Приводится по изданию: Св. Ириней Лионский. Творения. — М.: «Паломник», «Благовест», 1996. — С. 49–52. Репринтное воспроизведение издания: Сочинения святаго Иринея, епископа Лионскаго. — С.-Петербург, 1900.
Извлечение из творения «Обличение и опровержение лжеименного знания» (латинское название: «Против ересей»). Кн.1. Гл. X.
Церковь, хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их Веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них, и во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, чрез пророков возвестившего все домостроительство Божие, и пришествие, и рождение от Девы, и страдание, и воскресение из мертвых, и вознесение во плоти на небо возлюбленного Христа Иисуса Господа нашего, а также явление Его с небес во славе Отчей, чтобы «возглавить все» (Еф. 1, 10) и воскресить всякую плоть всего человечества, да перед Христом Иисусом, Господом нашим и Богом, Спасом и Царем, по благоволению Отца невидимого, «преклонится всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедает Ему» (Флп. 2, 10), и да сотворит Он праведный суд о всех, духов злобы и ангелов, согрешивших и отпадших, а также и нечестивых, неправедных, беззаконных и богохульных людей Он пошлет в огонь вечный; напротив, праведным и святым, соблюдавшим заповеди Его и пребывшим в любви к Нему от начала или по раскаянии, дарует жизнь, подаст нетление и сотворит вечную славу.
2. Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, — как я сказал, — тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; сог-ласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят, и не различ-ное имеют предание церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в средине мира. Но как солнце — это творение Божие — во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих придти в познание истины. И ни весьма сильный в слове, из предстоятелей церковных не скажет иного в сравнении с сим учением, ибо никто не выше Учителя, — ни слабый в слове не умалит предания. Ибо, так как Вера одна и та же, то и тот, кто многое может сказать о ней, не прибавляет, и кто малое, не умаляет (Ср. Исх. 16, 17–18; 2 Кор. 8, 15).
3. Большее же или меньшее знание некоторых, по мере разумения, состоит не в изменении самого содержания, — не в том, чтоб измышляли иного Бога, кроме Создателя, Творца и Питателя сей вселенной, как будто не довольствуясь Им, или иного Христа, или иного Единородного; но в том, что тщательно исследуют мысль сказанного в притчах и соглашают с содержанием Веры, — в том, что раскрывают ход дел и домостроительство Божие относительно рода человеческого; показывают, что Бог явил долготерпение к отступничеству преступных ангелов и к преслушанию людей; объясняют, почему один и тот же Бог сотворил одно — временное, другое — вечное, одно —небесное, другое — земное; уразумевают, почему Бог, бу-дучи невидим, являлся и пророкам не в одном виде, но различным различно; показывают, почему было много заветов с родом человеческим, и учат, какое отличитель-ное свойство каждого из заветов; исследуют, почему «Бог заключил все в неверие, чтобы всех помиловать» (Рим. 11, 32); с благодарным чувством изображают, для чего Слово Божие стало плотию и пострадало; возвещают, почему пришествие Сына Божия открылось в последние времена, то есть, в конце, а не в начале; раскрывают, что содер-жится в Писании о конце и о будущем; не умалчивают и о том, почему не имевшие упования народы сотворил Бог «сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками со святыми» (Еф. 3, 6); возвещают, как «сие смертное тело облечется в бессмертие, и тленное в нетление» (1 Кор. 15, 54); проповедуют, в каком смысле (Господь) говорит, «не народ стал народ и не возлюбленная — возлюбленная» (Ос. 2, 23; Рим. 9, 25); каким образом гораздо «многочисленнее чада у одинокой, нежели у имущей мужа» (Ис. 54, 1; Гал. 4, 27). Об этом-то и подобном, воскликнул апостол, «о глубина богатства и премудрости и знания Божия! Как непостижимы суды Его, и неисследимы пути Его!» (Рим. 11, 33). В этом состоит знание, а не в том, чтобы выше Творца и Зиждителя измышлять Ему и себе матерь — помышление блуждающего эона — и доходить до та-кого богохульства; и не в том, чтобы ложно придумывать еще выше этой матери Плирому, состоящую то из тридцати, то из неисчислимого племени эонов, как говорят эти учители, поистине лишенные божественного разумения, тогда как вся Церковь, как мы сказали прежде, имеет во всем мире одну и ту же Веру.