(ФОТО)
(ФОТО: Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим совершает великое освящение воды в праздник Богоявления)
(ФОТО: Митрополит Никодим совершает входные молитвы перед началом Божественной литургии Николо-Богоявленском кафедральном соборе в Ленинграде в пасхальную ночь 1976 года)
В конце 1979 года митрополиту Никодиму исполнилось бы 50 лет — возраст, когда человек, будучи в расцвете творческих сил, может уже подвести некоторые жизненные итоги. Но внезапная смерть унесла его из рядов выдающихся иерархов Русской Православной Церкви. И сегодня, незадолго до его полувекового юбилея, мы без него подводим итоги его земного пути.
Митрополит Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов) родился 15 октября 1929 года в деревне Фролове Кораблинского района Рязанской области. По окончании средней школы он два года обучался в Рязанском педагогическом институте. Уже в ранней юности Борис Ротов почувствовал призвание к церковному служению. 17 августа 1947 года архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов) рукоположил его во диакона. 19 августа того же года, в день Преображения Господня, архиепископ Димитрий совершил его пострижение с именем Никодим. Иеродиакон Никодим был причислен к Ярославскому архиерейскому дому. Впоследствии свое иноческое имя митрополит Никодим оформил и как гражданское.
20 ноября 1949 года архиепископ Димитрий рукоположил иеродиакона Никодима во иеромонаха. Начавшееся с этого момента почти тридцатилетнее пастырское служение митрополита Никодима прошло в самых различных церковных послушаниях. В Ярославской епархии, где начинал свою службу двадцатилетний пастырь, он был священником в небольшом деревенском приходе в селе Давыдове Толбухинского района, затем служил в г. Переславле-Залесском и древнем Угличе.
В январе 1952 года иеромонах Никодим был назначен клириком кафедрального собора в Ярославле и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского, через некоторое время ему определено было быть ключарем собора, а в декабре 1954 года он становится исполняющим обязанности настоятеля собора. Повседневные пастырские труды иеромонах Никодим сочетал с духовным образованием. В 1955 году он заочно окончил Ленинградские духовные семинарию и академию. В 1959 году он получил звание кандидата богословия за курсовое сочинение «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме».
В феврале 1956 года иеромонах Никодим был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где вскоре стал заместителем начальника, а затем и начальником Миссии. 31 марта 1957 года он возведен в сан игумена, а 25 сентября того же года — в сан архимандрита. С периода служения в Миссии начинается интенсивная внешнецерковная деятельность Владыки Никодима.
По возвращении на Родину в марте 1959 года он был назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии, а с 4 июня — одновременно и заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений.
31 мая 1960 года архимандрит Никодим назначается председателем ОВЦС. 10 июля того же года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, митрополитом Гор Ливанских Илией (Карамом) (Антиохийская Православная Церковь), епископом Сергиопольским Василием (Самахой) (Антиохийская Православная Церковь), епископом Дмитревским Пименом, епископом Можайским Стефаном он был хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. 28 августа 1960 года Владыка Никодим назначен членом новоучрежденной Комиссии Священного Синода по межхристианским связям. 19 сентября того же года Священный Синод определил епископу Никодиму быть председателем Издательского отдела Московского Патриархата; этот пост он занимал до 14 мая 1963 года. Вскоре, 6 октября, он назначается также председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды» и трудится на этом посту до 7 октября 1967 года. 23 ноября 1960 года епископ Никодим переводится на Ярославскую кафедру. Кроме управления Ярославской епархией. Владыка много сил и забот отдавал архипастырскому окормлению благочиний Русской Православной Церкви в Венгрии и Финляндии.
16 марта 1961 года Преосвященный Никодим становится постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 10 июня он был возведен в сан архиепископа.
11 июня 1963 года архиепископ Никодим был награжден правом ношения креста на клобуке. 3 августа 1963 года назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства с возведением в сан митрополита. 4 августа того же года он назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 9 октября — Ленинградским и Ладожским. С 7 октября 1967 года он носит титул митрополита Ленинградского и Новгородского. 3 сентября 1974 года Священный Синод назначает его на пост Патриаршего Экзарха Западной Европы.
В своем пастырском служении митрополит Никодим проявил себя как ревностный пастырь, с любовью заботящийся о духовном воспитании своей паствы, будь то в пределах сельского прихода или в пределах митрополии и Экзархата. Этому святому делу он посвящает регулярное и благоговейное совершение богослужений, усердное проповедничество. Этому служат его архипастырские послания к своим клиру и пастве. Одним из примеров глубокого благочестия его было его ежегодное участие в чтении и пении на клиросе вместе с духовенством за богослужениями Страстной седмицы и предпразднства Рождества Христова.
