К шестидесятилетию социалистической Отчизны

Новая советская Конституция, проект которой столь широко и глубоко обсуждался в нашей стране, называет новую историческую общность всех наций и народностей Советского государства, основанного в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, советским народом. К этой общности принадлежат также и верующие различных религий, в том числе православные, составляющие неотделимую часть советского народа. В праздничные дни шестидесятилетнего юбилея Родины верующие люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви и к другим Церквам и религиозным объединениям Советского Союза, усердно молятся о возлюбленном Отечестве, горячо желая ему дальнейших и все больших успехов.

Бог, Творец и Промыслитель всякого совершенства, направляющий движение человеческой души и деяния людей ко благу мира, ко спасению, к восхождению в богоподобие, вочеловечением и воплощением Сына Божия, неизреченными деяниями Святого Духа ведет мир к такому состоянию, чтобы «Бог был все во всем» (1 Кор. 15, 28), и, как мы веруем, благословляет день шестидесятилетнего юбилея Советского государства как день, в который верующие должны радоваться и веселиться, ибо этот день является одним из дней, которые сотворил Господь (Пс. 117, 24). Но этот день — действительно праздник всякого человека в нашей стране, исполненного патриотических чувств; а кому как не русскому православному человеку свойственно это ощущение живой, органической, нерасторжимой связи с Родиной, чему пример — жизнь и деятельность на пользу Отчизны святых митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, преподобных и богоносных отцов наших Сергия и Серафима, многих и многих святых и благочестивых людей, имевших поистине харисматическое служение любви к Родине в силе евангельской истины и во вдохновении Духа Святого? Вот почему горяч религиозный ответ на праздник всего советского народа. Вот почему столь интенсивны пожелания процветания нашей Отчизне, идущие от самого сердца. Вот почему мероприятия, осуществляемые Советским Правительством, находят понимание и постоянную поддержку в среде верующих и в религиозных учреждениях. Служение Русского Православия благу народа одновременно означает и служение благу всего мира, — миру, справедливости, процветанию, — во имя совершенствования всего и всех до высочайших уровней, предуказанных Христом Спасителем, сказавшим однажды и для всех: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), и Кто родился, жил проповедовал в определенном народе, хотя и для всего мира.

История — нелицеприятный свидетель происходящего, и, как бы ни интерпретировались исторические события, исследователь не сможет избежать сопоставления тех или иных фактов или их истолкований с ходом исторического процесса, без сомнения, существующего и, без сомнения, направляющего развитие к большему совершенству, как справедливо заметил о. Пьер Тейяр де Шарден (см. «Будущее человека» и др. его работы), основываясь, думается нам, на приведенных словах Евангелия от Матфея.

Что же представляет собой современная жизнь Русской Православной Церкви в свете этого исторического процесса, осмысливаемого в свете Божественного Откровения Нового Завета, — Завета обожения, т. е. высочайшего и величайшего совершенствования всего до пределов, указанных апостолом Павлом — «И будет Бог все во всем»?

Для верующих, к какой бы религии они ни принадлежали, главной проблемой является соответствие их собственной религиозной идентичности, т. е. подлинная вера, утверждаемая в делах, во всецелой жизни. При этом вера не должна рассматриваться как некий кодекс догм, но как эквивалент истины, зовущей к совершенствованию во всех аспектах, до высочайших пределов.

Шестидесятилетний юбилей Советского государства — это в какой-то степени и юбилей Русской Православной Церкви, осуществляющей свою спасительную миссию в совершенно новых, никогда не встречавшихся в истории социальных условиях (см. нашу статью в «ЖМП», 1967, № 7 и др.). Что же происходит с церковной жизнью в СССР, каковы основы ее и перспективы? Вот вопросы, неоднократно задаваемые людьми со стороны тем, кто ведет религиозную жизнь в социалистическом обществе — в Советском государстве, отмечающем свое шестидесятилетие. Наметим лишь некоторые основные вехи для соответствующих размышлений.

