Незамерзающий у истоков из озера Ильмень Волхов делит Новгород на Софийскую и Торговую стороны. По берегам Волхова — Юрьев монастырь. Детинец
(Кремль) со златоглавым собором Святой Софии, Антониев монастырь, Ярославово дворище и много других памятников древнерусского зодчества. Их купола подобны шлемам ратников времен святого благоверного великого князя Александра Невского. Многие из памятников в послевоенное время были обновлены или заново восстановлены.
Несколько лет назад общиной храма во имя святого апостола Филиппа на углу Нутной и Бардовой улиц (Красилова и Суворова), одного из древнейших новгородских храмовых строений, были предприняты шаги по организации реставрационных работ в Филипповском храме и работ по восстановлению древнего храма во имя Святителя и Чудотворца Николая, на протяжении трехсот лет примыкавшего к храму апостола Филиппа и разобранного в XIX веке из-за конструктивного недостатка частей здания.
В 1978 году Специальная новгородская научно-реставрационная производственная мастерская завершила большую часть работ, восстановив на фундаменте XIV века храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Основание храма во имя апостола Филиппа относится к XII веку. В Новгородской третьей летописи говорится: «В лето 6702 (1194. — М. Е.)... поставиша церковь деревяну святаго апостола Филиппа на Нутной улицы, на Торговой стороне, на Знаменской, в Славенском конце; и освящал ю владыка архиепископ Мартирий генваря в 29е день [в Новгородской первой летописи добавлено: «на святаго Игнатия Перенесение мощем»]; и стояла до пожару 153 лета и сгоре 6855ж (1347. — М. Е.) года» [1].
Об этом пожаре обстоятельно говорится в летописном церковном синодике, где также сказано: «И от того времени (т. е. с 1347 года. — М. Е.) минуло 36 лет, как церковь древяная погорела, до церкве каменного строения святого апостола Филиппа и великого чудотворца Николы на Нутной улицы» [2].
Одно из свидетельств представляет нам Новгородская третья летопись: «В лето 6891 (1383. — М. Е.)... заложиша церковь каменну в Великом Новеграде апостола Филиппа на Нутной улицы; а строители Родислав Данилович, Устин да Филипп посадники» [3] и «придел великаго чудотворца Николы Мирликийскаго на одной основы обе церкве каменные. В церкви святаго апостола Филиппа на полатех придел каменной над правым крылосом Воскресение Христово» [4] .
Церковь Филипповская была «освящена архиепископом Алексием» [5] (управлял Новгородской епархией в 1359–1388 гг.).
В храм святителя Николая были назначены священник с дьячком и сторож. На содержание Филипповского храма священнику пожаловали пожни (луга. — Ред.) и сенные покосы, а с ними деревни в Бежецкой пятине [6], второму причту — в Деревской пятине восемь деревень с пожнями и сенными покосами, что было в XVI и XVII вв. утверждено царскими жалованными грамотами Феодора Иоанновича, Бориса Годунова и Алексия Михайловича.
В первоначальном виде Филипповский и Никольский храмы существовали до 1526 года.
В 1527 году оба храма вновь перестраиваются на прежнем основании.
Об этом летопись говорит так: «А строены церковь святых апостола Филиппа и Николая на одном основании двумя улицами Нутной и Бардовой, гостьми московскими и новгородскими и всеми православными христианы, иже приходят под кров тех церкви» [7].
После перестройки храмы были освящены архиепископом Макарием (управлял Новгородской епархией в 1524–1542 гг.) [8].
Это были две самостоятельные церкви под одной кровлей. Церковь Филипповская была приходской для боярских семей, живших на улице Нутной, Никольская церковь — для уличан Бардовой улицы и жителей восьми деревень в Деревской пятине (расположенной по обоим берегам реки Ловати) [9].
В 1536 году в храме Святителя Николая были сооружены полати (церковные хоры) и на них, как это делалось в старину, устроен теплый придел во имя Святой Живоначальной Троицы, занимавший половину площади храма [10].
В 1606–1607 гг. во время морового поветрия в Новгороде жители улиц Нутной и Бардовой лишились 364 прихожан и объединились в один приход. «От этого богослужение начали совершать в обеих этих церквах не вместе, а поочередно» [11].
