Доказывается вопреки Татиану, что Адаму надлежало первому участвовать в спасении Христовом.
1. Посему необходимо было, чтобы Господь пришел к погибшей овце и совершая столь великое восстановление и отыскивая Свое создание, спас того самого человека, Который был сотворен по образу и подобию Его, т. е. Адама, исполнившего времена Его осуждения, бывшего за непослушание, — (времена), которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7), так как и все устроение спасения человека происходило по воле Отца, дабы не был побежден Бог и не унизилась Его премудрость. Ибо если бы человек, созданный Богом для жизни, потеряв жизнь чрез поражение от змея, ему повредившего, не возвратился уже к жизни, но совершенно предоставлен был смерти, то Бог был бы побежден и злоба змея превзошла бы волю Божию. Но поелику Бог непобедим и долготерпелив, то Он и явил Себя долготерпеливым в деле исправления человека и испытания всего, как я уже сказал; посредством же второго человека связал сильного и расхитил его сосуды и упразднил смерть, оживотворяя умерщвленного человека. Ибо первым сосудом в его (диавола) владении сделался Адам, которого он и держал в своей власти, т. е. злобно внося в него грех и под предлогом бессмертия причиняя ему смерть. Ибо обещая, что они будут как боги, что для него совершенно невозможно, он произвел в них смерть; почему пленивший человека справедливо в свою очередь пленен Богом, а плененный человек разрешен от уз осуждения.
2. А это есть Адам, если надо говорить истицу, тот первозданный человек, о котором, по словам Писания, Господь сказал: сотворим человека по образу и подобию Нашему (Быт. 1, 26); мы же все от него, и поелику мы (происходим) от него, то и наследовали его наименование. Когда человек спасается, то надлежит получить спасение тому человеку, который первоначально создан. Ибо очень неразумно говорить, что тот, кто сильно уязвлен врагом и первый подвергся плену, не освобождается победителем врага, а освобождаются сыны его, которых он родил в том же плену. И враг не будет казаться побежденным, когда самые древние добычи останутся у него. Например, если неприятели завоюют кого-либо и связанных отведут в плен и долгое время продержать в рабстве, так что они родят детей у них, и кто-либо скорбя о порабощенных покорит тех неприятелей, то несправедливо поступит, если сынов отведенных в плен освободит от власти тех, которые взяли в рабство отцев их, а самих (отцев), которые подверглись пленению, оставит в порабощении у врагов, — (отцев), ради которых он и предпринял мщение, и таким образом сыны получают свободу ради отмщения отцев, а сами отцы, подвергшиеся пленению, не освобождены [1]. Ибо не бессилен и не несправедлив Бог, оказавши помощь человеку и восстановивший его в Свою свободу.
3. По этой причине, в начале преступления Адамова, как повествует Писание (Быт. 3, 16 и проч.), Бог проклял не самого Адама, но землю в отношении к его делам, как некто из древних сказал: «Бог перенес проклятие на землю, чтобы оно не осталось на человеке». В наказание же за преступление человек получил (то, что он должен нести) утомительный труд возделывания земли и есть хлеб в поте лица своего и обратиться в землю, от которой взят; подобным образом и жена (получила) скорби, труды, стенания и болезни рождения и подчиненность, т. е. чтобы служила своему мужу, — дабы и не совсем погибли, быв прокляты Богом, и не стали презирать Бога, оставшись без укоризны. А все проклятие падает на змея, их обольстившего. И сказал Бог — говорится — змею: за то, что ты сделал это, ты проклят из всех скотов и из всех зверей земных (Быт. 3, 14). То же самое и Господь в Евангелии говорит находящимся на левой стороне: подите, проклятые, в огонь вечный, который Отец Мой приготовил для диавола и аггелов его (Mф. 25, 41) [2], — показывая, что вечный огонь первоначально приготовлен не для человека, но для того, кто обольстил и подверг человека падению, для того, говорю, кто есть глава богоотступничества, и для его аггелов, вместе с ним сделавшихся богоотступниками; этому огню справедливо подвергнутся и те, которые, подобно им, без покаяния и без возврата пребывают в злых делах.
4. Таков Каин, который, получив от Бога увещание успокоиться, потому что он не разделил правильно братского общения, но с завистью и злобою подозревал, что он может господствовать над ним, не только не успокоился, но и приложил ко греху грех, обнаруживая свое расположение в делах своих. Ибо что он задумал, то и сделал: он возгосподствовал над ним и убил его, потому что Бог покорил праведного неправедному, чтобы тот оказался праведным из того, что претерпел, а последний явился чрез свое действе неправедным. И этим он не укротился и не успокоился в своем злодеянии; но на вопрос, где его брат, отвечал: не знаю; разве я сторож моего брата (Быт. 4, 7–9), — ответом своим расширяя и умножая зло. Ибо если убить брата есть зло, то еще большее зло так дерзко и непочтительно отвечать всеведущему Богу, как будто он мог обмануть Его. Посему он сам понес проклятие, потому что от себя принес грех, не боясь Бога и не устыдившись братоубийства.
