Памятник бессмертному подвигу веры (слово архиепископа Никодима)

Возлюбленные отцы, братия и сестры! Дорогие соотечественники — ревностные продолжатели веры ваших отцов, создателей этого исторического Крестовоздвиженского храма, построенного на месте первого православного престола, воздвигнутого также отцами вашими на Канадской земле. Они назвали свой приход «Восток», что символически указывает на его историческое значение!

Здесь, на священном месте подвига веры ваших отцов, 82 года тому назад — в 1897 году, в день памяти святых апостолов Петра и Павла, священники Русской Православной Миссии из Сан-Франциско — протоиерей Димитрий Каменев и протоиерей Владимир Александров, в домах Федора Немирского и Федора Фура, за неимением православного храма Божия, впервые на Канадской земле совершили Божественную литургию, положив начало Православию в Канаде...

За сегодняшним богослужением в вашем святом храме и здесь, среди могил ваших отцов и дедов, мы испытываем особое благоговение. Те, кто лежат здесь, вдали от своего Отечества — Святой Руси, первыми заложили краеугольный камень веры в основание православного храма Божия в этом для них новом краю как священную дань своей верности Святому Православию, как жертвенник свидетельства своей веры в Триединого Бога и любви к Нему. Мы находимся среди белокаменных крестов, венценосно украшающих и освящающих могилы почивающих здесь простых земледельцев — выходцев с Волыни, из Галиции и с Буковины.

Я не нахожу слов для достойной похвалы их благовестническому подвигу, ибо неоценимо его историческое значение. Они не были специально подготовлены к нелегкой миссионерской деятельности. В детстве моя мать рассказывала мне о двух ее братьях, которых горькая судьба заставила в юности покинуть Родину и забросила в далекий Новый свет. Во время австро-венгерского владычества на наших землях украинцы, спасаясь от нищеты, голода и холода, с болью в сердце и со слезами на глазах прощались с родными и близкими, навсегда оставляли родную землю.

Мы уверены, что, будучи материально бедными, они были духовно богаты, ибо в основу своей жизни на новой для них земле положили евангельский завет: «Не хлебом одним будет жить человек» (Мф. 4, 4). Оказавшись вдали от родной земли и родного народа, они в ревностном горении веры своих отцов осуществили Богом предначертанную им, простым земледельцам, как когда-то простым рыбакам, святым апостолам, — великую миссию: зажгли свечу Святого Православия в этой далекой земле, построили здесь, в селении Восток, первый православный храм в честь Животворящего Креста Господня, выразив этим перед Богом свою верность и любовь к Распятому за спасение мира Господу, свою несокрушимую надежду и упование на Него. Своим подвигом они послужили для всех своих единокровных братьев, рассеянных по канадской земле, добрым примером сохранения праотеческой веры. Они воздвигли себе вечный памятник — храм Богу Живому, в котором молитвой благословляются их труды, вера, надежда и любовь.

Ревнуя о славе Божией и подражая благочестию своих отцов, наши соотечественники своими трудолюбивыми руками не только возделали эти когда-то непроходимые болотистые топи, превратив их в плодоносную житницу, но и освятили приютившую их землю, воздвигнув здесь православный храм Божий. Следуя ревности святого апостола Павла, они, по наитию Святого Духа, делали сие для Евангелия, чтобы быть соучастниками его (ср. 1 Кор. 9,23).

К большому сожалению, некоторые (и даже пастыри!) не осознали своего миссионерского призвания и, не задумываясь над судьбами Божиими, усугубили распри среди рассеянных сынов Русской Православной Церкви. Они предпочли свидетельству о Святом Православии разрушительные междоусобицы и, забыв, что Церковь предназначена Богом для духовного собирания и объединения людей в Единое Тело Христово, вовлекли верующих в нецерковные, мирские распри и ссоры.

Таким образом, желают они того, или нет, они разжигают ненависть между братьями по вере, творят страшное зло — разделение, духовно и нравственно разрушающее чад Церкви Христовой. Они не вняли голосу Божию и ранее собранное за пределами нашей Отчизны стадо Христово не только не приумножили на новой земле, но умалили и предали Мать Русскую Церковь злословию «во языцех».

Десница Божия указывала им иной путь: «отложив всякое житейское попечение», через любовь друг ко другу приобщить мир, не знающий Святого Православия, к духовному сокровищу — благочестию нашего верующего народа, давшего Православной Церкви сонм великих подвижников, чьи имена украшают Церковь земную и Небесную.

Сегодня мы с благодарностью склоняем головы перед могилами наших соотечественников, простых земледельцев, которые искренним сердцем и с чистой совестью, без человеческого мудрования, с любовью покоряясь велению Божию и ревнуя о славе Божией, временное — земное разумно покорили Божественному — вечному. Как сподвижники святых апостолов Христовых они усердно потрудились для утверждения и процветания Святого Православия на этой земле.