В 1615 году, после шведского разорения, летописец сообщает, что «на Нутной улице был каменный храм апостола Филиппа с двумя приделами св. Николая и Воскресения Христова» [12].
В 1646 году в переписи стольника князя Григория Долгорукого значилось: «На Нутной улице стоит церковь каменная апостола Филиппа да Николы чудотворца, два придела вверху Воскресение Христово да Троица, а в ней образы и книги и ризы и колокола, строенье улицкое» [13].
В 1659 году храмы были оштукатурены и побелены снаружи и внутри. Был проведен капитальный ремонт; положены новые связи, покрыта тесом кровля, главы обиты новым белым железом.
(ФОТО: Храм во имя апостола Филиппа (справа) и сопредельный ему храм во имя Святителя Николая в Новгороде (макет, реконструкция))
С того времени Никольский храм стал теплым. Полати в Никольском храме были устроены во всю площадь храма и, таким образом, теплый внутренний придел Святой Троицы был увеличен во всю длину Никольского храма. В алтаре храма апостола Филиппа было устроено большое окно.
После перестройки храмы были освящены 15 июля 1660 года архиепископом Макарием III (управлял Новгородской епархией в 1652–1663 гг.) [14].
В XIX веке храм Святителя Николая был разобран.
Восстановлению храма Святителя Николая на Нутной улице предшествовала большая научная работа.
По инициативе митрополита Новгородского [15] и Ленинградского Никодима, с разрешения Управления культуры Исполкома Новгородского областного Совета депутатов трудящихся был заключен 10 апреля 1969 года договор между исполнительным органом храма апостола Филиппа в г. Новгороде и Специальной новгородской научно-реставрационной производственной мастерской о научных изысканиях памятника.
Изыскательные работы и проектирование реставрации памятника проходили в соответствии с реставрационным заданием, утвержденным в марте 1969 года Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры министерства культуры РСФСР. Архитектором были проведены обмерные работы и тщательное научное исследование памятника.
Результаты изысканий были подтверждены и дополнены данными исторических документов — новгородских летописей, рукописей XVII века (т. е. пономарских записей о пристройках), плотницких записей (подобие трудовых соглашений с плотниками о строительных работах) и других многочисленных источников.
Более того, исторические документы послужили исходным материалом при составлении проекта реставрации всего комплекса (включая оба храма) в том виде, какой он имел в XVI веке [16].
16 июня 1970 года проект реставрации был рассмотрен на заседании Комиссии по охране памятников истории и культуры для контроля за реставрационными работами по особо важным объектам архитектуры и экспертизы проектов при министерстве культуры РСФСР. Все выступавшие на заседании архитекторы единодушно отмечали, что научно-исследовательскими работами открыт уникальный памятник, и постановили продолжить работы, произвести дополнительные исследования и выполнить макет проекта реставрации памятника.
В мае 1977 года проводились инженерно-геологические исследования на территории храмов апостола Филиппа и Святителя Николая.
В августе 1977 года был утвержден проект реставрации храма апостола Филиппа и восстановления храма Святителя Николая на Нутной улице.
По благословению митрополита Новгородского и Ленинградского Никодима в октябре 1977 года было начато восстановление храма Святителя Николая на фундаменте XIV века в соответствии с новгородскими традициями. В древнем храме стены толщиной полтора метра были сложены из ракушечника, не имеющего четких форм. Кирпич применялся в незначительном количестве.
Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов, трехчастное членение фасада лопатками, лепные кресты мягких, как бы смазанных форм придают восстановленному храму особую пластичность. Восстановленный храм представляет собой точную копию древнего храма Святителя Николая: бесстолпный, в «два света», без алтарной апсиды, с арками и сводами, несущими световой барабан с куполом, напоминающим шлем и покрытым лемехами, с резными деревянными крыльцами с западной и северной сторон. В храме нет множества архитектурных деталей и украшений: в нем все строго и просто.
В декабре 1978 года работы по восстановлению храма Святителя Николая в целом были закончены.
Освящение новосооруженного храма было назначено правящим архиереем — митрополитом Новгородским и Ленинградским Антонием на 13 декабря, день памяти святого апостола Андрея Первозванного.
Накануне, 12 декабря, в храме Святителя Николая при закрытых Царских вратах на солее совершалось всенощное бдение обновлению храма и Святителю Николаю.
