КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение...» (Тропарь праздника)

В пустыне Иудейской, что у берегов Иордана, слышался голос пророка: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Этот голос принадлежал Иоанну, подвижнику и пророку «от чрева матере своея».

«Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему»(Мф.З,5).

Память народная не могла забыть Иоанна, и пустыня, где он возрастал и укреплялся духом, не скрыла этот светильник горящий и светящий. Могли ли забыть современники ангельское благовестие об его чудесном рождении от престарелых и бесплодных родителей и пророческое вдохновение Захарии, отца Иоанна: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред Лицем Господа приготовить путь Ему» (Лук. 1, 76)? В Евангелии сказано, что обо всем этом рассказывали «по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей?» (Лк. 1, 65–66). Ни для кого, вероятно, не было секретом, что юный Иоанн пребывал все время в пустыне и проводил суровую, подвижническую жизнь. Все смотрели на него как на пророка и ожидали его откровений.

Иоанн, выйдя на проповедь, держался вдали от шума городов и иудейских сонмищ с их гордыми националистическими чаяниями. Он возвысил свой голос в пустыне; сюда, к строгому безмолвию утесов гор, и к цветущим берегам Иордана, где он сам вырос и воспитался, он звал и народ.

Вся Иудея стекалась к нему послушать его грозную проповедь. «Что смотреть ходили вы в пустыню?... Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка» (Мф. 11, 7, 9).

Иоанн носил гру6ую одежду из верблюжьей шерсти и опоясывался кожаным поясом. Пищею ему служили «акриды и дикий мед». Нестриженные волосы, загорелое, обветренное лицо придавали ему необычайный вид, а суровый, непреклонный голос, обличавший царя в распутстве, иудейскую знать в лукавстве и лицемерии и весь народ в отступлении от духа закона — производил глубокое впечатление на слушателей. Иоанн не грозил жестоковыйным иудеям нашествием иноплеменников, разорением, пленом и прочими бедствиями, как это делали древние пророки. Он потрясал народ угрозой наступающего суда Божия. Он — только глас в пустыне, он — Предтеча, но приближался Сам Судия.

«Лопата Его в руке Его». Настали сроки придти Тому, Который очистит гумно Свое. Иоанн требовал от всех нравственного очищения, чтобы приготовить путь Мессии. Царство Божие при дверех.

Политическая обстановка в Иудее, находившейся под властью римлян, к тому времени сложилась так, что народ в достаточной степени был подготовлен к чрезвычайным событиям и ожидал Мессию, как избавителя. Правда, незадолго перед этим иудеи были обмануты в своих чаяниях самозванцами Февдой и Иудой (Деян. 5, 36–37), но хотя они погибли, однако возбуждение народа нарастало; ожидание обострялось.

«Что же нам делать?» — спрашивали Иоанна его слушатели. Как войти в то Царство Божие, о котором возвещал им пророк? Они — потомки Авраама, следовательно, естественные наследники Царства Божия по обетованию, данному Богом их праотцу. Они строгие исполнители закона, поэтому достаточно «святы», чтобы удостоиться Царства Мессии. Что же им еще недостает? Чего еще от них требует этот великий пророк?

«У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же», — отвечал Иоанн вопрошавшим его... «Ничего не требуйте более определенного вам», — говорил он мытарям; а воинов увещевал: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лук. 3, 10–14). Как воплотившийся Сын Божий, так и Его Предтеча, пришли не нарушить закон, но исполнить его. Иоанн Креститель, поучая народ, указывал ему на то, что было скрыто в законе, что возводило религиозное сознание от мертвой буквы и обряда. к добродетели и приближало к Царствию Божию.

«Многое и другое благовествовал он народу, поучая его». Своею проповедью Иоанн, как молотом, разбивал самые жестокие сердца. С чувством самоосуждения, с подавленным сердцем слушал народ пророка; а пророк требовал плодов, достойных покаяния: живого сознания своей греховности и полной решимости изменить свою жизнь. Каждый приходящий к нему, свидетельствовал свое раскаяние в недостойной жизни принятием крещения.

«И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3, 6) Крещение Иоанново было еще символичным; оно продолжало традицию ветхозаветных омовений и очищений. Однако могучий дух Предтечи вложил в этот ветхозаветный обряд живой смысл, ибо крещаемый, омывая тело, одновременно «исповедывал грехи своя»: он обещал и душу свою держать в чистоте и ожидать Того, Который имеет власть отпускать грехи.

Крестителю не дано было такой власти, — он только пробуждал в сознании народа его преступления. Предтеча как бы собирал грехи народа, чтобы потом предоставить эту полную до краев чашу людских прегрешений грядущему Искупителю, Который добровольно испиет ее для спасения мира.

