С 23 по 28 мая 1974 года в Ярвенпяе, в помещении Техникума Церкви Финляндии состоялось III богословское собеседование между делегациями Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии.
Первое собеседование имело место в марте 1970 года в местечке «Синаппи» под г. Турку (Финляндия), второе собеседование — в 1971 году в Загорске, в Свято-Троице-Сергиевой Лавре.
От Русской Православной Церкви в собеседовании приняла участие делегация в следующем составе: Владимир, архиепископ Дмитровский, ректор Московских духовных академии и семинарии (глава делегации); Михаил, епископ Астраханский и Енотаевский, магистр богословия; протоиерей Николай Гундяев, доцент Ленинградской духовной академии, заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата; протоиерей Игорь Ранне, благочинный патриарших приходов в Финляндии, преподаватель Ленинградской духовной академии; доцент протоиерей Владимир Сорокин, инспектор Ленинградских духовных академии и семинарии; доцент протоиерей Василий Стоиков, секретарь Совета Ленинградских духовных академии и семинарии; иеромонах Иосиф (Пустоутов), референт Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
Со стороны Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии в собеседовании приняла участие делегация в следующем составе: д-р Мартти Симойоки, Архиепископ Турку и Финляндии (глава делегации); д-р Аймо Т. Николайнен, епископ Хельсинкский; д-р Йохан Викстрем, епископ Борго; д-р Кауко Пиринен, декан богословского факультета Хельсинкского университета; д-р Фредрик Клеве, профессор-ассистент систематического богословия Абоской академии в Турку; протоиерей Саму-эл Лехтонен, настоятель прихода в Тапиола, лиценциат богословия; лиценциат богословия Мауну Синнемяки, настоятель прихода в Куусиоки. Советники с правом совещательного голоса: пастор, кандидат богословия, ассистент общего богословия богословского факультета Хельсинкского университета Ристо Кантелл; пастор, кандидат богословия, ассистент догматики богословского факультета Хельсинкского университета Юхани Форсберг; лиценциат богословия, ассистент секции экуменизма Института систематического богословия и религиоведения богословского факультета Хельсинкского университета Симо Кивиранта: пастор, доктор богословия, доцент богословского факультета Хельсинкского университета, и. д. профессора-ассистента систематического богословия Туомо Маннермаа;. доктор государственных наук, профессор общей политической теории государственных наук Хельсинкского университета Пертти Песонен; пастор, доктор богословия, лектор греческого языка и Священного Писания Нового-Завета Абоской академии Юкка Турен; пастор, доктор богословия, профессор-ассистент социальной этики богословского факультета Хельсинкского университета Калеви Тойвиайнен.
По приглашению в качестве наблюдателей с правом совещательного голоса на собеседовании присутствовали: от Православной Церкви Финляндии — доцент д-р митрополит Гельсингфорсский Иоанн; протоиерей Николаи Карьемаа; протопресвитер Александр Коре-лнн; от Экуменического Совета Финляндии — епископ д-р Паул Ферскюрен (Римско-Католическая Церковь); д-р Альфонс Сундквист (Шведская баптистская миссия); пастор Сергей Дубровин (Шведская Методистская Церковь).
Богослужение в церкви Ярвенпяя при открытии собеседования совершил епископ Аймо Т. Ннколайнен в сослужении протоиерея Самуэла Лехтонена.
От имени участников собеседования были направлены приветственные телеграммы Президенту Финляндской Республики Урхо К. Кекконену, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену, а также митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму и митрополиту Тульскому и Белевскому Ювена-лию. Были получены ответные телеграммы.
Архиепископ Турку и Финляндии д-р Мартти Симойоки открыл совещание вступительной речью, в которой охарактеризовал богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии и коснулся тематики предстоящих собеседований. Архиепископ Дмитревский Владимир в своем приветственном слове, подчеркнув братский характер проходивших собеседований, выразит надежду и уверенность, что и настоящее собеседование будет успешным.
На собеседовании были обсуждены три темы: 1) Евхаристия и Священство, 2) служение христианских Церквей миру сегодня и 3) христианское учение о спасении.