В заботе о подготовке образованного и преданного пастырскому долгу духовенства митрополит Никодим много внимания и сил отдавал Ленинградским духовным школам. Он часто выступал перед их учащимися с лекциями по различным вопросам современной церковной жизни. Он никогда при этом не обращался к записям, и здесь сказалась его феноменальная память. В последние годы митрополит Никодим приступил в академии к систематическому чтению лекций по истории Русской Православной Церкви новейшего периода.
Занимая посты председателя Отдела внешних церковных сношений и председателя Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, митрополит Никодим добился значительного углубления межправославных связей, усиления сотрудничества Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами по наиболее существенным вопросам современной церковной жизни. Он считал совершенно необходимым уделять серьезное внимание подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви и многое для этого делал.
Митрополит Никодим возглавлял делегации Русской Православной Церкви на Всеправославных Совещаниях 1961, 1963, 1964 и 1968 годов. После разработки в сентябре 1961 года на Всеправославном Совещании на о. Родос, Греция, каталога тем предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви митрополит Никодим был назначен Священным Синодом председателем специальной комиссии богословов, которая на протяжении нескольких лет интенсивной работы подготовила позиции по всем темам этого каталога. Успех миссии этой комиссии во многом обязан самоотверженному труду ее руководителя.
Исключительное значение имели труды митрополита Никодима по развитию братских отношений Константинопольской и Русской Церквей. В этом вопросе проявился творческий характер его личности.
Следует всегда помнить личную заслугу Владыки митрополита Никодима в спасении русского Афона. Именно своими настойчивыми усилиями он добился допуска в численно оскудевшую братию русского Пантелеимоновского монастыря на Святой Горе иноков из монастырей Русской Православной Церкви.
Митрополит Никодим многое сделал для преодоления средостения между Матерью — Русской Православной Церковью и Русской Православной греко-кафолической Церковью в Америке (Митрополичий округ). Велико его личное участие в переговорах между сторонами, проложивших дорогу к провозглашению 10 апреля 1970 года автокефалии Русской Православной греко-кафолической Церкви в Америке, ныне Автокефальной Православной Церкви в Америке. Столь же значительны заслуги митрополита Никодима в подготовке и провозглашении 10 апреля 1970 года автономии Православной Японской Церкви.
По предложению митрополита Никодима, изложенному им в специальном докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года, отцы Собора определили упразднить клятвы, наложенные Московскими Соборами 1656 и 1667 гг. на придерживающихся старых русских обрядов право.славноверую-щих христиан, и считать эти клятвы яко не бывшие. 1
Митрополит Никодим был председателем Комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви и он же председательствовал на торжественном заседании, посвященном этому знаменательному юбилею. Это было последнее участие митрополита Никодима в праздновании выдающихся событий в жизни его Церкви.
Митрополит Никодим придал творческий динамизм экуменической деятельности Русской Православной Церкви, значительно расширил ее диапазон. Большой заслугой его является современное состояние двусторонних богословских диалогов, интенсивно проводимых Русской Православной Церковью на протяжении: многих лет с Евангелической Церковью Германии, ФРГ, с Союзом Евангелических Церквей в ГДР, с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, с Церквами англиканского исповедания, с Римско-Католической Церковью. Безусловно, проницательной позиции митрополита Никодима во многом обязано современное состояние отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами.
Получившие с 1958 года широкое развитие непосредственные отношения Московского Патриархата с Всемирным Советом Церквей в ноябре 1960 и марте 1961 года завершились. переговорами председателя Отдела внешних церковных сношений с генеральным секретарем ВСЦ д-ром В. А. Виссерт-Хуфтом о вступлении нашей Церкви во Всемирный Совет Церквей. На Третьей Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в ноябре — декабре 1961 года архиепископ Никодим возглавил делегацию Русской Православной Церкви. На этой Ассамблее наша Церковь была принята в члены Всемирного Совета Церквей, а архиепископ Никодим избран членом его Центрального Комитета. На III, IV и V Ассамблеях Всемирного Совета Церквей он возглавлял делегации Русской Православной Церкви. С 1961 по 1975 год он состоял членом Центрального и Исполнительного Комитетов Всемирного Совета Церквей, а в 1975 году на V Ассамблее ВСЦ в Найроби был избран одним из президентов ВСЦ. Среди множества конференций ВСЦ, в которых участвовал митрополит Никодим, отметим Всемирную Конференцию «Церковь и общество», проходившую в Женеве в июле 1966 года и оказавшую» значительное влияние на последующую деятельность Всемирного Совета Церквей. На этой Конференции он выступил с докладом «Диалог с римо-католиками о современной христианской социальной мысли».