«Кто ты?» — спрашивали Иоанна учители иудейские, встревоженные массовым возбуждением народа. — «Ты Илия? Пророк?». Этот вопрос о великом пророке с горы Кармил ясно показывал, что проповедь Предтечи достигла своей цели и напомнила иудеям слова Господни: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного (Малах. 4, 5).

Почти весь народ принял крещение Иоанново. Все были в ожидании; все помышляли в сердцах своих, не Мессия ли этот необычайный пророк, который привел в движение сердца всех, столько исторг раскаяния.

Иоанн объявил, что он не Мессия, но Мессия идет вслед за ним. Он, Иоанн, крестит водою в знак покаяния, Мессия же будет крестить Духом Святым и огнем. Он будет обильно изливать на достойных дары Духа Святаго. Вот открывается обещанное Богом благодатное Царство Небесное.

Проповедь Предтечи и вся его жизнь создавали ореол величия вокруг его имени; глубокое же его смирение перед Грядущим возбуждало народ и обостряло внимание к Тому, у Которого этот великий пророк недостоин развязать ремень обуви.

Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, «приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» (Мф. 3, 13).

Господь Иисус Христос пришел из Галилеи, «из страны сени смертной» (Ис. 9, 2). Здесь, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, проживало много язычников, и евреи Северной Палестины в значительной степени смешались с ними. Поэтому в глазах иудеев галилеяне почитались людьми духовно-невежественными, погруженными в греховную тьму всякого выходца из Галилеи встречали с подозрением. К тому же Господь Иисус Христос происходил из незнатной семьи древодела и Сам был древодел. Поэтому Тот, Которого мы теперь тopжecтвeннo исповедуем как «нас ради человек... сшедшаго с небес», должен был, прежде чем войти в славу Свою, пройти трудный путь людского недоверия и предубеждений, освященных вековыми традициями.. Сейчас же Он приходит к Иоанну в образе раба и смиренно просит крещения покаяния. Однако Иоанн удерживает Его. Хотя Предтеча еще «не знал Его» (Иоан. 1, 33), но пророк «от чрева матери» не мог не прозревать в пришедшем к нему Иисусе Того, Которому крещение покаяния не требуется.

«Оставь теперь, — отвечал Господь Иоанну, — ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». (Mф. 3,15). И Пpeдтeчa допускает Его.

Правда у евреев заключалась в строгом соблюдении предписаний закона. Мог ли не выполнить веления закона Тот, Который родился в яслях, принял обрезание, скрывался в Египте от ярости Ирода и понес все человеческое вплоть до позорной, мучительной казни? Жертва, прежде чем быть «пожертой», должна, по закону, получить очищение. В сей знаменательный день Крещения Господня Агнец Божий омывается в ставших отныне очистительными водах Иордана.

Крестившись, Иисус вышел из воды и молился. И се — «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» (Лк. 3, 21–22).

Дух Святый почил над Иисусом. Это знамение было «народа ради». Поскольку незнатный и незнакомый Иисус из скромного галилейского городка Назарета не мог обратить на Себя внимания людей, особенно рядом со Своим Предтечей, признанным пророком, с которым считались даже архиереи и книжники, — то Дух Святый, почив над Иисусом, ясно указывал, что именно Он есть Возлюбленный Сын Божий.

В день Крещения Господня открылась людям полная догматическая истина о Триипостасном Боге. Она возвещена миру не в умозрительных представлениях, как это будет иметь место впоследствии, — эта возвышенная истина богословия явлена воочию, в чувственных образах, подобно тому, как воплощением Слова открыта миру тайна Второго Лица Св. Троицы:

«Отец глаголет». Возлюбленный Сын является в образе Сына Человеческого и Божественный Дух — в виде голубя.

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение». Поэтому праздник Крещения Господня называется еще Богоявлением.

В день Богоявления нам также подан образ и пример нашего крещения. Как впоследствии, совершая ветхозаветную пасху, Христос установил Таинство Причащения, так и в сей день, исполняя ветхозаветный обряд очищения, Он положил начало новозаветному Таинству Крещения.

«Создатель, видя во мраке грехов того, кого образовал Своими перстами, подъяв, полагает (его) на рамена и в обильных потоках ныне омывает от древней нечистоты недуга Адамова» (Второй канон на Богоявление, Тропарь 1-й, песнь 5).

Одновременно с очищением от грехов, крещаемому сообщаются благодатные дары Духа Святаго, которые руководят его в Царство Божие.

«...возводя к совершенству человеческое существо, Ты помазуешь его общением Духа» (Там же. Песнь 9-я).

