ОТВЕТ АМЕРИКАНСКИМ КЛЕВЕТНИКАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
(Из письма схиигумении Евгении от 15/28 ноября 1947 г. Иерусалим)
В одном печатном эмигрантоком органе появилась статья под заглавием: «Не разлагайте и не разрушайте нашу Православную Церковь», в которой автор пишет: «Современные политические обстоятельства настойчиво требуют быть подальше от Москвы, что с очевидностью учитывается нашим первосвятителем митрополитом Феофилом».
Пробегая с отвращением страницы этого органа и задавая себе вопрос, что вызвало истерически бранные выступления против Московской Патриархии, выступления такие циничные, подобно которым я никогда ни в какой прессе не встречала, я нисколько, однако, не имела в виду вступить в полемику, ибо на голословную брань обращать внимание, а тем более возражать — недостойно, особенно, когда дело касается нашей Святыни — Православной Церкви.
Но неожиданные разъяснения в этом органе ярко осветили суть возникшей в ней разрухи и причину ярых выступлений против Московской Патриархии.
Мы, чада Московской Патриаршей Церкви, молчать больше не можем и не смеем, когда наша Матерь-Церковь подвергается грубейшему надругательству. Не могу молчать и я схимница. Ведь не молчали же наши великие Отцы пустынножители, когда Святая Православная Церковь подвергалась гонениям и преследованиям еретиков. Теперь причина ясна. Этот орган горстки русских беженцев никак не может отделить представление о задачах Церкви от политики и своим политическим идеалам приносит в жертву Святую Православную Церковь.
Этот орган не хочет признать того громадного сдвига, который совершен в Русской Церкви достойнейшими Первосвятителями: Патриархом Сергием и Патриархом Алексием.
Этот орган иронически заявляет, что восстановлена только незначительная часть приходов и церквей в России, забывая, что делателям на ниве церковной приходится трудиться в стране, опустошенной теми варварами, которых орган этой группы считал друзьями, спасителями России от большевизма, наивно предполагая, что завоеватели вернут им Родину в их распоряжение.
Сторонники этого органа забывают и не хотят учитывать, что, когда многие, в том числе и их епископы, бежали из России и из «прекрасного далека» критиковали церковные дела в. России, Митрополит Сергий, архиепископ, ныне Патриарх, Алексий, и их сотрудники остались в своем отечестве, разделяя с русским народом все страдания, лишения и смертельные опасности, ибо по слову Спасителя, настоящие пастыри не покидают своего стада, а наемники бегут.
В этом органе имели наглость заявлять, что Святейший Патриарх Алексий ввел разложение всюду, куда ездил, упоминая даже Святую Землю.
Я, живущая в Иерусалиме, свидетельница того, какое обаятельное впечатление произвел наш Первосвятитель на все население Палестины, не говоря о Патриархии, где от Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Тимофея до последнего послушника, все до сих пор вспоминают благолепие его служения, глубочайшее его благочестие и неподдельное смирение. Его горячо полюбили, и все мечтали о вторичном его приезде. Сослужившее ему греческое духовенство говорит, что такого благоговейного, проникновенного служения, оно, видавшее многих иерархов, никогда не видело.
В позорной позиции Святейшему Патриарху Алексию в Иерусалиме были, к стыду оказать, только иеромонахи, бывшей духовной русской миссии Карловацкого толка, которым за постыдное выступление против Главы Русской Церкви Иерусалимский Патриарх запретил служение у Живоносного Гроба Господня и в других Святых местах.
Такими же общими симпатиями и глубоким уважением прониклись палестинцы по отношению к Митрополиту Николаю, равно как и к почтеннейшему старцу Митрополиту Григорию.
Мы, познакомившиеся с Митрополитом Григорием — этим редким по своим духовным качествам иерархом, принимаем как личное оскорбление то глумление, которому подвергся в Америке он, приехавший туда, как почетный гость, как представитель Главы Русской Церкви Святейшего Патриарха Алексия.
Клеветники кричат, что Московская Патриархия хочет попрать права Автономной Американской Церкви, смешивая понятия об автономии и об автокефалии и требуя фактически именно последнюю для бесконтрольного управления церковными делами.
Клеветники не замечают, как за долгие годы церковной смуты в Америке, оторвавшись от Матери-Церкви и не руководимые Ею, их группа мало-помалу теряла облик православия.
По их словам до них доходят вопли из Советской России по поводу положения Церкви. Я же могу засвидетельствовать, что до нас доходят вопли русских людей переселившихся в Америку, вопли потому, что они не узнают там нашей исконной Русской Православной Церкви, ибо в ней уже вкоренились налеты чужеземные, протестантские.
Клеветнические нападки и выступ пения против Матери-Церкви и ее Первосвятителя, отход от Церкви, раскол, — как богопротивные действия, основанные к тому же на честолюбии и политических расчетах, не принесут отколовшейся группе Американской Церкви никаких благотворных плодов. Русская Православная Церковь должна быть единая под омофором Ее Первосвятителя ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ.
Отклонившиеся от нее рано или поздно погибнут, как розга, отсеченная от лозы виноградной.
Отколовшаяся группа митрополита Феофила разрывает хитон Христов, «Мне отмщение, и Аз воздам» говорит Господь.
Иерусалим, 15/28 ноября 1947 г.