Преподобный Трифон и блаженный Прокопий Вятские

«Понеже бо в Премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1, 21)

В середине XVI в. на далеком Севере в Мезени (в селе Малая Немнюшка Пинежского уезда) в зажиточной крестьянской семье у Димитрия и Пелагии родился мальчик Трофим. Отец его скоро умер, и Трофим привык во всем повиноваться матери и старшим братьям. Но когда родные стали уговаривать его жениться, Трофим наотрез отказался. Братья решили соблазнить его, подослав свою служанку, но Трофим так горевал, что с тех пор его оставили в покое.

Услышав в церкви поучение об ангельском образе иноков, юноша вскоре покинул дом и, дойдя до Великого Устюга, нашел себе духовного отца — священника Иоанна. Избегая почитания людей (уже тогда в нем явился дар исцеления), он перешел в городок Орлов на реке Каме и здесь в течение года вел жизнь юродивого, ночуя на церковной паперти. Однажды зимой, когда блаженный шел по отвесному берегу реки, его увидели люди богатых солепромышленников Строгановых. Желая позабавиться, они столкнули нищего странника вниз, в довершение его прикрыл обрушившийся снежный нанос. Испугавшись, шутники откопали святого. Вытряхивая из его сапог снег, они дивились терпению и незлобию подвижника. Он тотчас простил их: лицо его было радостно, и от него даже исходило тепло. Когда об этом случае узнал Иаков Строганов, то попросил блаженного помолиться о единственном оставшемся в живых болящем сыне — и тот выздоровел. Вскоре в селе Никольском на реке Виляди блаженный исцелил умиравшего младенца. Поучая, святой указывал, что Господь спас детей ради веры их родителей.

Когда преподобному исполнилось 22 года, он принял постриг от настоятеля Пыскорского монастыря в честь Преображения Господня иеромонаха Варлаама. Суровые иноческие послушания и добровольные подвиги повергли преподобного Трифона (таково было его новое имя) в тяжкую болезнь. Более 40 дней не мог он подняться, не спал и не ел, проводя дни и ночи в покаянии. Однажды, когда подвижник был в забытьи, ему явился Ангел Хранитель, чтобы взять его душу. Преподобный последовал за Ангелом по воздуху, не видя ни неба, ни земли, а только чудный свет, пока не раздался великий глас: «Ты поспешил взять его сюда, верни снова, где он был». Ангел поставил преподобного в келлии и стал невидим. Очнувшись от видения, преподобный Трифон стал горячо молиться. Вдруг он заметил у одра старца в светлой одежде, с крестом в руках. Это был Святитель Николай Мирликийский. «Встань и ходи», — сказал великий Чудотворец, благословив больного крестом.

Выздоровевший преподобный стал подвизаться еще усерднее. Несколько исцелений, совершенных им, подали повод к зависти среди братии, и подвижник предпочел покинуть монастырь. Спустившись вниз по Каме на 150 поприщ, он остановился на месте, трижды указанном чудным голосом: рядом с остяцким языческим жертвенником, у устья реки Мулянки. Здесь преподобный начал смелую проповедь среди остяков (подобно Преподобному Сергию, он был тогда научен чтению и разумению Священного Писания по благодатному откровению). Четыре недели постом и молитвой готовился подвижник к необычайному в этих краях подвигу — он срубил и сжег ритуальную ель со всеми жертвоприношениями. Видя, что святой старец не потерпел вреда, остяки не решились причинить ему зло. В 1572 г. разнесся слух, что черемисы идут войной на Пермь. Остяки, испугавшись, что преподобный покажет их жилища, решили убить его. Но по молитвам преподобного келлия его стала невидима, и остяки так и не смогли найти его. С тех пор они начали принимать Крещение.