***

В день Своего Крещения Иисус Христос был явлен миру как Мессия. Предтеча засвидетельствовал всем, что Тот о Котором он предупреждал, — есть этот скромный древодел из Назарета. «Я не знал Его, — объявил народу Иоанн, — но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Иоан. 1, 33–34). Однако Сын Божий пришел на землю не в блистании Божества, но в смиренном виде Сына Человеческого. Он понес наши немощи и болезни. Дело спасения человека Он совершает в ограниченных условиях земного существования, применительно к слабости человеческого естества. Поэтому, после принятия крещения, Господь «возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола». Он попускает это для нашего научения, — замечает св. Иоанн Златоуст, — чтобы никто из нас, если бы ему после крещения случилось претерпеть еще большие прежних искушения, не смущался этим, но становился бы тверже всякого железа. Сорок дней пребывал там Иисус в посте и молитве и напоследок взалкал. «И приступил к Нему искуситель и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4, 3) Коварный искуситель как бы говорил: Тебя Бог назвал Cынoм Своим? но не обольстил ли Он Тебя? Проверь Себя: Ты голоден? — обрати сии камни в хлебы и напитай Свою алчущую плоть. Бросься вниз с высоты храма, — Тебя, как Сына Божия, понесут Ангелы, чтобы Ты «не преткнулся о камень ногою». Испытай свою силу, и Ты убедишься, действительно ли являешься тем, чем назвал Тебя голос с неба. Если Ты не в силах сделать ни того, ни другого, следовательно, Ты не Сын Божий, Тебе не дано такой власти, но Ты от меня можешь все это получить — все царства мира и славу их, — если будешь моим рабом:

Христос легко победил все эти соблазны: не должно искушать Бога чудесами для угождения собственной плоти и для удовлетворения тщеславия.

Эти коварные соблазны были направлены лично к Иисусу, как к Сыну Человеческому, однако они имеют отношение и к Лицу Его, как Мессии. В пустыне Иерихонской [1] Христос готовился к Своему великому крестному служению. Он не политический вождь, как мыслили о Мессии иудеи, а Сын Возлюбленный, в Котором все благоволение Отца. Он послан в мир, чтобы открыть великую любовь Бога к людям, возродить этой любовью падшее человечество и ввести его в Царство Небесное. Ради этого Бог отдал миру Сына Своего; Сын добровольно сделался Агнцем Божиим и Сыном Человеческим. Являя любовь Отца, Он пришел для соучастия в страданиях человечества, чтобы, во всем уподобившись братиям и быв искушен, помочь и искушаемым (Евр. 2, 17–18). Диавол, соблазняя Христа, пытался внушить Ему отказаться от крестного пути, проявить Свою Божественную силу и покорить мир величием Своих чудес. Искуситель выступает здесь в своей древней роли соблазнителя первых людей: «Посягните, будьте, как боги», В этом случае мир не получил бы самого главного, в чем он нуждался для своего спасения: любовь Божию. Насилием чудес нельзя было обновить человечество и привить его к Божественной лазе.

Так о нем свидетельствует и Предтеча. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1, 29). Вновь Иоанн свидетельствует об Иисусе Христе. На этот раз он пророчески открывает народу характер служения Мессии: «Мессия не только будет крестить Духом Святым и огнем, Он возложит на Свои рамена всю греховность человечества и явится Спасителем мира.

***

В празднике Богоявления открылась миру тайна Триипостасного Бога. «Безначальне Отче, Сыне собезначальне, Утешителю благий, Душе правый; Слова Божия Родителю, Отца безначальне Слове, Душе живый и зиждяй» (Великий канон Андрея Критского, Троичен. Песнь 8-я). До этого Бог не был явно познаваем в Трех Своих Ипостасях. Как видно, по Божьему смотрению, необходимо было, чтобы Троичный Свет постепенно озарял людей (см. св. Григорий Нисский, т. VIII, стр. 100; св. Григорий Богослов, ч. 3-я, стр. 103). Ветхий Завет ясно проповедывал Бога — Вседержителя; но вот на земле — сшедший с небес и воплотившийся нашего ради спасения Сын Божий; днесь, при струях Иордана, отверзаются небеса и является Дух Святый. По словам святых Отцов, небеса отверзлись для того, чтобы показать величие и равночестность Нисходящего.

Дух Святый есть Святыня Божества, Дух Истины, исходящий от Отца; Он делает каждого человека, приемлющего Его, участником божественной жизни: как при свете солнца снимается ночная пелена и открывается перед нашими очами блистательная природа, так в сиянии Духа Истины оживает наша душа и пред нами раскрывается в истинном свете (в Духе Истины) образ Ипостаси Отчей — Сын Божий, воплотившийся нашего ради спасения, а чрез Него и Первообраз — Отец, ибо «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3).

