Глава XVIII

О воплощении Сына Божия, и что Он не мнимо, но истинно воплотился.

1. Когда ясно показано, что бывшее вначале у Бога Слово, Которым все создано, Которое также всегда было присуще роду человеческому, в последние времена согласно с временем предопределенным Отцом, соединилось с Своим созданием и сделалось человеком, могущим страдать, то устраняется всякое возражение тех, которые говорят: и если Он родился в то время, то значит прежде не было Христа». Ибо я показал, что Сын Божий, вначале сущий у Отца, не (существовать) начал тогда, но воплотившись и сделавшись человеком, он снова начал длинный ряд человеческих (существ) и сокращенно даровал нам спасение, так что потерянное нами в Адаме, т. е. бытие по образу и подобию Божию, мы опять получили во Христе Иисусе.

2. Ибо невозможно было, чтобы человек, который раз был побежден и погиб чрез непослушание, сам воссоздал себя и получил награду за победу; также невозможно было, чтобы получил спасение тот, кто впал под власть греха: то и другое сделал Сын, Который есть Слово Божие от Отца происходящее, Который воплотился и нисшел даже до смерти и совершил домостроительство нашего спасения. Ему веровать несомненно увещевая нас, (Павел) опять говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? т. е. Христа свести. Или кто сойдет в бездну? т. е. Христа из мертвых возвести (Рим. 10, 6–7); затем продолжает: ибо если устами своими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10, 9). И он представил основание, почему это сделало Слово Божие, говоря: Ибо Христос для того и жил и умер и воскрес, чтобы владычествовать над живыми и мертвыми (Рим. 14, 9). И еще писавши к Коринфянам, говорит: «а мы проповедуем Христа Иисуса распятого (1 Кор. 1, 23); и прибавляет: чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? (1 Кор. 10, 16).

3. Кто же участвовал с нами в пище? Выдумываемый ли ими горний Христос, который распростерся чрез Предел и дал образ их Матери, или Эммануил от Девы, Который вкушал масло и мед, и о Котором говорить пророк: И Он есть Человек, и кто познает Его (Иер. 17, 9)? Его именно проповедовал Павел: ибо я первоначально предал вам — говорить он, — что Христос умер за грехи наши по Писаниям, и что Он погребен был и воскрес в третий день по Писаниям (1 Кор. 15, 3–4). Ясно, что Павел не знал другого Христа, кроме только Того, Который и пострадал и погребен и воскрес, Который и родился и Которого он назвал человеком. Ибо сказав: если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, он прибавляет в объяснение причины Его воплощения: поелику смерть чрез человека, то чрез человека же и воскресение мертвых (1 Кор. 15, 12, 21). И везде, где говорит о страдании Господа нашего, о человечестве Его и о смерти, он употребляет имя Христа, как например в следующем месте: не губи своею пищею того, за кого Христос умер (Рим. 14, 15). И еще: а теперь, во Христе, вы, бывшие никогда далеко, стали близки Кровию Христовою (Еф. 2, 13). И еще: Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием; ибо написано: проклят всяк висящий на древе (Гал. 3, 13; Втор. 21, 23). И еще: и от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос (1 Кор. 8, 11), — показывая, что не сходил на Иисуса неспособный страдать Христос, но что Он Сам, будучи Иисусом Христом, пострадал за нас, — Он, Который почил и воскрес, Который нисшел и возшел. Сын Божий, сделавшийся Сыном человеческим, как показывает и самое имя. Ибо в имени Христа подразумевается помазавший и помазанный и самое помазание, которым Он помазан. Помазал Отец, помазан же Сын посредством Духа, Который есть помазание, как чрез Исаию говорит Слово: Дух Божий на Мне, потому что Он помазал Меня (Ис. 65, 1), обозначая и помазующего Отца и помазанного Сына и помазание, которое есть Дух.

