Глубокая, темная, слегка морозная ночь спустилась над небольшим. Иудейским городом Вифлеемом. Спят все. Спят и путники, пришедшие в свой родной город на всенародную перепись. Не спят только пастыри Вифлеемских стад. Они, тесно прижавшись друг к другу, ждут рассвета... Им хочется быть под теплым кровом дома... Тихо. Звезды, в. бесконечном количестве разбросанные на необозримом небесном пространстве, ярко. блестят и переливаются различными огнями. Среди них своей величиной и красивым, блестящим светом выделяется одна звезда. Лучи ее, как лучи гигантского прожектора, падают далеко за городом.
Пастыри бодрствуют. Но вот где-то прямо над ними, высоко-высоко, небо прорезывают голубые нити сияния. Кажется, что кто-то рисует причудливые светящиеся узоры. Эти нити, приближаясь к пастырям, ослепляют их своим блеском. Они начинают приобретать ясные человеческие очертания, и слух изумленных этим необычайным явлением людей поражает дивное пение:.
«Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!» С неизъяснимым страхом и трепетом пастыри смотрят на чудное видение и слышат голос: «Радуйтесь, ныне родился Христос. Спаситель мира! Идите и поклонитесь Ему...». Видение медленно скрывается, чудная песнь слышится где-то вдали.
Христос родился, чтобы спасти людей и принести мир. Мир! Какое великое слово! Ведь до Христа никто человечеству не приносил мира. Да и кто мог принести его, если люди жили между собой, как волки, если жестокость, эксплуатация человека человеком вошли в обиход человеческой жизни? А Христос родился для всего человечества — прошедшего, настоящего, будущего...
Родился Он для тех, кто всей своей жизнью — словом и делом — стремится к миру не только с самим собой, но и между народами, кто хочет и всю нашу жизнь построить на принципах действительного мира. Исправляя людей, надо исправлять и жизнь, ибо жизнь, не согласованная с ее высочайшей целью, не приведет к положительным результатам. Сколько напрасных усилий будет теряться на преодоление внешних препятствий, на бесполезную трату сил и энергии, на различные трения... Обессиленные в такой бесплодной борьбе, люди могут погибнуть и для себя и для других, потеряют свои последние силы. Нужно, воспитывая людей, менять и самую жизнь, приспосабливая ее к скорейшему достижению общего мира. Это особо относится к тем, кого Бог возвеличил на земле духовной или гражданской властью, кому дал реальную возможность проводить в жизнь идеи мира, составляющие вековечное чаяние подавляющего большинства трудящегося и думающего человечества. Те, кто подобно фашистам, стремится к войне, ненависти, насилию — пусть даже они и называют себя христианами, — те не принимают родшегося Спасителя, ибо Он всем Своим учением и жизнью осуждает их человеконенавистничество, расовую теорию, эксплуатацию...
А для тех, кто своим потом обливает землю, кто героически работает на полях, фабриках и заводах, работает не столько, может быть, для себя, сколько для блага Родины, для них — незаметных тружеников — Христос родился сугубо, ибо они больше всех нуждаются в мире и благословении своих трудов. Истинный мир возможен лишь при свободном труде всех, как и свободный, продуктивный труд всех возможен только при истинном мире.
И мир необходим человечеству. Оно уже устало жить беспрерывной борьбой — жестокой и ненужной, жертвами которой являются в большинстве случаев физические творцы земных благ. Необходим он особенно сейчас, когда достижения науки и техники пришли к таким высотам, что действие человеческой мысли может не только бесконечно увеличить количество благ для жизни людей, но и уничтожить их культурные завоевания. Уничтожить быстро и беспощадно. Нет, довольно! Пришла пора, когда люди должны перековать мечи на орала (ср. Ис. XI, 6 ст.). Этот период, период величайших открытий и изобретений, пришедший в наши дни, зовет нас к одному миру — миру, осуществление которого, по прекрасным словам протоиерея А. П. Смирнова: «Ангелы, воспевавшие. в Рождественскую ночь... своим высоким, духовнодально-зорким разумным зрением видели в грядущих веках» (Ж. М. П, № 12, 1945 г, стр. 22).
И века эти наступили. Огромное большинство трудящегося человечества организованно взяло дело осуществления мира в свои руки. И оно, еще не осознанно, может быть, стремясь к идеалу христианства, доведет дело мира до конца. И Христос благословит их стремления, их путь. Конечно, предстоят трудности, и большие, но уже ничто не остановит этого движения к устроению мира на земле, и этот мир, желаемый и ожидаемый людьми, будет при помощи Спасителя осуществлен. Вот для кого, вот для чего родился Христос!
Христос с небес, встречайте! Встречайте же Спасителя и принесите Ему в дар не золото, ливан и смирну, а свое сердце полное любви, мира и милосердия.
Встречайте Его! Ибо недалеко то время, когда человечество получит благоволение Отца, и на грешной, орошенной кровью земле, водворится мир, принесенный Христом и провиденный ангелами в святую Рождественскую ночь...
ПРОТОИЕРЕЙ Н. А. ХАРЬЮЗОВ