринфянам. Т. 10, кн. 1-я. СПб., 1904, с. 247–251. Дано в сокращении.)