Россия была православной монархией, где Церковь формировала государственную идеологию и в силу тесных связей с государством теряла в значительной части свою идентичность, становясь департаментом государства. Это не было скрыто от тех людей в Церкви и обществе, которые понимали отрицательные стороны подобного положения, порождавшие фикции, одинаково опасные как для Церкви, так и для государства. Тяжесть государственной структуры подавляла Церковь, лишала ее свободы в провозглашении спасительных истин не в мертвости буквы, но в живом слове, зовущем к спасению в совершенстве,

Предреволюционное время было временем серьезных богословских размышлений внутри Русской Православной Церкви, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, статьи церковных журналов, материалы совещаний к возобновлению соборной деятельности Церкви (подготовка Собора 1917/18 гг.) и др. В этих документах видна озабоченность омертвением Церкви в рамках существовавшего порядка, желание обновить и укрепить церковную жизнь. Одним из вопросов, так или иначе возникавших в обсуждениях, был вопрос о взаимоотношениях между Церковью и государством.

При встрече с революцией в Церкви обнаружился существенный недостаток: она не была в состоянии стряхнуть с себя наследие векового, навязанного ей монархического ига, она не была достаточно сильной, чтобы переступить через барьеры враждебности и непонимания, предрассудков в отношении нового мира, носителями которых были те церковные деятели, которые имели тесную связь со структурой царизма. Говоря сейчас о Церкви, мы имеем в виду Церковь в смысле ее внешней структуры в Российском государстве.

Постепенно под влиянием новых норм жизни происходило формирование нового общественно-христианского сознания, которое способно синтезировать глубокую православную веру, преданность традициям с социалистическим образом мышления, с сознательным и ответственным служением в Церкви, обществе и государстве.

Рост самосознания христиан и христианских общин сказался прежде всего в патриотизме, обеспечившем всенародную борьбу с внешними врагами Родины — с гитлеровским фашизмом в годы Великой Отечественной войны, с различными проявлениями «холодной войны» в послевоенное время. Защита Отечества, груд на благо общества и нравственное поведение являлись и являются постоянным лейтмотивом церковной проповеди. Патриотическое служение иерархов и рядовых членов Церкви не раз отмечалось правительственными наградами, оно постоянно проявляется в каждом месте, во многих случаях повседневной жизни.

Ответственное понимание событий современной жизни сказывается в неустанной поддержке миротворческой политики Советского государства со стороны церковных руководителей, церковных общин, множества верующих. Русская Православная Церковь — Церковь активной борьбы за мир, разоружение и справедливые отношения между народами; это обнаруживается в деятельности церковных делегатов на различных международных конференциях, съездах и конгрессах, в работе представителей Церкви в рамках межцерковных и межрелигиозных международных организаций, в церковной проповеди, в сборе средств в Фонд мира. Недавно проведенная в Москве Всемирная конференция: Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами — яркий показатель той большой и ответственной деятельности, какую развивают христиане и последователи иных религий в нашей стране, основываясь на возросшем самосознании советского народа в результате социалистического развития.

Требования внутреннего переосмысления церковного бытия, о которых говорилось выше, одним из результатов имели активное участие Русской Православной Церкви в экуменическом движении к единству всего христианского рода. При этом за последние годы, после Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Найроби в особенности, определилось усиление вклада в экуменическое движение Церквей из социалистических стран, в том числе из СССР, которые в этой деятельности выражают одновременно свои религиозные позиции и убеждения социалистические. Упомянутая Всемирная межрелигиозная конференция отметила важность социалистического развития не только для утверждения идей мира, разоружения и справедливых отношений между народами, но и для повышения сознательности и ответственности в религиозном служении верующих новому миру.

Вместе с тем требования укрепления Церкви изнутри усилили соборную жизнь Русской Православной Церкви. За истекшие шестьдесят лет Советской власти Церковь неоднократно созывала Поместные Соборы, устраивала съезды высшего духовенства, регулярно обсуждала свои проблемы на расширенных заседаниях Священного Синода и т. п. Поместные Соборы 1917/18 гг., 1945 г.. Совещание Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви в 1948 г.. Архиерейский собор 1961 г., Поместный Собор 1971 г. и другие важные случаи съездов духовенства — не просто торжественные празднества, но серьезные, деловые церковные события, имевшие существенное значение для внутреннего устроения Русской Православной Церкви и для демонстрации ее соборного служения всему Православию.

Можно сказать, что Русская Православная Церковь в условиях социалистического строя живет полноценной жизнью и что возможности для лучшего устроения не исчерпаны до конца, поскольку неизмеримые потенциальные силы имеются в верующей среде, в тех, кого мы называем прихожанами и кто составляет нашу Церковь.