Свою архипастырскую, межправославную и экуменическую деятельность митрополит Никодим неразрывно сочетал с миротворчеством, будь то в отношениях Русской Православной Церкви с Поместными Православными и неправославными Церквами или с экуменическими советами. В соответствии с заповедью-Христовой о миротворчестве (Мф. 5, 9), Владыка Никодим видел в миротворческом служении важнейшую задачу в жизни христианина. Стремясь и в этом отношении быть примером для ближних и дальних, он щедро отдавал свои талант и силы для упрочения мира и справедливости во всем мире.
Трудно переоценить вклад митрополита Никодима в становление и развитие Христианской Мирной Конференции — движение, в деятельности которого он принимал активное участие с 1960 года. На I–V Всехристианских Мирных Конгрессах он возглавлял делегации Русской Православной Церкви. Митрополит Никодим был последовательно членом Рабочего комитета ХМК, вице-президентом, председателем коллегии вице-президентов, председателем Комитета продолжения работы ХМК и, наконец, на IV Всехристианском Мирном Конгрессе в октябре 1971 года был избран президентом Христианской Мирной Конференции. На V ВМК. в июне 1978 года митрополит Никодим был избран почетным президентом Христианской Мирной Конференции.
Нынешним своим авторитетом и значением Христианская Мирная Конференция во многом обязана энергии Владыки Никодима. Как отметил на состоявшейся недавно Конференции представителей Церквей и религиозных объединений Советского Союза по итогам V Всехристианского Мирного Конгресса в Праге митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «Христианская Мирная Конференция в 1968 году пережила свой кризис со всеми возможными, из этого состояния вытекающими последствиями. Пессимисты на Западе думали, что они уже похоронили Христианскую Мирную Конференцию. И вот в этот критический момент Владыка митрополит Никодим взял в свои руки руководство этим движением, и благодаря его неутомимой энергии удалось не только возродить Христианскую Мирную Конференцию, но превратить ее в подлинно всемирное движение, с которым считаются не только религиозные и международные религиозные организации, но и многие правительства мира».
Митрополит Никодим много делал для развития сотрудничества в патриотической и миротворческой сторонах деятельности Церквей и религиозных объединений в СССР. Он был председателем Подготовительного комитета Конференции последователей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами, имевшей место в Троице-Сергиевой Лавре с 1 по 4 июля 1969 года, и руководил работой этого значительного межрелигиозного миротворческого форума. Он придавал исключительно важное значение межрелигиозному миротворческому служению.
(ФОТО: Иеромонах Никодим с воспитанником 1-го класса Ленинградской духовной семинарии В. Поярковым (ныне митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий))
Период руководства митрополитом Никодимом внешней деятельностью Русской Православной Церкви был периодом ее бурного развития. Своей творческой энергией и неутомимым трудом, опираясь на святоотеческие традиции и церковно-исторический опыт и получая вдохновение из глубин своей веры, митрополит Никодим создал новую динамичную модель внешних церковных сношений. Яркую оценку этой его деятельности дал Святейший Патриарх Пимен в своем письме митрополиту Никодиму от 15 апреля 1976 года в связи с тридцатилетием образования Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Сердечно приветствуя митрополита от имени Священного Синода я своего, Святейший Патриарх особо отметил, что предметом его «неустанных трудов и попечений было созидание и укрепление всеправославного единства, того единства, без которого невозможна жизнь Православных Церквей и подлинная любовь и единомыслие в их служении разделенному миру... Тот авторитет, — продолжал Святейший Патриарх, — которым Вы пользуетесь в православном мире, является признанием Ваших трудов и заслуг». Далее Святейший Патриарх подчеркнул, что митрополит Никодим «в своих многочисленных встречах и дискуссиях с нашими инославными братьями» всегда проявлял «открытость к диалогу любви при терпеливом подходе, вместе с тем проявляя присущую» ему «православную принципиальность». Касаясь патриотической и миротворческой деятельности митрополита, Святейший Патриарх заявил: «В этом служении Вы являете собой пример последовательного и мужественного проповедника идеалов мира, справедливости и сотрудничества». С особой благодарностью Святейший Патриарх отмечает, что митрополит Никодим всегда был мудрым наставником, воспитателем и руководителем многих молодых тружеников на ниве церковной, в своем служении Святой Церкви зажигающихся его примером.
Выдающиеся заслуги митрополита Никодима неоднократно были отмечены Священноначалием Русской Православной Церкви дарованием ему высших иерархических отличий. 12 апреля 1970 года он удостоен права ношения второй панагии, 17 июня 1971 года — права служения с предносным крестом. Он был награжден церковным орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени.
Его деятельность была отмечена орденами многих Поместных Православных и инославных Церквей,
Митрополит Никодим активно участвовал в работе светских миротворческих организаций. Он являлся членом Правления Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, членом Советского Комитета за европейскую безопасность и сотрудничество, членом Советского комитета стран Азии и Африки. Он участвовал в Ассамблее общественных сил за безопасность и сотрудничество в Европе, имевшей место в Брюсселе в июне 1972 года. Его патриотическая и миротворческая деятельность отмечена наградами Советского Комитета защиты мира, Советского Фонда мира. Всемирный Совет Мира наградил его юбилейной медалью. Он награжден также золотой медалью Отто Нушке, государственными орденами Греции, Ливана, Югославии.
