БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Кругом еще лежит снег, но уже чувствуется приближение весны. Возвратившиеся раньше других перелетных птиц из теплых краев грачи первыми приносят весть о ее наступлении, а вслед за ними словно бы издалека к нам подвигается весна. Лазурное небо прозрачно и ярко, оно раздвинулось шире и в торжествующем блеске шлет на землю привет и ласку. Соскучившись за долгую зиму по теплу и почувствовав его веяние, воробьи чирикают радостнее и вспархивают живее. Особенный легкий ветер несет освежающие волны весеннего, начавшего прогреваться, воздуха.

Проглянувшие в полях проталины радуют глаз, как что-то очень родное и говорят о том, что скоро зима останется позади с ее холодом: разрушатся льды, растают снега и обратятся в быстро бегущие ручьи, поющие о счастье и жизни. А затем кормилица-земля возрастит траву и цветы и всякие злаки.

Все живое встрепенется навстречу ласке и теплу, станет дышать полнотой бытия, и своею красой и расцветом славить Творца.

Сколько трогательного в этих ранних первых проявлениях движущейся весны, в еще не наступившей, но приближающейся радости пробуждения природы, в еще не горячих, но по-весеннему южных и теплых солнечных лучах.

Зовут куда-то голубые звонкие дали... И когда взглянешь в голубые высоты, чувство беспредельности Божьего мира охватывает душу.

Широкий взмах крыльев пролетевшей птицы радостью волнует душу и уносит выше думы...

Так высоко, так невообразимо высоко, что и представить себе невозможно, там, куда не проникнет земное око — горний мир, где только радость и любовь, там лучезарные светлые ангелы немолчно воспевают Бога.

Как далеко по своей многовековой греховности отстоит от чистого неба земля; но Божий Промысл не оставляет ее, святые ангелы знают о живущих на земле и по повелению Божьему слетают к людям, принося утешение и радость свыше и возвещая о грядущих событиях, долженствующих совершиться.

Было время, когда люди не знали Истинного Бога, забыли о небесной родине и о том, что Господь Вседержитель через своих пророков свидетельствовал о грядущем спасении человеческого рода от нравственной смерти. Исполнились пророчества, свет истинной веры загорелся с новой силой.

И подумать только, что мы грешные тесно связанны с этими высотами — обиталищем Бога через Его сошествие на землю...

Наступает праздник Благовещения, который в народном календаре значится как третья встреча весны [1-я встреча на Сретение Господне 2 февраля (ст. ст.), вторая. на св. Евдокию 1 марта (ст. ст.)], и чувствуешь душой, что как бы выделившись непосредственно из этой синей выси, идет к нам безгранично дорогое, необъятное по своему величию, святое благовестие Неба.

И радость о возрождении природы и подымающиеся в душе чувства становятся еще более глубокими и светлыми, потому что озарены уже духовною радостью и сознанием великой значимости этого дня для нравственного возрождения человека, и мыслью о совершившейся тайне примирения неба и земли, о приближении человека к Богу.

Эти мысли и сознание придают даже и временному и земному значение и содержательность, как предназначенному служить напоминанием о вечном и совершенном.

Этот день обращает нас к Богу и заставляет подумать о том благодеянии, которое пришло к нам.

Призывают на молитву звуки колоколов, возвещая о начала богослужения, расплываются и уносятся к небу, увлекая за собой слух; говорят душе о светлом дне, когда впервые мир услышал благую весть о Боге.

«Днесь спасения нашего главизна», — поют в храме... Через просветы окон падают голубые лучистые полосы света... хорошо и глубоко в душе, просторно думам, и привольно плыть им и уноситься к далекому небу, к священным воспоминаниям, и сладостно слышать, как в сердце поет что-то без слов, как в душе вырастают несказанные чувства и звучат полным аккордом, как будто чьи-то незримые искусные руки с любовью коснулись струн совершеннейшего музыкального инструмента, и послушные этим рукам откликнулись струны. Не небо ли шлет эти минуты? Как всегда в дни воспоминаний, относящихся к земной жизни Христа, невольно мы переносимся мыслью к пределам тех мест, где явился, жил и проповедывал Христос.