Наши духовные учебные заведения — семинарии и академии — приносят свои добрые плоды в деле укрепления Церкви, в развитии богословия, в экуменической и миротворческой деятельности, в пастырском душепопечении на приходах, в монастырях, во внутрисоюзных и заграничных церковных учреждениях. Но требования к духовным школам возрастают. Церковь нуждается в большем числе просвещенных пастырей, в углублении и расширении богословской науки. Иконописное и певческое искусство нуждается в знающих людях.

Что касается религиозного воспитания, то оно должно сообразовываться с принципами свободы совести, принятыми в Советском Союзе, а потому не может быть насильственным, как это имело место в дореволюционный период. Христианская семья — первая ячейка воспитания в религиозном духе. Атмосфера церковного богослужения, проповедь, чтение, изучение и разъяснения Священного Писания — окончательная и всеобъемлющая сфера в воспитательном процессе. Важнейшими являются и такие области, как активное участие верующих в жизни христианской общины-прихода, как миротворчество, как добросовестный труд на производстве и улучшение общественных отношений, как вхождение в смысл и значение экуменической деятельности и многое другое, что воспитывает личность и общину в подлинно христианском духе и что одновременно делает их полезными и нужными в социалистическом созидании.

Жизнь Русской Православной Церкви многообразна, и было бы трудно в рамках журнальной статьи изложить все, что ее касается и что возникает в мыслях в связи с юбилеем Советского государства. Одно лишь можно отметить, что жизнь Церкви одновременно и традиционная, и обновляющаяся. Существующее формальное истолкование бытия Церкви в развитом социалистическом обществе, мы полагаем, не исчерпывает всей сложности органического единства самосознания православного участника социалистического строительства, члена Церкви и гражданина государства.

***

Представляется полезным в связи с шестидесятилетним юбилеем Советского государства сказать несколько слов о новой Конституции, особенно о той части, где говорится об основных правах и свободах. То, что будет изложено, не составляет какого-либо суммирования мнений, возникавших среди верующих в процессе обсуждения проекта; скорее то будет одно из них — мнение автора.

Сказанное в преамбуле Конституции, в первой части об основах общественно-политического и экономического строя, во второй — о государстве и личности, а также в остальных частях, во всех главах и разделах, может быть прокомментировано и поддержано верующим, во-первых, как гражданином своего государства, которое восходит на все более высокие ступени организованности, во-вторых, как членом социалистического общества, прилагающим и свои силы к развитию, укреплению и защите новой формации мировой жизни, возникшей после победы Великой Октябрьской социалистической революции, в-третьих, из патриотических побуждений, черпающих силы как в уважении к истории родной страны, так и в осознании реальности развития Советского государства и общественных отношений в нем, наконец, в-четвертых, как христианином, почерпающим моральные критерии и оценки в религии. Самое понятие советского народа, включенное в Конституцию, как уже отмечалось вначале, охватывает с точки зрения верующего и его собственное самосознание как часть этого единого целого. Именно в ощущении единства с народом формируется ответственное и деятельное устремление верующего быть вместе со всеми, участвовать в общем созидательном труде.

Принцип равноправия особенно наглядно прослеживается в статье, трактующей о свободе совести.

Следует заметить, что статья 52 новой Конституции, заменившая собою текст статьи 124 прежней, по-видимому, лучше сбалансирована и ставит логические акценты на нужные места. Думается, что в основу нового текста положены не количественные, а качественные критерии, что само по себе должно получить признание как благородный жест в отношении верующих.

Отправление религиозного культа и ведение атеистической пропаганды — внешние проявления исповедания и неисповедания. По-видимому, и здесь имеется нужный баланс. Если говорить о пропаганде, то ведь и отправление религиозного культа с необходимостью вовлекает проповедь религиозных идей, воспитание в религиозном духе, воздействие не только на чувства, но и на ум, и на волю.

Нужно с удовлетворением отметить существенную поправку в терминологии, соответствующую особому и главному обстоятельству, отмечаемому в той же 52 статье. Законом запрещается «возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями», что имеет отношение не только к качественной, но и к количественной стороне свободы совести.

Исповедание любой религии, отправление религиозных культов и неисповедание никакой религии, ведение атеистической пропаганды — то и другое должно происходить, несомненно, так, чтобы соблюдались прочие нормы Конституции, т. е. чтобы не происходило вмешательства в личную жизнь — ст. 56; чтобы уважалась личность и охранялись права и свободы каждого советского человека — ст. 57; чтобы уважались права и законные интересы других лиц, велась борьба с антиобщественными поступками, оказывалось содействие охране общественного порядка — ст. 65; чтобы проявлялась забота о воспитании детей, о подготовке их к общественно полезному труду, к тому, чтобы они росли достойными членами социалистического общества — ст. 66; чтобы оберегалась природа и охранялись ее богатства, чтобы проявлялась забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — ст. 67 и др. Содействие развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, к поддержанию и укреплению всеобщего мира, о чем говорится в статье 68 и что составляет долг всех советских людей, перекликается со сказанным о недопустимости вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями.