Даже простое перечисление всех ответственных этапов деятельности Владыки Никодима вызывает удивление, как это все было под силу одному человеку, сочетавшему обширнейшую внутри- и внешнецерковную деятельность с неустанными богословскими трудами. 15 апреля 1970 года за диссертацию о понтификате Папы Иоанна XXIII, защищенную им в Московской духовной академии, митрополиту Никодиму была присвоена степень магистра богословия, а 6 февраля 1975 года Советом Ленинградской духовной академии — степень доктора богословия «гонорис кауза» за совокупность его богословских работ. Отмечалось, что «все произведения автора отличаются широтой диапазона в раскрытии исследуемых вопросов, а его богословские концепции и суждения свидетельствуют об огромной эрудиции и высоком уровне его богословского потенциала» (ЖМП, 1975, №6, с. 8).
Научные заслуги митрополита Никодима признаны не только в нашей стране, но и за рубежом. Почетной докторской степени он удостоен Софийской духовной академией имени святого Климента Охридского. Митрополит Никодим был также доктором богословия нескольких экуменических протестантских богословских факультетов. Он являлся почетным членом Ленинградской и Московской духовных академий, а также ряда зарубежных духовных академий и богословских факультетов. Следует добавить, что любовь митрополита Никодима к церковному гимно-творчеству отразилась в составлении им нескольких последований святым угодникам Божиим.
Не следует забывать, что весь этот титанический труд совершал человек, страдавший тяжелым сердечным недугом. Глубокое благочестие и твердая вера митрополита Никодима нашли выражение во время его болезни в решительном нераспространении предписанного ему врачами строгого лечебного режима на богослужениях. Сразу же после первого инфаркта у постели митрополита Никодима был сооружен престол. Болящий ежедневно участвовал в богослужениях и причащался. Когда же он смог возобновить активную деятельность, то каждый день он начинал с совершения Божественной литургии в своих Крестовых храмах в Москве или Ленинграде, а во все свои поездки он брал с собой запасные Святые Дары и черпал силы в причащении Святых Тайн Христовых.
В 1972 году после перенесенного инфаркта митрополит Никодим подал прошение Святейшему Патриарху и Священному Синоду об освобождении его от должности председателя Отдела внешних церковных сношений. Эта просьба Владыки была уважена. Однако он продолжал труды на посту председателя Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. Вместе с тем, состояние здоровья митрополита Никодима продолжало ухудшаться. Но, несмотря на это, с 3 сентября 1974 года, по постановлению Священного Синода, он принял на себя пост Патриаршего Экзарха Западной Европы. Однако после пережитого в октябре 1975 года пятого инфаркта врачи категорически потребовали от митрополита Никодима решительно изменить жизненный режим и резко сократить объем работы.
В ноябре 1976 года Священный Синод, удовлетворив просьбу Высокопреосвященного Никодима, назначил ему в помощь в должности заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы епископа Выборгского Кирилла. Одновременно Владыка митрополит направил письмо вице-президентам и генеральному секретарю Христианской Мирной Конференции, а позднее — членам Рабочего комитета ХМК, в котором просил ограничить круг его обязанностей и предложил кооптировать в состав Рабочего комитета ХМК митрополита Киевского и Галицкого Филарета, Патриаршего Экзарха Украины, члена Комитета продолжения работы ХМК, и в качестве личного представителя его, митрополита Никодима как президента, избрать митрополита Филарета вице-президентом. На заседании Рабочего комитета ХМК в Лимуру, Кения, 22 апреля 1977 года просьба митрополита Никодима была удовлетворена. Но и после этого митрополит Никодим продолжал интенсивно участвовать в экуменической и миротворческой деятельности, одновременно управляя Ленинградской и Новгородской епархиями и Западноевропейским Экзархатом, окормляя Ленин- градские духовные школы.
В последние годы жизни, невзирая на недуг, митрополит Никодим также неизменно участвовал в различных богословских собеседованиях, поддерживал переписку по теоретическим вопросам с выдающимися инославными богословами.
И сама кончина его произошла при исполнении церковных обязанностей — на приеме у вновь избранного предстоятеля Римско-Католической Церкви Папы Иоанна Павла 1.
Весть о внезапной кончине митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима скорбным эхом пронеслась по всему земному шару, вызывая боль и слезы в сердцах всех, кто знал его лично или по его многогранным трудам. Со всех континентов, на многих языках возносятся ныне молитвы о упокоении души иерарха Русской Православной Церкви, славного сына русского народа.