В этом многотрудном апостольском делании Русская Православная Церковь оказывала материальную помощь канадским переселенцам вначале через Русскую Православную Миссию в Америке, а затем через правящих архиереев Алеутской и Северо-Американской епархии, к которым переселенцы обращались с просьбой направить к ним пастырей.

Священники, направляемые для их окормления, укрепляли дух своих соотечественников и возгревали в них ревность о благодатной полноте и чистоте Святого Православия. Имена этих пастырей Святая Церковь с благодарностью будет помнить в веках: это — протоиереи Димитрий Каменев, Владимир Александров, Иоанн Лопушинский, Иаков Корчинский, священник Скибинский, священник Фикула, архиепископ Пантелеимон (Рудык) и другие.

Их славные труды усердно продолжают ныне ваши пастыри во главе со своим архипастырем: отеческой заботой Первосвятителя нашей Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Пимена они направлены к вам духовно вас окормлять.

В славную книгу истории вашего прихода золотыми буквами вписаны слова, начертанные на карпато-росском наречии на обелиске, увенчанном крестом, — памятнике, воздвигнутом в честь Святейшего Патриарха Тихона близ вашего храма:

«Светло Православiя. На сем месци красувавсь первий русско-православный храм в Канаде, ставили розширителем православной Христовой веры по всей Канаде. Храм бил прiукрашен чудотворною иконою Божiей Матери и мощами святых из Афонской Горы. Архiепископ, а впоследствiи бл(аженной) п(амяти) Патрiарх всея Руси Тихон освящав сей храм. Сей памятник сооружено во славу Божiю, в память теперешним и грядущим поколiниям, прихожанам первой святинi Православiя на Восток, Альта (Альберта. — Ред.), Канада».

Нельзя не преклонить колена и перед Другим памятником, сооруженным вами здесь, надпись на котором гласит:

«Присв'ячено на пошану членам основникам нашоi парафii, спочиваючим тепер на цьому цвинтарi. Вони були пiонерами в цiй околицi вiд 1896 р. i дня 18го липня 1897 р., вперше на канадськiй землi вiдслужилась русська православна лiтургiя.

Русська греко-православна парафiя Пресвятой Тройцi, Восток-Альберта».

Эти два священных памятника, а также Благословенные грамоты епископа (а затем — архиепископа) Алеутского и Северо-Американского Тихона, благоговейно хранимые во многих православных храмах Канады, данные общинам по случаю освящения их храмов, являются свидетельством духовного братства православных людей в этой стране, которых десница Божия собрала в благодатную Полноту Матери — Русской Православной Церкви, ревностным подвигом будущего Патриарха. Уклонение от этого благословенного братства сынов Божиих никакими доводами оправдать невозможно, ибо эти доводы являются противопоставлением человеческой воли Божиему Промыслу.

Мы искренне благодарны вашему архипастырю — Преосвященному епископу Иринею, благоволившему сопутствовать нам во время нашего знакомства с живой историей Святого Православия в Канаде и с этим Богом благословенным местом, на котором мы сейчас находимся. Отсюда православное благочестие распространилось по этой земле действием Святого Духа.

Возлюбленные соотечественники! Вы — сыновья и дочери почивающих здесь, знаете цену их нелегкого подвига. Ваши отцы свято берегли единство веры от губительных соблазнов, раздоров и ненависти, хранили единомыслие со всей Полнотой Матери-Церкви, служили Триединому Богу.

Ваши отцы насадили и взрастили этот благодатный Божий виноградник. Оберегайте это сокровище праотеческой веры от посягательств всех тех, кто раздирает Хитон Христов, Нам и вам надлежит иметь «ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим. 10, 2), дабы сохранить и приумножить духовное наследие тысячелетнего подвига веры нашей Матери — Русской Церкви.

Будем, возлюбленные, благоразумно постоянны в надежде на Господа и на благодатную помощь Его, укрепляясь молитвой в любви к Нему и друг ко другу, дабы стяжать нам дары Духа Святого, исполняя волю любящего нас Господа непогрешимо, заботясь «иметь. рога в разуме» (Рим. 1, 28), «дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5, 16).

Возлюбленные! В эти священные минуты молитвы среди могил ваших отцов я вспоминаю слова одного старца, который говорил: «Кто не чтит могил своих предков — не имеет права на уважение к себе!» Кресты над могилами ваших отцов — это священные памятники их бессмертному духовному подвигу на этой земле. Мы, посланники Матери — Русской Православной Церкви, сыновнюю верность которой наши соотечественники свято сохранили, от всей ее Полноты с благодарностью приносим коленопреклонную молитву о упокоении душ их в селениях праведных.

Да будет славной и незабвенной память их пред Богом и Матерью-Церковью от рода в род и во веки. Аминь!»