5 августа (23 июля) — день празднования Почаевской иконе Божией Матери. Эту дату — воспоминание избавления обители, предстательством Божией Матери, от нападения турок и татар, именуемого в народе «агарянским нашествием», — Почаевская Лавра празднует ежегодно.
Не одно вражеское наступление выдерживала твердыня Святого Православия на юго-западе нашей страны.
После Брестского собора 1596 года, на котором была объявлена церковная уния с Римом, большинство православных храмов и монастырей под жестоким давлением ультра-католической партии в королевской Польше прекращало существование или принимало унию. Почаевская Лавра 125 лет противостояла унии, была защитницей святой православной веры и исконного образа жизни народа на Волыни и на всей Западной Руси. И только в 1721 году, спустя 480 лет после ее основания, обителью овладели униаты, и она оставалась в их руках 110 лет.
Гора Почаевская, где находится древняя православная обитель, с давних лет освящена благодатным Покровом Божией Матери.:
В стенах Лавры — цельбоносный источник от стопы Божией Матери и нетленные мощи великого угодника Божия и поборника православной веры в XVI — XVII столетиях — преподобного Иова, игумена Почаевского, чудотворца, здесь также пребывает благодатный образ Божией Матери, именуемый Почаевским. Эта святая икона известна и среди многих единоверных нам братьев-славян в Польше, Югославии, Болгарии, а также среди православных людей в далеких Америке и Канаде. Благодатная помощь от иконы не прекращалась и в тот период, когда Почаевская обитель находилась в руках униатов. Почаевская икона Богоматери по ходатайству строителя Успенского собора (XVIII век) графа Николая Потоцкого и после учиненного римо-католиками дознания была в торжественной обстановке коронована папой Климентом XIV 8 сентября 1773 года. Быть может, эта святыня нашей Русской Православной Церкви послужит путеводной звездой к благодатному христианскому единению, о котором усердно молится и наша Русская Православная Церковь: «...о благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех».
История Почаевской иконы такова. В 1559 году греческий митрополит Неофит во время путешествия из Константинополя в Россию проезжал по Волынской земле и остановился на отдых около Почаева, в доме православной помещицы Анны Ерофеевны Гойской.
Можно полагать, что греческий иерарх устроил место отдыха близ горы Почаевской, с тем чтобы поклониться стопе Божией Матери, Которая здесь в пламени явилась в 1241 году и оставила на вершине голой скалы отпечаток правой Своей стопы.
Анна Гойская с радостью приняла у себя высокого гостя, оказала ему по русскому обычаю сердечное гостеприимство. Отъезжая в дальнейший путь, митрополит Неофит благодарил гостеприимную хозяйку дома, благословив ее иконой Божией Матери, привезенной из Константинополя и наименованной впоследствии Почаевской.
(ФОТО: Почаевская Лавра. Митрополит Киевский и Галицкий Филарет и Преосвященные архиереи за Божественной литургией в Успенском соборе 5 августа 1977 года)
Первым получил исцеление от этой иконы родной брат Гойской — Филипп Козинский, прозревший после природной слепоты. Анна Гойская созвала иноков и священников, которые по совершении торжественного богослужения крестным ходом перенесли икону на По-чаевскую гору, и «там в пещере обитающим инокам отдала оную на вечное хранение». Впоследствии эта икона прославилась многими знамениями, о которых говорится в книге «Гора Почаевская».
(ФОТО: Почаевская Лавра. Крестный ход вокруг Успенского собора в день празднования Почаевской иконе Божией Матери 5 августа 1977 года)
Летом 1675 года отряды турок и татар через Подолье и селение Збараж двинулись на Почаевскую Лавру, рассчитывая найти здесь богатую добычу, 21 июля татары появились в окрестностях Почаева. В обители, не имевшей крепостных стен, находились преимущественно старцы-иноки. Три дня бесчинствовали татары в окрестностях монастыря. На четвертый день, в то время, когда игумен Иосиф с братией начал служить акафист перед чудотворной иконой Богоматери и братия запела кондак «Взбранной Воеводе...», татары бросились к Лавре, пустив тучу стрел. Вдруг они остановились, увидев необыкновенное явление: Богоматерь над Свято-Троицким монастырским храмом в необыкновенном сиянии, окруженную Небесным воинством Ангелов и Архангелов, «омофор белоблестящий распускающую». Перед Нею коленопреклоненный стоял преподобный Иов и молил о защите обители. Татары пустили снова тучу стрел туда, где стояла Богоматерь. Но сила Божия повернула стрелы обратно, и они стали поражать самих татар. Обитель была спасена.