К этому времени братия Пыскорской обители раскаялась в злобе на святого и упросила его вернуться. Он пришел к ним, однако ненадолго, т. к. слава чудес гнала его в уединение. Но и поселившись в одинокой хижине на реке Чусовой, преподобный не мог отказать множеству больных, приходивших к нему. Особенно замечательно было чудо исцеления крестьянина Григория от болезни глаз. У преподобного Трифона был в часовне особо чтимый богомольцами образ Софии Премудрости Божией (знаменательно, что на месте часовни в дальнейшем был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы). Григорий по обету пришел к образу и с твердой верой просил молитв преподобного. Но после исцеления он стал сомневаться: «Не Премудрость Божия помиловала меня, не ради молитв преподобного Трифона получил я исцеление — болезнь прошла сама собой». Когда после таких мыслей Григорий опять ослеп, он раскаялся и вторично просил молитв о нем. Исцелив его, преподобный Трифон сказал: «Чадо, милость Божия подала тебе прозрение, веруй этому с твердостью. Ничего не случается без воли Божией; все от Бога, по нашей вере и добрым делам. Не будь маловерен и не согрешай, чтобы не случилось с тобой худшего».

Но и здесь недолго пришлось жить преподобному. Однажды, когда он расчищал и сжигал лес, поднялась сильная буря. Огонь перешел на соседний лес и уничтожил большие запасы заготовленных крестьянами дров. Забыв все хорошее, что сделал для них преподобный, крестьяне сбросили его с высокой горы на камни, а увидев, что он не расшибся, бросились его догонять. У берега реки стояло пустое судно. Когда преподобный взошел на него, судно само, без весел и паруса, перевезло его на другой берег от обидчиков. Ужаснувшись, преследователи вернулись к Григорию Строганову, на земле которого жил преподобный, и рассказали ему обо всем. Строганов разыскал преподобного и велел заковать в железо. «Скоро и сам ты перенесешь то же!» — предрек святой. И действительно, вскоре Строганова сковали царские посланные. Тогда он обратился к подвижнику с просьбой простить его. По молитве преподобного, царский гнев прекратился, и освобожденный Строганов отпустил его.

Бог наставил преподобного идти в Вятскую землю. Когда он достиг реки Вятки, то вся природа радовалась святому: вода, освященная молитвой, стала сладка, деревья склонялись, приветствуя его. 18 января 1580 г. преподобный пришел в г. Слободской, а оттуда отправился к г. Хлынову (с 1780 г. — г. Вятка). Здесь он усердно молился перед Великорецким чудотворным образом Святителя Николая Мирликийского, помня о его помощи в начале иноческого пути. Горожане полюбили незнакомого странника, и когда он обратился к ним с просьбой основать монастырь за рекой Засорою, согласились и послали преподобного за разрешением к Митрополиту Московскому и всея Руси Антонию (1577–1580). 24 марта 1580 г. преподобный в Москве был посвящен в сан священника и 20 июля вернулся в Хлынов (Вятку), с грамотой на землю для монастыря. Много препятствий было при строительстве обители. Лишь предстательством Пресвятой Богородицы (в честь Благовещения Которой был заложен 8 сентября деревянный храм) дело было доведено до конца. Когда собралось до 40 иноков и храм стал тесен, горожане помогли построить новую большую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В это время из Москвы стали поступать богатые вклады. Преподобный все передавал на нужды обители, которая росла и крепла. Патриарх Иов (1589–1605), почитавший преподобного, возвел его в сан архимандрита и дал антиминсы для новой церкви. Близок был преподобный Трифон и с митрополитом Казанским святителем Гермогеном, которому предрек, что он будет патриархом и скончается мучеником.

Во время архимандритства преподобного Трифона в Успенской обители он совершил для Вятской страны знаменательное чудо.

Немногим ранее основания Трифонова Успенского монастыря, в 1578 г., в 6 верстах от Хлынова (Вятки), в деревне Корякинской, родился в крестьянской семье вымоленный мальчик Прокопий. Его родители, Максим и Ирина Плушковы, долго не имели детей, и тем страшнее был для них удар грома, поразивший 12-летнего мальчика, когда он работал в поле на лошади. С плачем принесли они его домой, где по молитвам родителей он очнулся, но остался в исступлении: Прокопий раздирал на себе одежду, топтал ее, ходил нагим. Тогда родители привезли его к преподобному Трифону Вятскому, прося его помолиться Святителю Николаю Чудотворцу и Преподобному Сергию Радонежскому. Отслужив молебен, преподобный Трифон окропил мальчика святой водой — и тому вернулся разум.