Первую тему обсуждали по докладам, которые были прочитаны профессором-ассистентом Фредриком Клеве на тему «Таинство алтаря и Священство с евангелическо-лютеранской точки зрения» и епископом Астраханским и Енотаевским Михаилом на тему «Евхаристия и Священство». Вторую тему обсуждали по докладам, прочитанным епископом Ионом Викстремом и архиепископом Дмитревским Владимиром «Служение христианских Церквей миру сегодня». Третья тема обсуждалась соответственно в докладах, которые были прочитаны епископом Аймо Т. Николайненом «Христианское учение о спасении в свете Нового Завета» и протоиереем Василием Стойковым «Христианское учение о спасении», а также пастором Юхани Форсбергом «Христианское учение о спасении в свете Бангкокской миссионерской конференции» и протоиереем Николаем Гундяевым на тему «Анализ Бангкокской конференции и отклик на нее с православной точки зрения».
Эти содержательные доклады и следовавшие за ними дискуссии, которые проходили в сердечной атмосфере и в духе братской, христианской любви, помогли участникам собеседования уяснить позиции сторон по обсуждавшимся вопросам и определить пункты общности и расхождений во взглядах. В обменах мнениями о Святой Евхаристии, Священстве, о миротворческой деятельности Церкви и о христианском учении о спасении мы смогли констатировать, что общая встреча обогащает нас и дает возможность лучше понять традиции друг друга и выполнить наше общее призвание к прославлению Триединого Бога и к свидетельству в служении миру,
К настоящему коммюнике приложены резюме, включающие тезисы по трем темам, в которых изложены как взгляды, являющиеся общими, так и вопросы, которые подлежат обсуждению в будущем.
Стороны убеждены, что подобное рассмотрение важных богословских проблем увеличивает взаимопонимание двух Церквей и является существенным вкладом в поиски путей и средств к достижению вероисповедного единства христиан.
Стороны согласны в том, что эти, уже ставшие традиционными собеседования должны продолжаться.
Стороны убеждены в том, что все христиане и Церкви должны неустанно трудиться, чтобы все люди могли жить в условиях мира и справедливости. Такие собеседования сближают наши Церкви и укрепляют дружбу между Советским Союзом и Финляндией.
Участники собеседования благодарят Бога за. Его великую любовь, сделавшую возможной эту братскую и сердечную встречу, и за то, что Он благословил наши совместные труды.
Участники собеседования завершили свой труд благодарственной молитвой Начальнику спасения и Совершителю мира Господу Иисусу Христу.
ВЛАДИМИР, архиепископ Дмитровский
Архиепископ Турку и Финляндии Мартти СИМОЙОКИ
1. Господь и Спаситель наш Иисус Христос принял и совершил Первосвященническое служение, принеся Самого Себя в совершенную жертву за грехи человечества. Его искупительный подвиг сделал излишним и отменил установленное законом Моисея ветхозаветное левитское священство. Ибо «прежняя скиния есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы... которые... установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя... со Своей Кровью, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9, 8–12).
2. Члены основанной Иисусом Христом Церкви действием Святого Духа обладают новозаветным, общим для всех их священством, о котором ясно свидетельствует слово Божие (1 Пет. 2, 5, 9). Такое священство, как богоустановленное, непрерывно сохраняется в Церкви действием Святого Духа и переходит в вечное Царство Божие, где будет звучать «новая песнь» Тому, Кто «соделал нас царями и священниками Богу нашему» (Откр. 5, 9–10).
Здесь, в условиях земной жизни, общее для христиан священство проявляется в сыновнем отношении к Богу (Рим. 8, 14–16), в открытой Христом постоянной возможности молитвенного обращения к Богу (Ин. 16, 23–24), в подвигах сораспятия себя Христу. (Гал. 2, 19; 5, 24), принесения Богу как радостной жертвы хвалы (Евр.13, 15), так и самих себя «в жертву живую, святую, благо-угодную Богу» (Рим. 12, 1) ив пользовании спасительной благодатью Святого Духа, преподаваемой в таинствах Святой Церкви.
3. Призвав двенадцать апостолов и ниспослав на них Духа Святого, Господь Иисус Христос учредил в Своей Церкви особое служение (Мф. 18, 18; 28, 18–20; Ин. 20, 21–23). Это служение, которое впоследствии стало называться священством, неотъемлемо от сущности Церкви и будет продолжаться до второго пришествия Христова.
Священнический сан не может рассматриваться как продолжение ветхозаветного священства (см. п. 1).
4. Получившие сан священства являются сослужителями Христа и призваны действовать во имя Христово во исполнение Его воли, дабы люди стали участниками совершенного Христом спасения (Евр. 3, 13). Таким образом, деятельность иерархии включает в себя: а) благовестие, проповедь и учительство; б) совершение таинств Святой Церкви; в) несение ответственности за духовное руководство церковной жизнедеятельностью в соответствии слову Божию в Его церковном понимании.