Таким образом, мировоззренческие расхождения между верующими и неверующими, между соблюдающими религиозные культы и ведущими атеистическую пропаганду не должны создавать атмосферы отчуждения, препятствовать общим усилиям в деятельном сотрудничестве во имя полнокровной жизни народов Советского Союза, во имя прогресса и лучшего будущего всех людей.

Между статьей 52 о свободе совести и статьями 57 и 58 новой Конституции, где говорится об обязанностях всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц уважать личность, охранять права и свободы советского человека, имеется, как нам кажется, неразрывная связь.

Об отделении школы от Церкви говорить много не нужно; это отображение того же самого исторического факта. Важно подчеркнуть лишь, что Церковь имеет возможность сама, вне зависимости от государства, учреждать свои средние и высшие духовные учебные заведения, разрабатывать образовательные программы, совершенствовать богословскую науку, заботиться об образовании и воспитании членов церковных общин.

Нужно с удовлетворением отметить, что положения Конституции не просто декларируются, но обеспечиваются пройденным этапом исторического пути Советского Союза — пути борьбы, достижений, успехов. В Конституции нет места утопическим мечтаниям, безосновательным прожектам; в ней — реальная жизнь. Всякому утверждению Основного Закона страны легко находится гарантия и в самом тексте, и в укладе жизни советского общества. При этом в Конституции намечается дальнейшая перспектива развития социалистической демократии с соответствующим балансом прав и обязанностей, с основательными гарантиями, обеспечиваемыми в ходе социалистического созидания.

Верующий человек с глубоким удовлетворением отмечает, что новая Конституция является опорной ступенью в дальнейшем развитии социалистической демократии, основой сотрудничества всех членов социалистического общества, в том числе религиозных людей, верных чад Русской Православной Церкви, на благо советского народа, на славу и пользу Отечества, для укрепления дружбы народов, мира, счастья и всеобщего благополучия.

Святейшие Патриархи Сергий, Алексий и Пимен, видные иерархи, богословы на протяжении истекших лет неоднократно выражали отношение православного народа к Родине, государству, Советской власти, социалистическому строю. Мера такого отношения — наибольшая благожелательность и стремление внести собственный вклад в общее созидание. Патриотизм православного народа, о котором столь много говорилось и писалось, это действительное и постоянное состояние, проверенное историей Отечества. Миротворчество, составляющее характерную черту Русской Православной Церкви, — это опять-таки постоянное и непреодолимое влечение, побуждаемое и питаемое как Евангелием мира и традицией, так и характером того общественного строя, в котором живет и действует православный человек. Служение ближним, заповеданное Спасителем мира, для православных верующих и для Церкви в целом означает практическое осуществление благожелательности, патриотизма, миротворчества в конкретной обстановке: семья, общество, государство, производство материальных и создание духовных ценностей, природа, мир весь — области христианского служения, — не просто объекты приложения духовной и нравственной энергии, но то, с чем каждый верующий связан органически, неотделимой частью чего является он сам.

То, что говорилось и говорится в Православии о лояльности и благожелательности, о патриотизме и миротворчестве, то, что подразумевается словом «служение», не характеризует только Русскую Православную Церковь и одних православных верующих, — это относится и к старообрядцам, и к лютеранам, и к реформатам, и к баптистам, и к римо-католикам, и к Армянской Апостольской Церкви, и к Грузинской Автокефальной Церкви, и ко всем другим христианским и нехристианским религиям, распространенным в Советском Союзе; опыт межрелигиозных встреч последнего времени показывает, что это так.

В свете сказанного понятно отношение религиозной части советского народа к празднованию 60-летнего юбилея своей страны. «Многая лета», возглашаемое в православных храмах в честь «богохранимой страны нашей, властей и народа ее», — внешний знак глубоко внутреннего чувства любви и благожелательности верующих.

Пусть же процветает и крепнет возлюбленная наша Родина!

Да торжествует гуманная, справедливая и миролюбивая внутренняя и внешняя политика Советского государства!

Профессор Николай ЗАБОЛОТСКИЙ