МНОГОСТРАДАЛЬНАЯ ГРУЗИЯ

История Грузинской Церкви и народа полна сильного драматизма. Кажется, что ни один народ не перенес столько ужасных опустошительных набегов, когда погибали тысячами люди, уничтожались храмы, монастыри, крепости, дома... И, удивительно, как этот храбрый христианский народ, окруженный со всех сторон дикими, злобными и фанатичными завоевателями, сохранил и свою независимость, и свою веру, и свою культуру...

Чем же определяется эта внутренняя, никем и ничем не побежденная, сила грузинского народа? Ответ на этот вопрос дает историк Иосселиани. «История Грузии, — говорит он, — тесно связана с историей в ней христианства» [1].

Мы здесь дадим сжатый очерк истории христианства в Грузии и убедимся в справедливости заключения Иосселиани.

Благочестивые предания Иверийской Церкви относят появление христианства в Грузии к апостольским временам. По этим преданиям Богоматери выпал жребий быть просветительницей Иверии. Она и хотела пойти туда с проповедью, но Господь повелел Ей оставаться в Иерусалиме.

Грузинские летописи говорят, что в царствование Адерка (154 г. по Р. X.) апостол Андрей Первозванный прибыл (через Трапезунд) в Западную Иверию и насадил христианство в Аджарии и Салщхетской провинции. С собой апостол Андрей носил изображение Богородицы и говорил: «Богоматерь вместо Себя послала в Иверию достояние Свое». Впоследствии эта икона была вручена жителям Атцкура. Со своим спутником Симоном Канонитом апостол Андрей прошел Сванетию, Осетию, Абхазию, где и оставил Симона, а сам ушел в Джинетию, а оттуда возвратился в Иерусалим. Симой же в Абхазии и умер; там и сейчас показывают его могилу, пользующуюся благоговейным почитанием верующих.

Собственно история Грузинской Церкви начинается при царе Реве (Праведном) 186–213 г., который уничтожил жестокий обычай приносить в жертву богам младенцев и съедать трупы мертвецов. В его время христиане образовывали небольшие общины, имели иерархию, заботившуюся о дальнейшем распространении христианства и об укреплении его. Но язычников было гораздо больше. Своей численностью они поглощали христиан. Окончательное же просвещение Грузии светом Христова учения произошло в IV в. (337 г.) в царствование Мириама, когда в Грузию прибыла святая равноапостольная Нина, приведшая ко Христу почти весь грузинский народ. С ее прибытием стали в большом количестве строиться храмы и монастыри. Царствование Мириама, кроме окончательного введения христианства, замечательно еще и заключением духовного союза с Грецией «на основе Христова учения и святого Креста». Никогда Мириам не забывал того, чему он был научен святой Ниной [2]. Перед своей смертью он сделал такое завещание своему сыну Бакару: «Сын мой, тьма сменилась для нас светом, а смерть жизнью. Пребудь в вере Святой Троице». И воля отца сыном не нарушалась.

Бакар (342–364) усилил связь с Греческой Церковью, вызвав оттуда ученых. При нем богослужебные книги были переведены на грузинский язык, введено церковное пение и основана Цилканская епархия.

При Миридате (преемнике Бакара) Грузия продолжала мирно развиваться, совершенно освобождаясь от язычества. Но уже при Варс-Бакурине (379–393) персы изредка делали нападения на Грузию и разрушали ее храмы.

В царствование ревнителя христианства Вахтанга Гургаслана в Иверию прибыл Греческий архиепископ Петр, который в 457 г. и был возведен в сан первого Патриарха — Католикоса всей Грузинской Церкви. Церковь при нем была разделена на 12 епископств [3].

Христианство процветало, но Церковь и народ Грузии ждали величайшие испытания. «Более чем тысячелетие, — говорил в своих «очерках Грузии» Е. Марков, — грузинский народ не выпускал из своих рук меча, и если христианский крест не был вышит на плече его мантии, то он был зато неизгладимо врезан в самое сердце народа».

В 642 г. арабы разрушили почти все святыни Кавказа. Полководец Хамид (меч Божий) предал страну полому уничтожению. Около 686 г. погиб царь Арчил и с ним тысячи грузинских мучеников. В 730 г. погибли свв. братья Давид и Константин — князья Аргветской области [4].

Почти столетие продолжались эти разрушительные набеги, но духовенство всегда было с верующими и во дни бедствий укрепляло народную веру и в помощь Божию и в собственные силы. Имея же связь с Афонскими монастырями (есть данные, что первоначальными их основателями были грузинские монахи), духовенство черпало оттуда нравственные силы для борьбы с врагами веры и нации.

В IX веке засилье арабов было постепенно уничтожено. Церковь и народ залечивали раны и дышали свободнее, но это была кратковременная передышка. В 1064 г. в Грузию ворвались полчища чурок-сельджуков. В летописях этот ужасный кровопролитный погром известен под названием «Диди-Туркоба», т. е. большая туретчина.

