(ФОТО: Воскресенский собор г. Арзамаса, Горьковской области)

ИЗ ГОРЬКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

АРЗАМАССКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

Текущим летом производились строительные работы по восстановлению Арзамасского Воскресенского собора. Этот собор запроектирован в 1814 г. архитектором Коринфским Михаилом Петровичем, первая фамилия которого была Варенцов [1].

Арзамасский собор в плане имеет форму креста. Это сооружение почти без изменений дошло до настоящего времени. Прекрасному впечатлению во многом способствует удачный выбор места для постройки. О дне закладки Арзамасского собора точных указаний нет, известно лишь, что проект, составленный архитектором Коринфским, был утвержден Академией Художеств 17 февраля 1814 г, а в начале 1816 г. уже рапортовалось об окончании работ по устройству фундамента и цоколя. Кирпичная кладка закончена в 1821 г. Вся же постройка продолжалась 28 лет, т. е. до 1842 г.

Исключительный интерес представляют иконостасы Арзамасского собора (5). Художественные детали иконостасов говорят о несомненном мастерстве этого зодчего. Вся внутренняя роспись выполнена «альфреско» по сырой штукатурке в итальянском вкусе. Расписал собор Осип Серебряков с сыном с большим вкусом и художественным мастерством. Работы по восстановлению Арзамасского собора заключаются в следующем:

1. Устройство шаров и крестов для 5 куполов.

2. Ремонт и покраска всей крыши.

3. Восстановление разрушенной штукатурки, перетирка старой и покраска.

4. Восстановление капителей и баз колонн.

5. Тоже цоколя и т. д.

Заканчивая краткие сведения об истории Арзамасского собора, надо сказать, что восстановление такого сооружения имеет большое общественное значение и для общего облики города, который дорог каждому верующему, как родина Святейшего Патриарха Сергия.

ИНЖЕНЕР-АРХИТЕКТОР С. ЦАРЕВ

К очерку архитектора Царева я считаю не лишним добавить, что в соборе сохранились (как в музее) дорогие для верующего человека и местным населением весьма чтимые, почитаемые как чудотворные. а) Животворящий Крест с резным распятием; б) Икона Божией Матери «Всех скорбящих радости»; в) Икона Божией Матери «Владимирская», по Горьковскому краю известная под именем «иранская» и почитаемая тоже, как чудотворная, и ряд других святынь.

Между прочим, старинные иконы — мученика Иоанна Воина и Воскресения Христова с сошествием во ад, числятся первая как дар царя Иоанна Грозного и вторая — дар царя Алексея Михайловича «Государево данье». Особенным почитанием и поклонением известна икона Святителя Николая, весьма старинная, резная.

НАСТОЯТЕЛЬ СОБОРА ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР ИСАКОВ


[1] Несколько слов о том, каким образом строитель Арзамасского собора получил свою вторую фамилию.

Михаил Петрович Варрецов-Коринфский родился в 1788 г. и происходил из арзамасских крестьян, будучи по национальности мордвин. Бежав от своего отца в Казань, поступив там в гимназию, он впоследствии за отличные успехи был отправлен на казенный счет в Петербургскую Академию Художеств. В Академии Варенцов-Коринфский учился у академика Воронихина, (строителя. Ленинградского Казанского собора). Еще будучи юношей, он за проект одного из зданий в коринфском стиле был удостоен звания академика и золотой медали. Присутствовавший случайно на акте Александр Первый заинтересовался талантливым юношей и выразил желание изменить его фамилию Варенцова на Коринфский, о чем написал на его проекте. Юный академик тотчас же был назначен городским архитектором в Казань. Из архитектурных произведений Коринфского следует отметить:

1. Здание бывшего общественного собрания в Ульяновске.

2. Гостиный двор в Корсуни.

3. Университетские здания в Казани.

4. Арзамасский собор и мн. др.