Между тем, строгость общежительного устава, введенного преподобным Трифоном в Успенском монастыре (у него в келлии были только иконы и книги; неукоснительно требовал он соблюдения общей трапезы), стала тяготить братию. Несмотря на кроткие увещания архимандрита, иноки роптали на него, нарушали устав и довели дело до того, что по их ходатайству был поставлен в Москве архимандритом ученик преподобного Трифона — Иона Мамин, которому подвижник завещал настоятельство после своей кончины. Тогда братия, избив святого, изгнала его из им самим основанной и устроенной обители. Преподобный Трифон после того, как побывал в Москве и в Сольвычегодске, направился в Соловецкий монастырь в честь Преображения Господня. Никита Строганов выделил для него судно с людьми, но преподобный, плывя по Двине, отпустил людей, распродал все вещи и судно и явился в обитель преподобных Зосимы и Савватия простым странником. Пробыв там недолго, он на Обратной дороге зашел в Вятский Успенский монастырь, отдав все вырученные деньги на нужды обители. После этого преподобный Трифон пришел в город Слободской, где по просьбе жителей устроил обитель в честь Святого Богоявления (около 1600 г.). Собирая пожертвования на монастырь, святой зашел снова и в Сольвычегодск, где Никита Строганов сначала не захотел принять его, но вскоре раскаялся и отпустил с щедрыми подарками.

После того преподобный жил в Коряженском монастыре в честь Святителя Николая Чудотворца (там по его молитвам стали происходить чудеса от образа Святителя), обошел Устьсысельский и Устюжский уезды по рекам Вычегде и Двине, опять собирая средства для благоустройства Слободского Богоявленского монастыря. Последнее путешествие его было снова в далекую Соловецкую обитель, откуда его не хотели выпускать. Но, предвидя близкую кончину (о чем говорили и соловецкие прозорливцы), святой старец спешил, забыв все обиды и притеснения, в родной Успенский монастырь. 15 июля 1612 г. он в предсмертной болезни добрался до Хлынова и через слугу просил бывшего ученика архимандрита Иону Мамина допустить его скончаться в обители. Когда же настоятель отказал, преподобный устроился у чтившего его диакона храма в честь Святителя Николая Максима Мальцева. Многие в это время приходили к нему за благословением, среди приходящих был и его общий с архимандритом Ионой духовный отец священноинок Варлаам, который утешал его рассказами о возраставшем Успенском монастыре. 23 сентября преподобный Трифон, по просьбам соборных старцев, был с почестью встречен во вратах своей обители всей братиею во главе с настоятелем архимандритом Ионой, который, припав к ногам подвижника, просил прощения. «Чадо мое духовное, Иона! — отвечал с любовью преподобный Трифон, — Господь да простит тебя. Это дело не твое было, но нашего старого врага, диавола». В своей духовной грамоте преподобный Трифон благословил архимандрита Иону, принесшего искреннее покаяние, быть настоятелем монастыря. Так Господь даровал примиренную кончину многострадальному подвижнику, обошедшему чуть ли не весь Северный край.