Это произошло 23 июля (5 августа н. ст.). В связи с этим великим событием народ сложил церковную песнь «Ой, зiйшла зоря вечеревая...» Эту песнь как духовный концерт и поныне поют в Почаевской Лавре и во всехправославных храмах земли Волынской и Галицкой.
В 1977 году Почаевская Лавра свой праздник отметила с большой торжественностью.
В канун праздника, 4 августа, задолго до начала богослужения в Лавру прибыл ее священноархимандрит митрополит Львовский и Тернопольский Николай, который много заботится о благолепии святой обители.
В полдень в Лавру прибыл митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх Украины, а также архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, архиепископ Симферопольский и Крымский Леонтий, епископ Ростовский и Новочеркасский Иоасаф, епископ Серпуховской Ириней.
С радушием и сердечностью встречал Патриаршего Экзарха митрополита Филарета и других Преосвященных архиереев митрополит Львовский и Тернопольский Николай.
В 17 часов 45 минут лаврский звон созвал всех прибывших на праздник в большой Успенский собор ко всенощному бдению. Братия Лавры с отцом наместником и множество духовенства вышли встречать «со славой» архипастырей во главе с митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. Наместник архимандрит Иаков приветствовал митрополита Филарета словом.
За всенощной пели два хора — большой лаврский и хор иноков. Литию совершил архиепископ Никодим, на полиелей выходили все иерархи и множество клириков. Умилительно звучит праздничное величание перед иконой Божией Матери: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой честный, имже спасла обитель сию от агарянского нашествия». Митрополит Филарет начинает акафист Почаевской иконе Божией Матери. Каждый икос завершается словами: «Радуйся, Похвале Почаевская, всего мира Надежде и Утешение!».
После чтения Евангелия на утрени митрополит Филарет и епископ Ириней помазывали молящихся освященным елеем.
В самый праздник была совершена ранняя литургия в 6 часов утра в Пещерном храме, а в 7 часов — в большом Успенском соборе на малом престоле, поскольку в Свято-Троицком соборе, где всегда в большие праздники совершается вторая ранняя литургия, сейчас проводится реставрация иконостаса и росписи стен храма.
Храмы были заполнены молящимся народом. Многие приступали к таинству Исповеди и причащались Святых Христовых Тайн. Проповеди произносились за обеими ранними литургиями.
В 10 часов большой монастырский колокол возвестил о начале поздней литургии в большом Успенском соборе. Иерархи, как и накануне, были встречены «со славой».
За литургией митрополит Филарет рукоположил лаврского монаха Паисия (Крецула) во иеродиакона.
В конце литургии митрополит Филарет сказал слово на тему евангельского чтения, призвав всех молящихся «читать и слушать слово Божие, руководствоваться им в своей жизни и сохранять его в сердце. Кто слушает слово Божие и исполняет его, «тот великим наречется в Царствии Небесном». Слово Божие является высшим духовным благом, «ибо не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4)».
По окончании литургии с словом приветствия к митрополиту Филарету и к другим иерархам, а также ко всем молящимся обратился митрополит Николай.
В ответном слове Владыка Экзарх поблагодарил митрополита Николая и затем, в частности, сказал, что «Святейший Патриарх Пимен обратился с призывом ко всем чадам Русской Православной Церкви и всем людям доброй воли добиваться прекращения испытаний и отказа США от производства нейтронной бомбы — страшного оружия массового уничтожения всего живого на земле». Митрополит Филарет призвал всех молиться «о мире всего мира и отстаивать мир на земле».
После молебного пения Божией Матери и преподобному Иову чтимая Почаевская икона была торжественно обнесена вокруг Успенского собора.
Празднество на горе Почаевской принесло всем его участникам много радости и духовного ликования.
Протоиерей Владимир БАБИЧ, кандидат богословия