4. И Сам Господь ясно указывает, Кто пострадал. Ибо когда Он спросил учеников: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? и когда Петр отвечал: Ты Христос Сын Бога живого, и был Им одобрен, потому что не плоть и кровь открыли ему, но Отец, сущий на небесах (Mф. 16, 13, 16–17), то показал, что Он, Сын Человеческий, есть Христос Сын Бога живого: ибо с того времени — говорится — Он начал открывать ученикам, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от священников, быть отвержену и распяту и в третий день воскреснуть (Mф. 16, 21) [1]. Он, Который был признан Петром за Христа, Который назвал его блаженным, потому что Отец открыл ему Сына Бога живого, Он Сам сказал, что Ему должно много пострадать и быть распяту; а потом Он укорил Петра, который почитал Его за Христа согласно с мнением человеческим и отвергал Его страдание, и сказал ученикам: если кто хочет идти за Мною, пусть отвергается себя и возьмет крест свой и следует за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот спасет ее» (Mф. 16, 24–25). Это Христос говорил открыто, Сам будучи Спаситель тех, которые имели быть преданы смерти за исповедание Его и потерять свои души.

5. Если же Он не имел Сам пострадать, а должен бы был улететь от Иисуса, то зачем Он и увещевал учеников взять крест свой и следовать за Ним, — крест, которого Он Сам не взял по мнению этих (еретиков), а уклонился от страдания? Ибо, что Он говорит не относительно признания горнего Креста (Ставроса), как некоторые осмеливаются толковать, но о страдании, которое Ему должно было потерпеть, и сами ученики Его имели понести, — это Он показал в словах: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет, обретет ее. И что ученики Его должны были пострадать ради Его, Он говорил иудеям: вот Я посылаю к вам пророков и мудрых и учителей, и некоторых из них вы убьете и распнете (Mф. 23, 34); и ученикам говорил: «пред правителями и царями вы станете за Меня, и некоторых из вас будут бить и умертвят и будут гнать из города в город (Mф. 10, 17–8). Итак Он знал и тех, которые имели потерпеть гонение, знал и тех, которые имели быть биты и убиты за Него; и Он не говорил о другом Кресте, но о страдании, которому должен был подвергнуться сперва Он Сам, а потом ученики Его. Поэтому, Он и давал им такое увещание: не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить; а бойтесь того более, кто может и душу и тело послать в геенну (Mф. 10, 28), и (увещевал) соблюдать исповедание (веры) в отношении к Нему. Ибо Он обещал исповедать пред Отцем Своим тех, которые исповедают Его имя пред человеками, и отвергнуться тех, которые отвергнутся Его, и постыдить тех, которые постыдятся исповедания Его, и при всем этом, некоторые (из еретиков) дошли до такого безрассудства, что презирают мучеников и порицают тех, которые убиваются за исповедание Господа и подвергаются (бедствиям) предсказанным Господом, и в этом отношении стараются идти по стопам Господа, сделавшись мучениками Страждущего (Христа): таковых мы и предаем (на суд) самим мученикам. Ибо когда взыщется кровь их, и они получат славу, тогда будут постыжены Христом бесчестившие их мученичество. Из того, что Господь на кресте сказал: Отче прости им, ибо не знают что делают (Лк. 23, 34), обнаруживается великодушие, терпение, милосердие и благость Христа, так что Он и страдал и прощал сделавших Ему зло. Ибо Слово Божие, которое сказал нам: любите врагов ваших и молитесь за ненавидящих вас (Mф. 5, 44), Он Сам исполнил на кресте, до такой степени любя человеческий род, что молился за предавших Его смерти. Если же кто, как бы допустив двух существующих (Христов), станет судить о них, то тот окажется гораздо лучше и терпеливее и, поистине, благим, который среди самых ран и поражений и прочих причиненных Ему (страданий) благотворит и не помнит сделанного ему зла, чем тот, который улетел и не потерпел никакой обиды и поруганий.