Преподобный Трифон Вятский скончался 8 октября 1612 года и был погребен в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Когда преподобный Трифон Вятский оканчивал подвиг настоятельства в Успенском монастыре, исцеленный им отрок Прокопий встал на трудный, но благодатный путь юродства Христа ради. Через 5 лет после исцеления в течение 3-х лет он прислуживал в церкви в честь великомученицы Екатерины г. Слободского, но, заметив, что родители начинают склонять его к семейной жизни, в 1598 г. тайно ушел в г.Хлынов (Вятку). Несмотря на то, что он, в противоположность преподобному Трифону, происходил из простой и бедной семьи, начало их следования Христу совпадало. Вспомнив о своем детском безумии, он повторил его теперь сознательно: раздирал на себе одежды и ходил нагим, вдохновляясь одними из наиболее чтимых северорусских святых Иоанном (†29 мая 1494 г.) и Прокопием, очевидно, тезоименным ему († 8 июля 1303 г.), блаженными Устюжскими. Каждый день он обходил городские церкви, тайно молясь пред ними. Блаженный наложил на себя подвиг молчания и объяснялся знаками. Одни смеялись над ним, другие били, но юродивый все терпел с благодарностью, молясь об обидчиках. Ночевал он где придется, перенося зимой стужу, а летом зной и зуд от укусов комаров и мошек. В народе скоро стала известна прозорливость святого: он часто ходил к больным города и, если видел, что больной должен выздороветь, приподнимал его своими руками и радовался; а если больной должен был умереть, блаженный плакал, целовал его, складывал свои руки на груди, показывая знаками, что надо готовиться к погребению. Предсказывая пожар, юродивый залезал на колокольню и бил в набат. Оповещая город об указах с требованием денежных сборов, мнимый безумный ходил по торгу, расставлял в ряд молодые деревца и, проходя, ударял их другим деревом, изображая этим людей на правеже (правеж — взыскание долгов с неплательщиков, когда их подвергали публичному избиению на площади). Прозорливость блаженного открыла его святость. Вятский воевода и его жена часто звали подвижника к себе в дом: мыли, одевали, кормили его. Но когда юродивый уходил от них, он всякий раз раздавал всю новую одежду и старался побыстрей измазать тело до прежней черноты.

Лишь со своим духовником, священником церкви в честь Вознесения Господня, Иоанном Колачниковым он говорил открыто, заповедав ему не открывать тайну своего подвига до кончины.

Много печалился блаженный об узниках, принося им хлеб и всегда стараясь ободрить, указывая на скорое освобождение.

Однажды юродивый пришел к своему духовному отцу священнику Иоанну. В это время у него вместе с домашними обедал и его сын Иоанн, тоже священник. После обеда блаженный взял нож и начал размахивать им над головой молодого священника, а затем стал горько плакать над ним. Через год пророчество сбылось: родственники закололи священника ножом.

В церкви в честь святого Иоанна Предтечи был такой случай: юноша Корнилий Корсаков пел за литургией на клиросе, святой Прокопий взял его за руку, повел к царским вратам и втолкнул в алтарь. Через 6 лет Корнилий принял сан священника, а овдовев, принял постриг с именем Киприан и стал игуменом.

30 лет подвизался блаженный Прокопий Вятский в юродстве. Однажды, когда он был в Хлынове, ему была предвозвещена его кончина. Отстояв Богослужение в церкви, а затем в женском Новодевичьем монастыре в честь Преображения Господня, святой вышел на Пятницкий мост и долго молился. Перейдя его, он сел и отер тело снегом, словно очищая себя от скверны («омыеши мя, и паче снега убелюся». — Пс. 50, 9). Потом пришел под городскую башню, называемую «Вышкой», обратился к востоку и снова усердно молился. Скончался блаженный Прокопий Вятский с молитвенно простертыми руками, и смертью знаменуя несение жизненного креста. Это было 21 декабря 1627 года, через 15 лет после смерти его исцелителя.

Осталось неизвестным, виделись ли подвижники между собой или их первая встреча была единственной в земной жизни. Но несомненно, что чтитель Святой Софии Премудрости Божией — преподобный Трифон Вятский и чтитель безумия Христа ради — блаженный юродивый Прокопий Вятский были связаны крепчайшими духовными узами. Это выразилось и в их загробной жизни. Блаженный Прокопий Вятский был с честью погребен в Вятском Трифоновом Успенском монастыре, с северной стороны соборного храма. Мощи обоих святых почивали под спудом. Одно из посмертных чудес также указывает на духовную близость святых. В 1666 г. одна девушка из Слободского уезда, Марфа Тимофеева, была одержима нечистым духом. После горячей молитвы в Вятском Успенском монастыре ей было видение: два светоносных мужа предстали пред ней, называя друг друга Трифоном и Прокопием, и обещали ей исцеление; вскоре она совершенно выздоровела.