В 1089 г. воцарился Давид IV (возобновитель). Он укрепил религиозное и национальное чувство истерзанного народа. Храмы и обители вновь строятся по всей стране. В 1103 г. Давид IV созвал Собор, выработавший первый законодательный памятник грузинского народа — Свод церковных постановлений [5]. Церковь причислила его к лику святых.

В 1174 г., после смерти Георгия III, вступила на престол его дочь Тамара. Это была замечательная женщина. Она продолжала дело Давида IV. При ней была завоевана северная часть Малой Азии; она объединила под свою державу Абхазию, Карталинию и Кахетию; она понимала пагубное значение феодальной раздробленности. Во время ее царствования был созван церковный Собор во Мцхете; ею было построено много новых церквей и монастырей, а разрушенные восстанавливались. Она ясно сознавала великое значение политического и религиозного объединения своего народа. При ней Грузия стала одним из сильнейших государств Передней Азии.

Но это продолжалось недолго. После смерти Тамары Грузия опять разделилась на несколько царств и снова подверглась кровавому опустошению. В 1226 г. вторгнулись персы во главе с Джелал-Эддином. А через три года Грузии пришлось выдержать нашествие Чингис-Хана. Народ массами сжигался и уводился в. плен. Все обращалось в развалины.

В 1239 г. Грузия обратилась за помощью к папе Григорию IX. Он, конечно, никакой реальной помощи оказать не мог, но, воспользовавшись случаем, послал своих миссионеров, убеждая покориться престолу св. Петра. Акция папы не удалась: Грузинская Церковь, ее иерархи и народ остались верными Православию и не изменили своей вере, несмотря на то, что до 1256–57 гг. Грузия находилась под властью Золотой Орды, а потом иранских ильханов. Положение основной массы верующих — крестьянства — за это время особенно ухудшилось, но Православие, а также высоко развитое чувство национальной гордости, давало им нравственные силы для единения и борьбы с врагами.

В конце XIV в., при Георгии VII, Грузия подверглась вторжению монголов во главе с грозным Тамерланом, который до семи раз опустошал ее храмы, города, села. «Последствия кровавых нашествий Тамерлана были так тяжелы, что обессиленная страна не могла оправиться в течение ряда веков» [6]. Лишь царь Александр I (1414–1442 гг.) дал стране сравнительный покой, хотя общее положение Грузии было чрезвычайно тяжелым. Россия еще находилась под татарским игом; Трапезундская империя и Придунайские государства под властью турок. Самым печальным явилось завоевание турками единоверной Византийской империи и взятие в 1453 г. Константинополя. Защитников Грузинская Церковь не имела и, в буквальном смысле слова, в то время Грузия оставалась единственным православным государством во всей Азии.

По существу Грузия была зажата в тиски: с востока (персами) и юго-запада (турками). Ей угрожала опасность полнейшей потери и самостоятельности, и религии, и культурной самобытности. Поэтому неудивительно, что в 1587 г. Грузинский царь объявил себя данником России. Он писал Феодору Иоанновичу: «Настали времена ужасные для христианства. Один ты, венценосец Православия, можешь спасти нашу жизнь и души». Но тогда помощь России не могла быть эффективной. Россия еще только начинала расправлять свои могучие плечи. Многому мешали внутренние неустройства. К тому же Запад, в частности Польша и Литва, чинили набеги на Русское государство.

Во второй четверти XVII века шах Персии Аббас I решил совсем уничтожить грузинский народ. Он опасался влияния России, которая к этому времени была довольно сильной. Нашествие Аббаса I было чрезвычайно опустошительно: 70000 одних убитых, больше 100000 пленных. На завоеванную территорию было поселено 80000 татар. По приказу шаха разрушались крепости, дворцы, церкви, монастыри, сжигались селения, выкорчевывались виноградники, вырубались тутовые насаждения и ореховые деревья, угоняли скот» [7]. Но преданность Церкви у народа не ослабела. Вокруг Церкви группировались все жаждавшие и религиозного и национального освобождения. С полным правом правители Грузии могли сказать Московскому посольству: «Мы окружены неверными, но еще славим Бога Истинного».

В 1701 г. на престол вступил Вахтанг IV — умный и верующий человек. Церковь сконцентрировала вокруг себя все лучшее. Вахтанг IV издал законы, основанные на христианских принципах, ввел книгопечатание; открыл много школ, особенно при монастырях. Однако, в 1724 г., после взятия Тифлиса турками, Вахтанг с семейством, 5 епископами, 5 архимандритами, игуменами и др. (всего более 1000 чел.) эмигрировал в Россию, надеясь на помощь Петра I. Надежды, к сожалению, оказались напрасными. Петр I скончался до его приезда. Турецкий султан Ахмет III, под впечатлением этого отъезда, чуть было не обратил в мечеть древний Сионский собор. На престол вступил царь Иесей (†1727 г.), принявший магометанство.