Перед началом богослужения была устроена торжественная встреча Преосвященным архиереям: епископу Уфимскому и Стерлитамакскому Валентину, епископу Тихвинскому Мелитону, архиепископу Выборгскому Кириллу, митрополиту Новгородскому и Ленинградскому Антонию.
По прибытии в храм иерархи прикладывались к раке с мощами святителя Новгородского Никиты, находящейся у южной, правой стены храма Святителя Николая.
Ко всенощному бдению прибыл также митрополит Делийский Павел Map Григорий (Ортодоксальная Сирийская Церковь, Католикосат Востока, Индия). Он молился и за Божественной литургией в день праздника.
На солее у Царских врат был установлен стол и на нем поставлены Евангелие, дарохранительница, четыре свечи. На середине храма — аналой с иконой Святителя Николая. Иерархи до начала полиелея молились на уготованных местах по обе стороны амвона.
Полиелей совершил митрополит Антоний с Преосвященными архиереями в сослужении многих клириков.
За всенощной митрополит Антоний помазывал богомольцев освященным елеем.
В конце богослужения Владыка Антоний произнес слово.
«Сегодня для нас особо торжественный день — мы совершаем первое богослужение в новом храме во имя Святителя Николая.
Данный храм невелик, как невелик и сопредельный ему храм апостола Филиппа, но велико его значение: все здесь благолепно и по-особому, ибо в храме почивает благодать Божия. Это место селения славы Божией.
Храм имеет особое значение — это выражение нашей веры, любви, надежды, стремления соединиться с Богом. Храм — это место встречи с благодатью Божией, ибо здесь нас касается благодать.
Завтра — память апостола Андрея Первозванного. Апостолу Андрею выпал жребий просветить Православием наши земли. Есть предание, что апостол Андрей был и в Новгороде (то есть здесь, на этой земле, где потом был основан Новгород). Здесь, в Новгороде, родился и служил святитель Никита. Господь даровал ему нетление и прославил его более четырех столетий назад чрез обретение его честных мощей.
Верующий должен быть храмом Духа Святого, Входить в храм нужно со страхом и смирением, чтобы ощутить действие благодати. Здесь человек освящается от рождения до смерти. Здесь мы приобщаемся Тела и Крови Христовых, здесь совершается освящение брака мужа и жены, здесь даруется благодать священства.
Помолимся, чтобы Господь освящал и хранил наш храм и чтобы благодать Божия пребывала и со всеми нами. Аминь».
За всенощной, как и за литургией на следующий день, молитвенно пел хор под управлением И. Г. Порферидова. Некоторые песнопения исполнялись новгородским распевом.
В самый праздник митрополит Антоний в сослужении некоторых клириков совершил освящение храма. Затем, приняв с престола Филипповского храма честные мощи. Владыка Антоний на главе перенес их из Филипповского храма в новоосвященный Никольский, торжественно, с клиром, совершив обхождение вокруг храмов.
Божественную литургию совершали все иерархи в сослужении новгородского благочинного протоиерея Михаила Елагина, секретаря Ленинградского епархиального управления протоиерея Игоря Ранне, доцента МДА архимандрита Иоанна (Маслова), старорусского благочинного архимандрита Клавдиана (Моденова), настоятеля протоиерея Анатолия Малинина, других клириков Новгородской и Ленинградской епархий, а также студентов ЛДА архимандрита Михаила Болиастиса (Иерусалимская Церковь), архимандрита Афанасия Пефаниса (Элладская Церковь).
За богослужением молились профессор ЛДА д-р Н. Д. Успенский, студенты ЛДА Михаил Бондар (США), Миодрак Предрак (Югославия), Петр Петров (Болгария).
Было очень много причастников. Это особая радость — причащаться первыми в новоосвященном храме.
Митрополит Антоний обратился к клирикам и богомольцам с словом.
Вы есте храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Как и в храме Божием, в каждом из нас также должны быть духовный престол и зажженные лампады. Здесь все земное уходит, остается только Небесное. В храме мы исполняемся богатством веры, ибо тот истинно богат, кто богат верою. Мы освятили храм — это милость Божия и это праздник. Нам нужно стремиться к храму и к принятию Тела и Крови Христовых. Мы молимся, чтобы от внешнего освящения здания храма мы стремились к внутреннему освящению храма души нашей.