Преподобный Трифон Вятский в «Иконописном подлиннике» описывается так: «Подобием сед, брада аки Сергиева, пошире и тупая, власы на главе не с ушей, ризы преподобнические, и в шапке; нецыи пишут ризы преподобнические». Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый, описывается так: «Подобием рус, изчерна, власы кратки, кудрявы, не с ушей, брада подоле Козмины; наг весь, подпоясан платом, руки молебны». В иконографии запечатлелось замечательное совместное изображение Вятских чудотворцев: их моление пред иконой Знамения Пресвятой Богородицы (см. публикацию иконы на 4-й полосе вкладки данного номера). Икона происходит из надвратной церкви в честь святого Архистратига Божия Михаила (1610) Богоявленского Слободского монастыря, основанного преподобным Трифоном Вятским.

Изложено по материалам: Н. Барсуков, Источники русской агиографии. СПб., 1882; «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней Святителя Димитрия Ростовского». М., 1908, книга дополнительная, первая; Д. Зеленин. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. Юрьев, 1904; «История Вятского края с древних времен до начала XIX столетия». Составлено С. Васильевым и Н. Бехтеревым. Вятка, 1870, т. 1.

А. ТРУБАЧЕВ

Тропарь преподобному Трифону Вятскому, глас 4

Яко светозарная звезда, возсиял еси от востока до запада, оставль бо свое отечество, дошел еси Вятския страны и Богоспасаемаго града Хлынова, в немже обитель во славу Пресвятыя Богородицы создав, и тамо на добродетель вперився, собрал еси иночествующих множество, и сих наставляя на путь спасения, был еси ангелом собеседник и постником сопричастник, Трифоне преподобие, с ними Христа Бога моли спастися душам нашим.

Кондак преподобному Трифону Вятскому, глас 2

Подобен: Вышних ищя

Волнений множество невлажно преходя, безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси, Богомудре Трифоне, и чудес дар прием, моли непрестанно о всех нас.

Молитва ко преподобному отцу нашему Трифону Вятскому, чудотворцу

О священная главо, преподобие отче Трифоне! Земный ангеле и Небесный человече, светильниче пресветлый, страну Вятскую озаряяй чудесы, граду нашему стено и утверждение, бедствующим крепкий помощниче, храму нашему добрый хранителю, присный о нас к Богу молитвенниче и теплый о душах наших ходатаю! Тебе, угодниче Божий, неистощимое от Всеблагаго Владыки благодати и даров дадеся сокровище, еже целити недуги телесныя и отгоняти страсти душевныя и от всех зол избавляти с верою имя твое призывающих. К тебе убо прибегаем и тебе, припадающе, молимся: не презри нас, молящихся тебе и твоея просящих помощи, избави нас от враг видимых и невидимых, завистно на ны возстающих и яростию зверскою поглотити хотящих, и изми нас невидимым предстательством твоим от смущения и бури и тьмочисленных скорбей наших, за грехи наша нам прибывающих. О, предивный и Богоносный отче наш Трифоне! Скоро потщися на помощь нашу. Вознеси благомощную молитву твою ко Господу сил, да укрепит Православие в земле нашей и утвердит в ней безмятежно, мир и благочестие, да сохранит храм сей святый, град наш и вся грады и веси страны нашея от глада и губительства, от мятежа и нестроения, от запаления и бури, от нападений вражиих и от тлетворных ветр и от всякаго зла. Умилостиви о нас Богоприятными молитвами твоими Христа Бога нашего, еже избавитися нам от грехов наших и наветов вражиих, яко да заступлением твоим и помощию в мире и тишине Богоугодно зде, на земли, поживем и в будущем веце да сподобимся части святых Господем нашим Иисус Христом, Ему же слава подобает, и честь, и поклонение, ныне и во вся веки. Аминь.