ЗВЕЗДА

Слово,

сказанное в церкви св. Пророка Илии, что в Обыденском переулке гор. Москвы, в праздник Чудотворной иконы «Нечаянной Радости»

Сегодня мы с вами собрались накануне праздника одной из самых любимых православным верующим сердцем икон Божией Матери — «Нечаянной Радости».

Вся наша вечерняя служба, которая только что окончилась, насыщена словами благоговения и преклонения перед Пресвятой Девой Марией, любви к Ней, благодарности — проявлениями всех тех чувств, с какими мы собираемся для молитвы к подножию чудотворных святынь.

О, как мы счастливы знать Божию Матерь, веровать в силу Ее молитв за нас, чествовать и прославлять Ее! Это с особой силой сознается нами в дни Ее праздников.

И это ощущение счастья быть под покровом Божией Матери напоминает нам о том, что было время, когда люди не знали ни Спасителя, жившего на земле, ни Той, Которая была Его Матерью. Верующие люди тех далеких от нас ветхозаветных веков жили и дышали верой только в будущего Спасителя мира. Еще тогда, когда наши прародители — Адам и Ева — после совершения ими первого греха в страхе и трепете внимали приговору Божию, — уже в этом приговоре зазвучало первое обещание благости Божией к падшим людям: «Той твою блюсти будет (сотрет) главу» {Быт. 3, 13), т. е. «Семя жены сотрет главу змия». Это означало, что Тот, Кто произойдет от Жены, Кто будет рожден Женой, поразит змия в главу его, будет победителем диавола.

Много раз повторял Господь людям это обещание, чтобы приготовить их к принятию Спасителя мира. Не умирало это обещание в памяти людей и тогда, когда они рассеялись по лицу земли. За горы и моря они уносили с собой эту далекую, но отрадную для сердца надежду. Века сменялись веками, исчезали народы, появлялись новые страны, но нерушимой оставалась вера в Спасителя, грядущего от Жены, Пречистой Девы.

Святым людям ветхого завета, получившим от Бога дар пророчества, было дано видеть их ясным и прозорливым духовным взором Матерь Господа в грядущих веках.

За тысячу с лишком лет до Рождества Христова пророк Божий и псалмопевец Давид в одном из своих псалмов восклицает: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена» (Пс. 44, 10). Пророк Давид созерцает славу и величие Божией Матери: он видит Ее уже стоящей одесную Бога, в царственном блеске Ее славы. Он и в таких словах пророчествует о Пресвятой Деве: «Вся слава дщери Царя внутри» (Пс. 44, 14). Пророк восхищается той духовной внутренней красотой Божией Матери, перед Которой преклонятся миллионы верующих человеческих сердец, и Которую Церковь и верующее сердце будет называть «честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов». В другом своем псалме праведный Давид провозгласил такое предсказание: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея» (Пс. 131, 8). Псалмопевец, по толкованию святых отцов, говорит здесь не только о воскресении грядущего Спасителя, но и воскрешении Его кивота, т. е. Матери Его, носившей Его во чреве.

За 700 с лишком лет до Рождества Христова другому пророку — Исаии — было дано видеть девство Божией Матери. Все мы знаем слова этого вдохновенного пророчества: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Ис. 7, 14; Мф. 1, 23).

Сладкими обещаниями Божиими и созерцанием таких умиляющих сердце картин будущих утешений для человечества жили верующие люди в течение долгих веков ветхозаветной ночи.

О, ведь не только к апостолам, но и ко всем нам обращается Спаситель со Своими словами: «Ваши блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат; ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13, 16–17).

Да, мы счастливее всех ветхозаветных праведников и пророков: они жили ожиданием, а мы живем верою в исполнение всех их пророчеств. Пять с лишком тысяч лет люди жили этими ожиданиями.

Наконец, в определенное судьбами Божиими время исполнились все пророчества, исчезли тени ветхого завета, наступил рассвет, а за ним взошло на духовное небо солнце над землей, взошло, чтобы не заходить никогда. Это солнце духовное — наш Спаситель, наш Сладчайший Иисус, источник нашего земного и вечного счастья.

Прежде, чем взойти этому солнцу, на небе появилась предрассветная звезда; это Та, Которую Церковь воспевает словами: «Радуйся, звездо, являющая солнце»; Та, Которая, прежде чем начал существовать этот мир, в вечном Совете Пресвятой Троицы была предизбрана послужить спасению рода человеческого.

Утренняя звезда на нашем небе исчезает в лучах восходящего солнца. Эта звезда не меркнет и светом своим будет светить верующим людям в бесконечных веках. О, как росла, ширилась, множилась слава этой чудесной звезды, засиявшей над землей!