5. Священный сан и всеобщее священство сопряжены друг с другом и образуют совместно духовную полноту Церкви как Тела Христова, состоящего из многочисленных членов, служение которых имеет различный характер (Рим. 12, 4–8; 1 Кор. 12, 4–31).
6. Одним из существенных свойств и признаков Христовой Церкви является ее апостоличность, почему она и именуется Апостольской. Апостоличностью называется нерушимое сохранение в Церкви евангельского учения и таинств так, как они были установлены Христом и возвещены апостолами действием Святого Духа.
По вопросу о формах апостольской преемственности и ее непрерывности смотри раздел II.
7. Принятие священства совершается церковным признанием и правильным посвящением. Посвящение с апостольских времен совершается через преемственное рукоположение с призыванием Святого Духа.
8. Возведение в тот или иной сан через рукоположение однократно и неповторимо.
9. Совершать заповеданную Христом Евхаристию могут лица, имеющие духовный сан.
10. Действенность совершения Евхаристии не зависит от нравственных свойств и духовного состояния совершителя, а только от правильности совершения им данного таинства.
Этим, однако, ни в какой мере не снимается личная ответственность совершителя таинства, которую он несет перед Богом и своей совестью за свое поведение и духовное состояние.
Обе стороны — участницы настоящего собеседования согласны в том, что дискуссия, проведенная по теме «Евхаристия и священство» на основе заслушанных докладов, равно как и изложенные выше тезисы, далеко не исчерпывают эту исключительно важную богословскую проблему во всей ее полноте. Поэтому все участники собеседования единодушны в признании необходимости дальнейшего углубленного изучения проблемы с последующим совместным ее обсуждением,
В частности, дальнейшему изучению и рассмотрению подлежат следующие отдельные вопросы.
11. По проблеме сакраментальной сущности иерархического священства и в свете всего учения о таинствах нужно исследовать, какое значение с точки зрения нашего диалога имеют некоторые места в лютеранских Символических книгах. Согласно этим местам посвящение через рукоположение можно назвать таинством.
12. По проблеме форм апостольской преемственности: учение об апостольской преемственности сохранялось неразделенной Церковью. Исходя из этого, нужно исследовать, какое значение для нашего диалога имеет то, что апостольская преемственность включает как непрерывность правильного апостольского учения, так и преемственность рукоположения.
Мы единодушно прославляем Триединого Бога за Его творение, искупление и освящение.
I. Сотворение человека и грехопадение
1. Всемогущий Бог, Отец, Сын и Святой Дух, Единый по существу и Троичный в лицах, создал весь видимый и невидимый мир.
2. Бог создал человека по Своему образу, даровал ему участие в Своей жизни и славе и заповедал ему возделывать и сохранять сотворенный мир. Участие в Божественной жизни состояло в прославлении Бога, в вере и любви, а также в уповании на Него и послушании Ему {Лютеранскому богословию свойственно подчеркивание значения веры в деле общения с Богом, а для православного — союза любви.}.
3. Однако человек совершил грехопадение. Проявив непослушание, он тем самым не воздал Богу подобающей Ему славы, возжелав сам решить, что есть добро и что зло. Так он утратил свое блаженство, свое участие в Божественной жизни. Так люди были порабощены грехом и подверглись осуждению.
4, Грехопадение первых людей не только оказалось пагубным для них самих, но явилось историческим началом греховности людей. Это греховное состояние распространилось на всех их потомков с неотвратимой преемственностью (Рим. 5, 12, 19).
II. Искупительный подвиг Христа
5. По любви к заблудшему человеку Бог послал в мир Сына Своего Еинородного, Который воплотился от Святого Духа и Марии Девы и вочеловечился. Иисус Христос был послушен Отцу «даже до смерти» (Флп. 2, 8), чтобы через послушание Одного многие получили оправдание (Рим. 5, 19). Его невинная смерть была искупительной жертвой за жизнь мира (Ин. 6, 51). Христос воскрес из мертвых и воссел одесную Бога Отца. Он обладает всей полнотой Божественной власти, и этой властью Он поручил Церкви учить тому, что Он заповедал (Мф. 28, 20). Будучи превознесенным (Флп. 2, 9), Он не стыдится нарицать нас братьями (Евр. 2, II). Во Христе «мы были освобождены от наказания, совлеклись всякого зла, были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека, были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками» (Иоанн Златоуст, Беседа 10-я на послание к Римлянам).
