При ознакомлении с № 7 «Журнала Московской Патриархии» мое внимание остановила статья Гавриила Лапина «Работа католиков и протестантов в Китае». Эту статью я считаю чрезвычайно интересной и полезной. Как хорошо и как во время начался в печати серьезный поход на все нехристианские земные обольщения, постоянно диктуемые и почти повсеместно проводимые римским цезарепапизмом, домогающимся, как в прошедшие времена — именем Божиим — земного владения, земной власти.
Об отдельных примерах давления Рима на совесть бедствующих людей и еще неустойчивых юношей, девушек и, особенно, детей, ради обретения новых овец Ватикану, кое-что появлялось в печати, но очень мало. Поэтому я позволю себе коснуться этого вопроса, так как работу Рима в данном отношении мне самому пришлось наблюдать в Константинополе, на Подкарпатской Руси и в Египте.
В Константинополе — в 1920–1922 гг. — особенно сильно сказывалось влияние Рима в среде эмиграции. Эмигранты чрезвычайно нуждались. Работы не было никакой. И вот тут-то Рим — постепенно и очень осторожно — стал втягивать в свою орбиту бедствующее эмигрантское население. Помогая ему, он открыто ничего не требовал за помощь, но тайно вынуждал припадать к Святому Престолу и за это обретать его милости в виде всевозможных экономических льгот. Нужно, например, бедствующему эмигранту отдать сына или дочь в высшее учебное, заведение, но у него нет для этого ни связей, ни денег. Тогда он, зная по наслышке о помощи, оказываемой эмигрантам местными католическими или греко-униатскими организациями, обращается в одну из них с соответствующей просьбой. Там его внимательно выслушивают, входят в положение и обещают взять на себя хлопоты и половину расходов. Но так как проситель не имеет никаких средств, то начинает умолять о полной помощи и, встречая отказ, уходит разочарованным.
Как же тогда доставить детям возможность учиться в высшей школе? И вот находятся люди, которые «бескорыстно» советуют таким эмигрантам обратиться опять в ту же организацию, которая предлагала половинную помощь, и из чувства благодарности Риму или поступиться православием своих детей, или пойти на то, чтобы они признали только главенство папы, т. е. перешли в греко-католичество.
Понимая суть дела, многие, конечно, отвергают такие советы, но так как нищета продолжает угнетать, а дети хотят учиться, то родители понемногу начинают склоняться к вынужденному решению, приискивая в его пользу соответствующие доводы вроде того, что уступка может быть временной, что можно потом вернуться опять в лоно Православия, что Бог один, а Православие и католичество — родные сестры и т. д. Так возникает вынужденный компромисс, в силу которого родители снова идут в Каноссу с полным согласием на измену детей Православию.. Эта жертва, конечно, принимается, и дети эмигрантов едут учиться в тот или другой европейский университет на полный пансион.
Такими коварными приемами множество юношей и девушек были завербованы Римом. Мы знаем, какова тяга к образованию у русской молодежи заграницей, и понимаем ее безвыходное положение, но мы не можем понять, как Римский Престол позволяет себе пользоваться этой безвыходностью.
Приблизительно то же, но в меньший степени, замечалось и в Чехословакии до наступления последней войны.
В Александрии и Каире — множество католических детских домов, приютов, госпиталей. Но в детский приют, например, принимают только в том случае, если вы отказываетесь от ребенка, который там чаще всего становится католиком. В интернат принимают с условием, что дети будут обязаны посещать все богослужения в храме при интернате. Храм, конечно, католический. Внешнего давления как будто и нет, кроме общей молитвы. Но «оказавшимся склонным к католицизму» начинают оказывать столько внимания, им открывают в будущем такие грандиозные перспективы, что души невольно улавливаются в эти сети и становятся верными детьми Римского Престола. А отдаются дети в эти приюты и интернаты потому, что дома вечная нужда и полуголодное существование, там же учат, одевают и кормят за ничтожную плату или вовсе бесплатно.
Все эти тяжелые воспоминания вызвала указанная выше статья. Хорошо было бы написать об этом поподробнее, ибо жаль нашу эмигрантскую молодежь и наших детей, которые, отрываясь от Матери-Церкви, тем самым отрывают себя и от Матери-Родины.
Архимандрит Алексий (Дехтерев)