Дометий (Католикос Грузинской Церкви) и Саокадзе (настоятель Гареджийского монастыря) ревностно защищали Православие и порицали вероотступника. После смерти Иесея на Грузию напали сначала персы, а потом турки, поставившие в 1731 г. своего пашу. В 1742 г. эти ужасы прекратились, но не надолго.

Последние разрушительные нашествия совершили на Грузию в 1795 г. Надир-Шах и Ага-Магомет-Хан. Тогда царствовал престарелый, религиозный и мужественный витязь Ираклий II. Храбрость и мужество его известны были даже Европе. На требование отказаться от всякого союза с Россией Ираклий отвечал: «Не только шах с его войсками, — если бы даже вся Азия ополчилась на меня, и тогда я не изменю России». Против 70000 войск шаха Ираклий мог выставить всего 7000. В сентябре 1795 г. Тифлис был разрушен. В Сионском соборе персы сожгли иконостас, а Католикоса Досифея бросили в Куру. Это было последнее нашествие магометанских орд на единоверную нам Грузию.

Россия усилилась. Бороться с ней не могли ни персы, ни турки. В 1800 г. Георгий XII присоединил Грузию к России, но лишь в сентябре 1801 г. Грузинское царство фактически было объявлено частью Российской Империи. Грузинская же Церковь была подчинена Русской только 10/23 июня 1811 г.

Исконное Православие старейшей Грузинской Церкви подтверждено всем ходом, более чем тысячелетней, многострадальной и героической историей борьбы народа за свою веру и национально-культурную независимость. Память об этих великих подвигах грузинского народа заключена в сказаниях, замечательных народных песнях, в творчестве Шота Руставели, в поэме царя Арчила и многих других памятниках. Страдалица-Грузия пролила море крови и слез, но всегда и везде ее борьбу поддерживала глубочайшая связь с Церковью, как равно и Церковь всегда была тесно связана с верующим народом. Христианство возродило Грузию от варварства, пробудило лучшие силы народа и дало не мало богословов, философов, проповедников, историков, поэтов и других деятелей, с честью послуживших своей героической Родине в ее безпрерывной борьбе за веру и независимость.

В 1917 г., после Февральской революции, Грузинская Церковь объявила себя автокефальной. Этим самым она допустила канонический разрыв с Русской Церковью. Нужно сказать, что заявления об автокефалии Грузинской Церкви делались и раньше [8]. Правда, во время самодержавия, автокефалия не могла быть осуществлена не столько по формально канонической аргументации (IV Всел. Соб. пр. 17), сколько по политическим мотивам, ибо царская власть, со своим великодержавным шовинизмом, стремилась не к освобождению, а к угнетению малых национальностей.

Этот печальный разрыв был прекращен только 31 октября 1943 г., когда с благословения мудрого кормчего Русской Церкви — Святейшего Патриарха Сергия, его представитель Архиепископ Ставропольский Антоний вступил в молитвенное евхаристическое общение с Католикосом Грузии. Содружество и каноническое общение двух Церквей-Сестер — Русской и Грузинской — еще больше укрепилось в 1945 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, где в качестве почетного гостя присутствовал и Блаженнейший Католикос Грузии — Каллистрат. Содружество же обоих народов укрепилось за время Советской власти, а особенно в последние годы, когда оба народа — Русский и Грузинский — проливали свою кровь для победоносной защиты своей самостоятельности и веры от наглого фашизма.

И Грузинская и Русская Церковь пережили в прошлом много тяжелого, а народы наши не раз подвергались зверским и опустошительным набегам. Но вера — живая, твердая, непоколебимая Православная вера никогда не оставляла наших народов и давала им силу не только переносить разные невзгоды, но под руководством мудрых вождей и защищать свою национальную и культурную независимость, строить вместе со всеми народами СССР свое будущее.

ПРОТОИЕРЕЙ Н. А. ХАРЬЮЗОВ


[1] «Назревший вопрос», Тифлис, 1900 г. стр. 4.

[2] Подр. о жизни Св. Нины см. «Ж. М. П.» № 3, 1947 г. у Н. Волнянского.

[3] В дальнейшем это число увеличилось до 35 и просуществовало до начала XVIII в.

[4] Свв. князья погибли от руки племянника Магомета — Мурвана Глухого.

[5] Из этих постановлений интересно: а) проклятие и низложение епископов, неимевших хиротонии, б) извержение падшего духовенства; в) отчисление церковников в разряд мирян и др.

[6] Н. Бердзеництоили, И. Джавахшивили, С. Джанашия «История Грузии», ч. 1, Тбилиси, 1946 г. стр. 297.

[7] Там же, стр. 354.

[8] Ср. выступления на совещании 1906 г. акад. Марра Н. Я., епископов Кириона и Леонида и др.