III. Вера и освящение
6. Плоды искупительного подвига Христова Дух Святой преподает через евангельсьое слово и таинства. Это совершается ь Церкви, являющейся Единой, Святой, Соборной и Апостольской (см. Символ веры). Без Церкви никто не может прийти ко Христу и спастись. Евангелие возвещает недостойным грешникам, что они ради послушания Богочеловека при раскаянии и обращении ко Христу (Мк. 1, 15) получают оставление грехов и приобщаются к Его святости. Дух Святой мертвых во грехах оживляет и соединяет, делая их членами Христовыми. Тому, кто истинно верует в Евангелие и с верой принимает таинства. Бог дает причастность Божественной жизни: Христос через веру живет в его сердце (Еф. 3, 17).
7. Святой Дух научает познавать Божию любовь во Христе, а также любить Бога и ближнего. Бог действует на волю человека и побуждает его со страхом и трепетом совершать свое спасение (Флп. 2, 12–13). Человек не оправдывается только своими делами (Еф. 2, 9), но и вера будет мертва, если она не проявляется в добрых делах (Иак. 2, 17).
8. Христианин должен в течение всей своей жизни стремиться к получению оставления грехов и освящения. Благодать Божия научает нас, «чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похати, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2, 12). «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4, 3). Господь говорит: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Завершение уподобления Христу и полное участие в обоженной жизни осуществится, однако, в воскресении мертвых.
IV. Сотериология и эсхатология
9. Спасение также является делом надежды и ожидания. В некоторых местах Нового Завета (например, Рим. 5, 9–10) слово спасение используется в значении будущего спасения. Будущее спасение является исполнением всего того, что мы уже теперь по заслугам Христа и в Его Церкви ощущаем в жизни в Боге, «ибо мы спасены в надежде» (Рим. 8, 24). Это может быть понято также иначе. «Спасение сегодня» (ср. Лк. 19, 9) является предвкушением окончательного и совершеннейшего спасения. Так, Святая Евхаристия, в которой действительно присутствует Христос, является предвкушением той брачной трапезы Агнца, которая будет в Новом Иерусалиме (Откр. 19, 9; ср. также Мк. 14, 25).
10. Из этих библейских истин вытекают следующее важное положение. Отношение человека к окружающей среде, к той природе, блюстителем которой Бог поставил его, обретает новое значение в христианской надежде. Человеческий эгоизм обеднил и растлил природу и ее жизнь. «Тварь стенает» по вине человека (Рим. 8, 22). Однако она живет в надежде (Рим. 8, 20), что «освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 21). Это является для христиан сильным побуждением к защите и развитию жизни природы.
11. Социальные и международные вопросы также следует рассматривать в свете христианской надежды. Социальные реформы, стремление рас и народов к освобождению и труду, к установлению и обеспечению справедливого мира сами по себе не являются христианским спасением. Однако они являются формами деятельности, к которым побуждает нас дарованное нам спасение, являются добрыми делами веры, надежды и любви. Хотя совершенство может быть достигнуто только в будущей, вечной жизни, надежда на будущую победу Царства Божия побуждает христиан, всю Церковь Христову на земле к борьбе и служению для предварения праведности, мира и радости Божией уже теперь в настоящей, временной жизни, в той мере, как это возможно.
V. Бангкокская конференция 1973 г.
12. Учение о спасении составляет самую сущность Евангелия Христова, так как Иисус Христос есть основание жизни и деятельности Своей Церкви и каждого христианина.
13. Присоединяясь к заявлению Бангкокской конференции, мы убеждены в том, что бедственное положение людей и народов, живущих в нужде, в стеснении и под гнетом, должно быть предметом постоянной озабоченности христиан. Нашему сознанию близка мысль конференции о том, что Бог как Создатель и Спаситель дает человеку полноценность и право на всестороннее развитие и на достойную человека жизнь. Уверенность в этом ведет к преодолению отчужденности между людьми, плодотворному взаимному обогащению, обмену опытом и сотрудничеству на общее благо, к борьбе за экономическую справедливость, политическую свободу, мир и культурное обновление, и все это в исполнении воли Божией способствует освобождению мира.