В город Назарет с незримых высот слетает Архангел Гавриил и, приветствуя Деву Марию словами: «Радуйся, Благодатная, с Тобою Господь!» возвещает Ей о рождении от Нее Сына Божия и начале спасения рода человеческого.

Благословенная в женах, предуготованная Духом Святым, став Матерью Бога, в величайшем смирении пройдя свой земной путь, становится источником светлых упований, прибежищем грешным, утешением скорбящим.

Возведенная на недосягаемую высоту Царица Небесная, через Которую пришло спасение, является ближайшей Заступницей и Ходатайницей перед Богом и, как родившаяся от людей, близкой, любящей и Милостивейшей Матерью для всех нас, никогда не перестающей утешать нас и благовествовать о святом, чистом и радостном. Потому и любит так верующее сердце обращаться к Ней с молитвой, искать у Нее помощи и поддержки в тяжелые минуты, почерпать в Ее материнском взоре изливающуюся на нас недостойных милость и благость.

И сколько святых чувств вызывает у нас Ее образ, почему и в воздаваемых хвалах Преблагословенной Деве Марии верующими вкладывается столько горячей любви.

Принесенная Архангелом на землю благая весть, через долгие века передаваемая нам Святою Церковью, пробуждает в душе благоговение, умиление и благодарность к Богу, что Он пришел на землю, даровал нам опасение, открыл путь к величайшему благу — вечной жизни и непрерываемому общению с Ним.

О чем же говорит, какие чувства и мысли навевает этот благословенный день.

Великий Всемогущий Бог снизошел до нас, чтобы внести в нашу жизнь немеркнущий свет веры и святую радость о Нем, чтобы быть с нами в нашем сердце и сознании и Своею благодатию освещать наши души.

И не затем ли дано нам любить прекрасное земное, чтобы это чувство, став неотъемлемой потребностью сердца, перешло в святое и вечное.

Не затем ли человек одарен способностью мыслить и испытывать высокие чувства красоты, благоговения, проливать слезы умиления и восторга, замирать в изумлении перед тем, что высоко и светло, чтобы сердцем и разумом постигать в том Бога, понимать и любить святое.

Мы преклоняемся перед духовным благородством человека, отдающего свои силы и всю жизнь на служение добру, на то, чтобы принести как можно больше пользы, как можно больше радости людям, потому что такой человек самой своей жизнью благовестит о Боге, ибо Господь призывает людей к высокому служению ближнему и дает силы стать на путь самоотречения и не колеблясь идти по нему.

Дела любви и милосердия убедительнее всего говорят о святом идеале добра, к которому призваны и которого не должны забывать люди, они понятнее всего нам и способны вернуть и холодному сердцу веру в Бога я дать почувствовать в духовной красоте добродетельного человека отображение божественной благодати, влекущей к себе и согревающей душу.

Но разве останавливаясь перед живою картиной зеленого леса, расцветшего луга, розовыми зорями восхода и заката солнца, не чувствуем мы всем существом руки Предвечного Художника?

И разве во вдохновенных произведениях искусства, изумляющих и приковывающих наше внимание, не таится нечто святое, отражающее красоту Божьего мира, и глубокую мысль, и высокий порыв души, потому что в нем, как говорит великий Гоголь, «намек о божественном небесном рае заключен для человека в искусстве... ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства».

Все прекрасное и высокое несомненно говорит о Боге, потому что от Него исходит.

И если все наши помышления, начинания, стремления будут проникнуты сознанием присутствия Бога и озарены внутренним духовным светом веры в Него, то многое в жизни. послужит нам благою вестию о Милосердном Боге, о Его святости и величии.

Поистине благо и благословенно все, что напоминает о Боге, возвышает и облагораживает душу, что пробуждает чувства благоговения, жажду молитвы и благодарности Творцу видимого и невидимого мира, Который направляет на доброе, дарует силу вдохновения художнику и поэту. Кто есть красота неизреченная и пресветлая.

Н. Васильева