Тройческое поклонение, Тройческий путь Богопознания открывается человеку через таинство крещения. Получив очищение, крещаемый принимает дары Св. Духа в таинстве миропомазания: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Исаии 11, 2). Однако крещаемому необходимо укрепить в себе полученную благодать, ибо в принявшем крещение не уничтожается. множественность пожеланий: перед ним лежит путь борьбы с различными искушениями, уводящими его от Духа Истины. Борьбой с ними он должен доказать, что от всего сердца принимает дары Св. Духа и имеет свое полное желание войти в приблизившееся к его сердцу Царство Небесное, в обитель Св. Троицы. Таким образом, перед каждым христианином лежит своя пустыня Иерихонская. «Облекаясь во Христа», человек повторяет и путь Христов, как Он Сам сказал: «Аз семь путь».

Св. Церковь признает крещение действительным только в том случае, когда оно совершается во имя Св. Троицы: во имя Отца. и Сына и Св. Духа. «Самое крещаемое, — пишет преподобный Иоанн Дамаскин, — имеет нужды в Св. Троице как для своего бытия, так и для. своего сохранения». («Точное изложение Православной веры», стр. 237). Как Св. Троица нераздельна и составляет одно Божеское естество, так невозможно, чтобы три Ипостаси были одна без другой, иначе не откроется небо души крещаемого и не отверзутся ему врата Царства Небесного. Ибо «Дверь в это Царство есть Сын, (Ключ к Двери сей есть Дух Снятый, а Дом — Отец» (Преп. Симеон Новый Богослов. «Слова», вып. II, стр. 70). Если Ключ не отверзает, Дверь не откроется, а если Дверь не откроется, то невозможно войти в Дом Отца. Войдет тот, кто познал Христа, познает же Христа тот, кто имеет Ключ к уразумению Его. Но учение и дело Христово познается в Св. Духе: Дух Истины наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня» (Иоан. 16, 13–14). Опять же Господь сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня.... Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Иоан. 14, 6; 10, 9). Так Дух Святый отверзает наш ум и научает нас об Отце и Сыне, т. е. исполняет «всею полнотою Божиею» (Еф. 3, 19) [2]. Такова духовная лестница Богопознания, или, по выражению псалмопевца, путь восхождения, поступления от силы в силу (Пс. 83, 8).

Царство Небесное познается во свете Св. Троицы, при действовании в нас трех Ипостасей Божества, почему и начало нашего обновления открылось явлением Св. Троицы.

«С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Что такое Царство Небесное, где оно находится и как открывается, — об этом иудеи вмели самое превратное понятие. Они думали, что Божие Царство есть нечто, похожее на обетованную землю. Хотя оно и находится вне пределов их обитания, но в него можно войти или его можно достичь в результате некоторых мероприятий внешнего характера; к нему можно приблизиться механически всем детям Авраама. Господь разъяснял людям, что о Божьем Царстве нельзя сказать; оно здесь или там, оно не приходит. приметным образом, не является в чувственном виде, но приближается, по выражению св. Отцов, «с тихостью»: человек «и спит, и встает ночью и днем, и, как семя всходит и растет, не знает он» (Мк. 4, 27). Подобно и Царство Божие. Ищущим его можно только сказать: «Царство Божие внутрь вас есть». Поэтому, чтобы его достичь, нужно изменить себя самого, о чем проповедывал Предтеча, и сделаться нравственно другим человеком, приняв учение и образ Христов во свете Духа Истины, чему учит нас день Богоявления.

«Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную, потому что и та, и другая — одно и то же, и, входя в одну, видишь обе» (Преп. Исаак Сирин. «Творения», стр. 10). Во внутренней клети нашей — сокровище сердца: там таятся дары Духа Св., полученные нами при крещении. Необходимо потщиться войти в эту клеть нашей души, проявив усердную готовность слушаться Духа Истины, и победоносно, с Его помощью, пройти пустыню искушений. Тогда Он, Утешитель, станет жизнью и силой нашей души; Он откроет нам Дверь, т. е. покажет в Своем Свете славу Сына и введет нас в обитель Отца, что и есть клеть Небесная. Так «Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне».

Поэтому, начиная с первого дня нашего духовного рождения, все наше упование должно быть на Св. Троицу, на Тебя, «Отче создавый, Сыне искупивый, Душе Святый, освящаяй всех нас».

Н. Попов


[1] По преданию, здесь Господь наш провел сорок дней и сорок ночей в посте и молитве.

[2] Ибо «богатство Св. Троицы в соестественности и в едином исторжении светлости», (Св. Григорий Богослов. Слово 40, стр. 226).