Евангелие рассказывает нам о таком волнующем сердце событии из земной жизни Господа Иисуса Христа. Окруженный толпой, Спаситель проповедывал. Раскрытые сердца людей жадно вбирали в себя каждый звук Божественного голоса, каждое слово проповеди, как иссохшая земля вбирает в себя падающую на нее влагу. И вот, из одного размягченного и умиленного проповедью Христовой сердца, из уст неизвестной женщины раздалось в эти минуты восклицание: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. II, 27). Это было первое ублажение Божией Матери, первое проявление восхищения перед Той, Которая родила такого необыкновенного Проповедника и Чудотворца, пришедшего спасать людей для вечной жизни. Вот мы видим Божию Матерь в годы после Вознесения на небо Ее Сына. Она живет в Иерусалиме, в доме апостола Иоанна Богослова, которому Ее Сын поручил перед смертью заботу о Матери. Уже эти первые годы были не только годами начала апостольских трудов, но и годами первых гонений на христиан со стороны язычников и иудеев. И апостолам нужны были особые силы для их подвига, и первым христианам нужно было с мужеством и терпением встречать гонения.

Божия Матерь являлась тем центром, куда сходились и апостолы за благословением на свои путешествия с проповедью веры Христовой и с рассказом о своих успехах и пережитых скорбях во время этих трудов, и во множестве сходились христиане, чтобы подкрепить свой дух уже от одного только лицезрения Матери Спасителя мира. А Она, Которая по слову евангелиста то, что совершалось в земной жизни Ее Сына «слагала в сердце Своем», рассказывала о Своем Сыне, повторяла Его слова и заветы и утешала христиан.

Любовь к Ней верующих сердец и слава о Ней распространялись из города в город, по мере того как апостолы расширяли круг своих апостольских путешествий. О том, как преклонялись люди перед величием и духовной красотой Божией Матери, может сказать нам свидетельство одного из посетивших Ее в Иерусалиме. Дионисий Ареопагит — знаменитый ученый афинянин, обращенный в христианство святым апостолом Павлом, посетил Божию Матерь в Иерусалиме через три года после принятия им святого крещения. Божия Матерь была уже в пожилых годах. Вот, как описал Дионисий это свое посещение: «Невероятным казалось мне, исповедую перед Богом, чтобы кроме самого Бога был кто-либо преисполнен такой божественной силы и дивной благодати. Свидетельствую Богом, что если бы я не содержал в памяти и сердце Божественного учения, то я признал бы Деву за истинного Бога и воздал бы Ей поклонение, подобающее Единому Истинному Богу, потому что человеческий ум не может представить себе более высокой чести, славы, величия, духовной красоты, какие я увидел. Мой ум и сердце изнемогли при созерцании этого величия и этой божественной красоты».

Божия Матерь покидает землю, уходит туда, куда вознесся Ее Сын. И как покров Ее распростерся над всем верующим в Ее Сына человечеством, так и слава Ее наполнила все уголки православного мира.

Девятнадцать столетий прошло с тех пор, как землю огласила торжественная песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). И с тех пор эта благодатная весть переходит из рода в род, из века в век и до конца мира будет вызывать благодарственную хвалу Спасителю мира и Его Преблагословенной Матери.

И как нам, православным, не ублажать и не прославлять Пречистой Богородицы? Как нам не преклоняться перед Той, от Которой наш Спаситель родился на земле, Которой Он повиновался, будучи дитятей и отроком, и Которой Он, умирая на Кресте, вручил всех нас? Она — основание нашего упования, в Ее величии — сила нашего молитвенного дерзновения.

С первых времен христиане знали силу Ее молитв и всегда призывали Ее в молитвах, просили Ее помощи. Вы слышите часто повторяемый за нашими богослужениями возглас Церкви: «Пресвятая Богородица, спаси нас!». Вы знаете происхождение этого обращения к Божией Матери? Впервые так обратились к Ней святые апостолы, а от апостолов и мы наследовали эти слова.

Мы веруем, что Спаситель ни в чем не может отказать Своей Матери, когда Она ходатайствует перед Ним о людях. И Она не может не заботиться о судьбе каждого из нас, если ради всех нас Ее Сын претерпел все мучительные страдания. И не может не любить тех, кто кровью Ее Сына куплен для Царства Небесного. В ней не угасает чистая и всех объемлющая любовь, которая указана людям, как прибежище во всех скорбях и невзгодах жизни.

Мы не знаем ни одного православного храма, ни одного православно верующего сердца, для которого Божия Матерь не была бы величайшей, дорогой и родной святыней. Она — наша радость, наша надежда, наше утешение, наша вера и надежная молитвенница перед Богом и заступница.

Но, дорогие, надо быть достойными Ее любви к нам. Св. Григорий Богослов говорит: «Как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердие Божией Матери».

Достойным любви нашей Небесной Матери будет только тот, кто всеми силами своей души стремится исполнить заповедь Христову: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6, 33), кто по слову Христову «алчет и жаждет правды», кто грех считает своим величайших врагом и для борьбы с ним не жалеет своих сил, кто никогда не забывает, что только в брачной, сотканной из добрых дел, одежде можно стать участником вечного духовного пира в Небесном Царстве.

Будем истинными христианами, достойными детьми своего Небесного Отца и Небесной Матери! Когда же по немощи мы впадаем в грехи, будем спешить подражать тому грешнику, который изображен на иконе «Нечаянной Радости» — стоящим на коленях и умоляющим Божию Матерь быть Споручницей в его молитвах о прощении.

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