6. Это же самое идет и к тем, которые говорят, что Он пострадал только по видимому. Ибо если Он не истинно пострадал, то нет Ему благодарности, когда не было никакого страдания, и если мы начнем действительно страдать, Он окажется обманывающим нас, увещевая терпеть удары и подставлять другую щеку, тогда как сам Он прежде не претерпел этого действительно; и как Он обманул их, кажучись тем, чем Он не был, так обманывает и нас увещевая нас терпеть то, чего Сам не потерпел. Мы будем даже выше Учителя, когда терпим и переносим то, чего не потерпел и не понес Учитель. Но как Господь наш есть Единый истинно Учитель, так истинно благ и терпелив Сын Божий, Слово Бога Отца, сделавшееся Сыном Человеческим. Ибо Он сражался и победил; ибо Он был человек, подвизавшийся за отцев и чрез послушание прекративши непослушание; ибо Он связал крепкого и разрешил слабых и даровал своему созданию спасение, разрушая грех. Ибо Он есть святейший и милосердый Господь и любящий человеческий род.

7. Итак Он соединил, как я уже сказал, человека с Богом. Ибо если бы не человек победил врага человеческого, то враг не был бы побежден законно. И опять, если бы не Бог даровал спасение, то мы не имели бы его прочно. И если бы человек не соединился с Богом. он не мог бы сделаться причастным нетления. Ибо Посреднику Бога и человеков надлежало чрез Свое родство с тем и другими привести обоих в дружество и согласие и представить человека Богу, а человекам открыть Бога [2]. Ибо каким образом мы могли бы быть причастными усыновления Ему, если бы не опять получили от Него чрез Сына общения с Ним, если бы Слово Его сделавшись плотию не соединилось с нами? Посему Он и прошел чрез всякий возраст, всем возвращая общение с Богом. Итак те, которые говорят, что Он мнимо явился и не родился во плоти и не сделался истинно человеком, доселе еще состоять под древним осуждением, предоставляя греху господство, так как, по их мнению, не побеждена смерть, которая царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама (Рим. 5, 14). Закон же, данный чрез Моисея, приходя и свидетельствуя о грехе, так как (человек) есть грешник, хотя устранил его царство, обличая, что он разбойник, а не царь, и показал его человекоубийцею, но отягчил человека, имевшего в себе грех, показывая его повинным смерти. Ибо хотя закон был духовен, но он только обнаружил грех, но не уничтожил, ибо грех господствовал не над духом, а над человеком. Ибо Тому, Кто предпринял убить грех и искупить человека повинного смерти, надлежало сделаться тем, чем был. Он, т. е. Человеком, Который был приведен в рабство грехом и находился под властью смерти, дабы грех был умерщвлен человеком и человек ушел от смерти. Ибо как чрез непослушание одного человека, который был первоначально создан из невозделанной земли, многие сделались грешниками и потеряли жизнь, так надлежало, чтобы чрез послушание Одного Человека, Который первый родился от Девы, Многие оправдались и получили спасение. Таким образом Слово Божие сделалось человеком, как и Моисей говорит: Бог, истинны дела Его (Втор. 32, 4). Если же Он не сделавшись плотию казался как бы плотию, то не истинно было дело Его. Но чем казался, то Он и был, — Бог, восстановляющий в Себе древнее создание человека, чтобы убить грех и упразднить смерть и оживить человека: и поэтому-то истинны дела Его.


[1] Слово: быть отвержену или вставлено Иринеем из Марка (Мк. 8, 31) и Луки ( Лк. 9, 22) или было прежде в некоторых кодексах Матфея.

[2] Это место в латинском тексте читается: et facere, ut et Deus assameret hoininem et homo so dederel Deo (и сделал то, чтобы и Бог воспринял человека и человек отдался Богу), и значительно разнится от греческого чтения у Феодорита (Dial, II), по коему мы сделали наш перевод. Грабе и другие издатели продпочитают чтение Феодоритово.