14. Нам известно, что народы и Церкви, живущие в благополучии, сделали еще не все для удовлетворения нужд людей и народов. Наша проблема заключается в том, что многие люди, в том числе и христиане, все еще не желают помочь делу установления социальной справедливости. Мы также знаем, что уродливые структуры власти играют существенную роль в этом нежелании, которое противоречит спасению, принесенному Христом. Христиане должны всеми способами стремиться победить это нежелание.
15. Мы не можем согласиться с тем, что как в дискуссиях, так и в итоговых документах конференции не нашло достаточного отражения христианское учение о спасении человека, осуществляемом через Евангелие Христово и нравственное совершенствование. По нашему мнению, Бангкокская конференция об этом основном измерении спасения не заявила в полный голос.
16. Бангкокская конференция мыслилась как «торжество спасения». Однако действительное торжество спасения наступает тогда, когда человек примирен с Богом и ближними во Христе Иисусе, и особенно, когда Церковь совершает Евхаристию.
17. Исключительной задачей Церкви, стремящейся к единству, является возвещение Евангелия Христова среди всех народов, чтобы люди могли уверовать и спастись. Этот принцип следует применять в межцерковных экуменических контактах.
На третьем богословском собеседовании между представителями Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии в Ярвенпяе, продолжая исследования темы о мире, были заслушаны и обсуждены доклады архиепископа Дмитровского Владимира на тему «Служение христианских Церквей миру сегодня» и епископа Боргоского д-ра Йона Викстрема на тему «Деятельность христианских Церквей в защиту мира на современном этапе».
Обсудив указанные доклады, участники собеседования пришли к следующим заключениям.
1. Выражаем нашу радость по поводу того, что было высказано участниками собеседований по этому кругу вопросов в «Синаппи» под г. Турку в 1970 г. и Загорске в 1971 г., и считаем, что предыдущие и настоящая встречи сближают наши Церкви и наши народы, что способствует дальнейшему прогрессу дела мира.
2. Само Святое Евангелие побуждает нас к миротворческой деятельности. Христос есть мир наш, и именно возвещая это, Церковь служит делу мира присущими ей методами.
3. Когда Дух Святой, действуя через Церковь, врачует греховную поврежденность, тогда Он одновременно побуждает освященный верой человеческий разум изыскивать пути, ведущие к миру.
4. Наши Церкви глубоко чтят память тех, кто во все времена своим жертвенным трудом и любовью способствовал утверждению мира среди людей, и призывают подражать им.
5. Нашим Церквам следует и в дальнейшем развивать мирное воспитание в своей среде, содействовать научному исследованию вопросов мира, то есть «иринологии», и укреплять атмосферу миролюбия, а также поддерживать миротвотворческие устремления церковных и светских организаций (Организацию Объединенных Наций, Всемирный Совет Церквей, Конференцию Европейских Церквей и др.), как и любые мирные политические устремления.
6. Мы выражали наши пожелания в Загорске в 1971 г. по поводу созыва Общеевропейского совещания по европейской безопасности и сотрудничеству. Надеемся и молимся, чтобы это, ныне уже начавшееся совещание, послужило залогом развития положительных процессов разрядки международной напряженности. Весьма воодушевляющими являются и проводимые ныне переговоры в Вене о сокращении вооруженных сил в Европе. Эти переговоры будут способствовать уменьшению напряженности как на нашем континенте, так и в мировом масштабе
7. Наряду с этими положительными моментами существуют международные и внутринациональные конфликты, которые служат причиной озабоченности. Такие явления наблюдаются и на нашем континенте (Севереная Ирландия), и в его непосредственном соседстве (Ближний Восток), и в других местах (Чили и другие).
8. Мир означает не только отсутствие войны; его составной частью непременно является и социальная, и международная справедливость, уважение основных прав и свобод человека. Там, где царят голод, безграмотность, несправедливость, террор, где попираются человеческие права, не может быть прогресса, безопасности и мира.
9. Церкви должны быть активными в преодолении попыток оправдать Библией расовую дискриминацию, апартеид, колониализм, экономическое насилие, а также подобного рода эгоистичные политические тенденции, как и прочие формы несправедливости, противные христианской вере.
10. В результате расширения политических, культурных и церковных контактов между нашими странами мы убеждаемся, что оживление в связях между странами и народами вообще в возможно более широких областях, а также экуменическое сотрудничество существенным образом способствует достижению прочного мира.
11. Обе стороны пришли к мнению о полезности продолжения дискуссий по проблемам миротворчества.
ВЛАДИМИР, архиепископ Дмитревский
Мартти СИМОЙОКИ, Архиепископ Турку и Финляндии