В 12 километрах от старинного украинского города Глухова, упоминаемого поэтом Шевченко в одном из его произведений, находится Глинская пустынь, с ее чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы, именуемой Глинской.
По издавна установившемуся обычаю, к празднику св. пророка Илии, икона Глинской Божией Матери с крестным ходом приносится в г. Глухов, где и находится по 1 августа ст/ст. включительно, поочередно во всех приходских храмах города.
С благословения Преосвященного Владыки Сумского и Ахтырского Илариона, образ Божией Матери Глинской и в 1947 г. в положенное время доставлен был в Анастасиевскую церковь города Глухова.
Следует отметить, что Анастасиевский храм в г. Глухове, построенный по образцу Владимирского собора, как по внешнему виду, так и по красоте и изяществу внутренней отделки, одно из лучших церковных зданий на Украине, но в настоящее время богослужение совершается в части храма, так как он был поврежден немецкими бомбами и теперь восстанавливается.
В день памяти св. пророка Илии церковь не вмещает молящихся — многие стоят на открытом воздухе. Торжественно и чинно проходит богослужение. Перед чтением акафиста за всенощной священнослужители вместе с хором чинно поют могучее «Взбранной воеводе победительная», Глинского распева. Не одну сотню лет эта песнь окрыляла душу верующего русского человека. Эта святая песнь — «от всяких нас бед свободи» — в молитвенном порыве льется к небу в храмах из уст престарелых монахов и она же воодушевляла в 1812 г. полк Кутузова при Бородине, сокрушивший французскую конницу.
Акафист сопровождается пением всего народа. На утро за Литургией протоиерей о. Иоанн Богдановский — благочинный г. Глухова и настоятель храма — говорит проповедь, в которой призывает верующих подражать великому ревнителю веры Ветхого Завета св. пророку Илии, не стыдиться звания христианина, а с достоинством носить его, сообразуя свои поступки с этим высоким званием.
В воскресенье 21 июля икона Божией Матери переносится в соседний Николаевский храм старинной архитектуры, занесенный в описки археологической комиссии по сохранению древних зданий.
В понедельник 22 июля за Божественной Литургией настоятель храма о. Лука Говицкий произносит прочувственное слово, в котором подчеркивает, что одни материальные блага, будучи сами по себе случайны и кратковременны, не удовлетворяют человека полностью, что бессмертная душа его нуждается в пище духовной, а этот неиссякаемый источник воды живой есть учение Господа Иисуса Христа, предлагаемое религией христианской.
24 июля образ Божией Матери переносится в Преображенский храм. Всенощное бдение совершается соборне с таким же торжеством. Прекрасно поет приходский хор под управлением А. П. Болдовского, который руководит церковными хорами более пятидесяти лет. За Литургией 25 июля священник о. В. Белоручке произносит слово, в котором указывает, что одной из главнейших обязанностей христианина к Богу, — есть посещение храма Божия, где мы слышим Слово Божие, так благотворно действующее на душу человека, облагораживающее нас, приближающее к Богу.
27 июля образ Божией Матери переносится в Вознесенскую церковь, что на общегородском кладбище, размером в несколько гектаров, с группами многолетних дубов, лип, осины, акаций. Храм вместительный и в свое время был хорошо обставлен, но во время оккупации в нем помещалась мадьярская конница и после изгнания варваров Советской Армией из содержимого внутри храма буквально ничего не осталось. В настоящее время церковь приведена в полный порядок.
Настоятель церкви протоиерей К. Лысенко по окончании всенощного бдения произносит краткое; поучение.
Накануне дня 1 августа образ переносится снова в Анастасиевскую церковь, откуда после Литургии (1 авг.) и освящения воды, при большом стечении народа, вручается монахам и следует в Глинскую пустынь.
ПРОТОИЕРЕЙ К. ЛЫСЕНКО