5. Дело Адамово нисколько не похоже на это, но во всем противоположно. Ибо обольщенный другим под предлогом бессмертия, он тотчас объемлется страхом и скрывается не так, как будто бы мог избегнуть Бога, но смущенный тем, что, преступив заповедь Его, он недостоин явиться пред Бога и беседовать с Ним. Страх же Божий есть начало премудрости (Прит. 1, 7; 9, 10), сознание преступления произвело раскаяние, а раскаивающимся Бог дарует Свое милосердие. Ибо (Адам) на деле показал свое раскаяние чрез препоясание, покрыв себя смоковничными листьями [3], хотя были многие другие листья, которые могли бы менее беспокоить его тело. Он однако сделал одеяние, соответственное с его непослушанием, пораженный страхом Божиим; и укрощая сильное стремление своей плоти — ибо он утратил естественное свойство и детское расположение и пришел в понимание худшего — надел узду воздержания на себя и на свою жену, боясь Бога, и ожидая Его пришествия, и как бы показывая нечто такое: поелику — говорил он — я чрез непослушание потерял одежду святыни, какую имел от Духа, то сознаю теперь, что я достоин такой одежды, которая не доставляет никакой приятности, но колет и уязвляет тело. И он всегда бы носил эту одежду, смиряя себя самого, если бы милосердый Господь не облек их одеждами кожаными вместо смоковничных листьев. И для того (Бог) спрашивает их, чтобы обвинение перешло на жену, и опять ее спрашивает, чтобы перевести вину на змея. Ибо она сказала, что случилось: Змей обольстил меня, и я вкусила (Быт. 3, 13). А змея Он не спрашивал, ибо знал, что он виновник преступления, но сперва проклятие произнес на него, чтобы со второю укоризною обратиться к человеку. Ибо Бог возненавидел того, кто обольстил человека, а к обольщенному мало-помалу сжалился.
6. Поэтому же Он изгнал его из рая и удалил от древа жизни, не завидуя ему в древе жизни, как осмеливаются некоторые говорить, но милосердуя о нем, чтобы он не оставался навсегда грешником, и чтобы грех его не был бессмертен и зло — бесконечно и неисцельно. Но Он задержал грех, полагая смерть и прекращая грех и делая ему конец чрез разрушение плоти, которая должна быть в земле, дабы человек, некогда переставая жить для греха и умирая ему, начал жить для Бога.
7. Для сей цели Он положил вражду между змеем и женою и ее семенем, которую они сохраняют между собою: один будет уязвляем в пяту, но сам может наступать на главу врага, а другой уязвляет, убивает и препятствует хождению человека, пока не придет Семя предопределенное попрать главу его, которое и родилось от Марии; о нем говорит пророк: ты будешь наступать на аспида и василиска и будешь попирать льва и дракона (Пс. 90, 13), показывая, что грех, который восстал и распространился против человека и сделал его подвластным смерти, лишится своей силы вместе с царствовавшею смертию, и что Им попран будет в последние времена нападающий на человеческий род лев [4] , т. е. антихрист, и что Он свяжет дракона, древнего змея (Откр. 20, 2) и подчинит его власти человека, некогда побежденного, для сокрушения всей его силы. Адам был побежден и лишился всякой жизни; посему с побеждением в свою очередь врага Адам возвратил жизнь; последний же враг упразднится смерть (1 Кор. 25, 26), прежде властвовавшая над человеком. Посему с освобождением человека и сбудется написанное: поглощена смерть победою. Смерть, где твоя победа? смерть, где твое жало (1 Кор. 15, 54–55)? А это не могло бы быть сказано справедливо, если бы не был освобожден человек, над которым прежде возобладала смерть. Ибо его спасение есть разрушение смерти. Когда же Господь оживотворяет человека, т. е. Адама, то и смерть разрушена.
8. Итак, ложно говорят все, которые отрицают спасение его (Адама), сами себя устраняя навсегда от жизни, потому что не веруют, что погибшая овца обретена. Если она не обретена, то весь род человеческий пребывает еще в состоянии погибели. Поэтому тот лжец, кто первый ввел эту мысль или скорее — это невежество и слепоту, — Татиан [5], сделавшийся смесью всех еретиков, как я показал, а это он сам от себя измыслил, чтобы, вводя нечто новое против других и говоря вздор, приобрести себе слушателей, лишенных веры, желая почитаться учителем и пытаясь иногда пользоваться словами, постоянно употребляемыми Павлом: в Адаме мы все умираем (1 Кор. 15, 14), но опуская из виду, что когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Когда это ясно показано, то должны покраснеть последователи его, которые спорят об Адаме, как будто они много выиграют от того, если Адам не спасется, тогда как они ничего чрез это не достигнут, так же, как и змей ничего не приобрел склонив человека (ко греху), кроме того, что это показало в нем преступника, пользующегося человеком, как начатком и предметом своего богоотступничества, но он не знал Бога. Так и отрицающие Адама ничего не приобретают кроме того, что себя делают еретиками и отступниками от истины и показывают себя защитниками змея и смерти.
[1] В лат. тексте читается: sed non relictis ipsis patribus. Чтение темное, в Грабе почитает нужным исключить частицу «non», а Массюет отвергает это. Как бы то ни было, контекст речи показывает смысл переводимого места.
[2] Чтение сего места у Иринея согласно с кодексом Безы.
[3] По замечанцо Филона (iu Gen. 1, 41), плод смоковницы приятнее других, но листья — грубые.
[4] Гарвей полагает, что латинский переводчик ошибочно читад Λεων вм. Δκων (ορακν).
[5] О Татиане и его апологии христиан см. в нашем издании «Сочинений церковных писателей 2-го века, защищавших христианство», Москва, 1867.