Высокопреосвященный Антоний призвал всех участников праздничного богослужения и всех молившихся возблагодарить Господа за Его милости к нам и особенно вознести горячую молитву о Святейшем Патриархе Пимене, благословившем это освящение и пожертвовавшем значительные средства на сооружение иконостаса в стиле XVI века. С чувством глубокой признательности, сказал в заключение Владыка Антоний, нужно молиться о строителях и благотворителях.
Протодиакон Богдан Сойко возгласил уставное многолетие. Затем как выражение глубокой благодарности за заботы об этом храме ныне почившему митрополиту Новгородскому и Ленинградскому Никодиму была возглашена «вечная память».
За усердные труды в деле восстановления храма Святителя Николая были удостоены патриарших наград староста и члены исполнительного органа храма святого апостола Филиппа. Митрополит Антоний преподнес митру Владыки Никодима протоиерею Михаилу Елагину.
Протоиерей Михаил Елагин приветствовал митрополита Антония с вступлением на Древнейшую Новгородскую кафедру, которая за свою многовековую историю прославилась делами святителей, подвигами преподобных и Христа ради юродивых чудотворцев.
С благоговением на протяжении нескольких столетий хранят верующие новгородцы святые мощи святителя Новгородского Никиты. Святой Никита является нашим защитником и помощником. Перед его ракой проходит наше пастырское служение. Мы веруем, он будет ходатаем нашим во время Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа.
Ныне покойный митрополит Никодим, говорил далее протоиерей М. Елагин, был ревностным делателем вертограда Христова, он трудился на ниве Божией, не оглядываясь назад. Как иерарх и как гражданин он знал, что наши клирики не только совершают свое пастырское служение, но и честно выполняют свой гражданский долг. Они усердно молятся и проповедуют слово Божие. Верующий народ трудится над благоукрашением храмов и строит новые. Не так давно митрополит Никодим освящал вновь построенный Казанский храм в г. Чудове нашей епархии. А сегодня здесь, в Новгороде, мы освятили храм во имя Святителя Николая.
Волею Божией Святейший Патриарх Пимен назначил Вас на Новгородскую кафедру. Прежде чем переступить Вам порог нашего новгородского храма, Ваш Небесный покровитель, данный Вам в помощь при постриге в монашество, преподобный Антоний Римлянин молил Господа, дабы Вы довершили незаконченное. Святой Антоний некогда приплыл на камне в Новгород и построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вы, прибыв к нам на камне веры, завершили возведение этого храма. Труды, начатые митрополитом Никодимом, Вы продолжили. И да поможет Господь и завершить их.
Ваше имя, как и имя митрополита Никодима, вместе с именами древних строителей будет записано в историю этого храма.
Клир и миряне, заключил свое слово отец Михаил, от всей души поздравляют Вас с прибытием в Новгород и желают Вам доброго здоровья и благих успехов в Вашем архипастырском служении.
От Святейшего Патриарха Пимена, от митрополита Таллинского и Эстонского Алексия, управляющего делами Московской Патриархии, от митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Отдела внешних церковных сношений, от митрополита Минского и Белорусского Филарета, Патриаршего Экзарха Западной Европы, были получены телеграммы в ответ на посланные им митрополитом Антонием.
В телеграмме Его Святейшества говорилось: «Сердечно приветствую и поздравляю Ваше Высокопреосвященство и Вашу новгородскую паству с завершением строительства и торжественным освящением нового храма. Благословение Божие да сопутствует Вашим архипастырским трудам во славу Божию. С любовью Патриарх Пимен».
Протоиерей Михаил ЕЛАГИН
[1] Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т. III, СПб., 1841, с. 217.
[4] Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1, М., 1860, с. 378.
[6] Деревни, принадлежавшие Новгороду, в древности делились на пять округов, или пятин, как называли их новгородцы.
[8] ПСРЛ, т. III, с. 296, 305.
[9] Церковный синодик. Лл. 116–146.
[10] Архим. Макарий. Цит, соч., с. 379–380.
[11] Церковный синодик. Лл. 60–63.
[12] Архим. Макарий. Цит. соч., с. 380.
[15] В Новгороде, как и во всей Новгородской епархии, в отличие от Ленинградской епархии, правящего архиерея именуют «Новгородским и Ленинградским». — Ред.
[16] Архив Специальной научно-реставрационной новгородской мастерской, г. Новгород, Кремль.