Текст приводится по изданию: Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. — М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. — С. 353–357. Репринтное воспроизведение издания 1822 г.

Послание [1]

к Константию, благочестивейшему царю, о явившемся на небе светозарном знамении Креста, которое видимо было во Иерусалиме.

Царю Боголюбивейшему и Благочестивейшему Константию Августу, Кирилл Иерусалимский Епископ о Господе радоватися.

1. Первые cии от Иерусалима к Твоему Боголюбивому Царскому Величеству посылаю начатки писмен, каковые и Тебе прияти, и мне принести подобает: не ласкательством слов, но возвещением небесных Боговидений они исполнены: и не искусством составленные вероятности риторских слов они содержат, но истину Тебе свидетельствуют по предвещаниям Святых Евангелий самым вещей событием.

2. Иные от имений своих почтенную Твою главу часто венчают, принося златоплетенные венцы, преиспещренные блистательнейшими камнями. Но мы не земными вещами Тебя венчаем (ибо земных даров конец земля есть): но Божественное небесных вещей действие, совершившееся во времена Боголюбезного Твоего Царствования во Иерусалиме, Твоему благочестию со тщанием во известие представляем. Не с тем, чтобы ныне только Ты пришел от неведения в Богопознание: (ибо сам Ты в сем деле первенствуешь, научая других Твоим благочестием): но дабы, что познал Ты, в том и утвердился. И дабы прияв прародительское наследие Царствования, и ведая, что вящшими от Бога венцами небесными почтен Ты, тем паче Богу Всецарю и ныне подобающее благодарение Ты воздал: а против врагов большего дерзновения исполнился бы, познав из опыта, что Твое Царство любезно есть Богу, при Тебе чудодействующему.

3. Ибо при Боголюбезнейшем, и блаженные памяти Константине Отце Твоем, обретено в Иерусалиме Спасительное древо Креста: когда он имея величайшую ревность к благочестию, чрез содействие Божественной благодати обрел сокровенные Святые места. При Тебе же, Владыко, Царю Благочестивейший, вящшим к Богу благоговением превосходящий прародительское благочестие, не от земли уже, но с небес чудодействия бывают: и Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, торжественное над смертию знамение победы, блаженный Крест, говорю, явился блистающий светолучными сияниями во Иерусалиме.

4. Ибо во Святые сии дни Святые Пятидесятницы, седьмого числа Мая, около третьего часа, явился превеликий Крест из света составившийся, на небе над Святою Голгофою, и протяженный даже до Святой горы Елеонской; показавшийся весьма явственно не одному или двоим только, но всем многочисленным жителям града и не так, как бы иной подумал, скоро протекший в мечтании: но чрез многие часы над землею очами видимый, и светозарным блистанием превосходящий лучи солнца: иначе он, побежден будучи ими, не виден был бы, если бы зрящим не испускал таких лучей, которые сильнее солнца. Почему не медля, в тот же час все многочисленные жители града сошедшись во Святую Церковь, и Боговидения страхом и радостию быв объяты, юноши и старцы, мужи и жены, и всякий возраст, даже и самые во внутренних чертогах находившиеся девицы, здешние обитатели и странные, Христиане и купно пришедшие из других стран язычники, единодушно, как бы едиными устами восхвалили чудодействующего Христа Иисуса, Господа нашего, Единородного Сына Божия: вещию же и опытом дознали, что Христианское благочестивое учение не в npenpeтeльныx премудрости словесех есть, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2, 4), не от человек только возвещаемое, но с небес от Бога свидетельствуемое (Евр. 2, 3, 4)

5. Но как мы Иерусалимские жители, преславное оное чудо видев своими очами Богу всех Царю, и Единородному Сыну Божию, подобающее с благодарением поклонение воздали и воздавать будем; прилежные молитвы и о Твоей Боголюбивой Державе, во Святых местах мы принесли, и приносить имеем: то и долгом поставляем не молчанию предать сии небесные Боговидения, но Твоему Богопрославленному благочестию возвестить. Почему я сим писанием то исполнить и потщился. Дабы на благом основании прежде существующей в Тебе веры, поставив знание показанных от Бога вещей, Ты воспринял твердейшее упование на Господа нашего Иисуса Христа: и чтобы вместе исполнен будучи всякого мужества обычного, и как будто Самого Бога имея споборником, Ты усерднейше воздвигнул торжественный памятник Креста: обнося похвалу похвал, показанное на небе знамение, образ коего показав человекам, более прославилось небо.

6. И cиe то чудодеяние, Царю Боголюбивейший, по свидетельствам Пророков, и по Святым словам Христовым, во Евангелии находящимся, ныне совершилось, и паки еще полнее совершится. Ибо во Евангелии от Матфея, сообщая познание будущих вещей блаженным своим Апостолам, а чрез них беседуя и к преемникам их, Спаситель, очень явственно предвозвещая, сказал: и тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси (Мф. 24, 30). Итак, сию Евангельскую Божественную книгу взяв по обычаю в руки, Ты найдешь помещенные о сем предвозвестительные свидетельства: о каковых чаще со вниманием размышляй, Владыко, молю Тебя, ради прочих вещей по порядку написанных там. Ибо вещи, от Спасителя нашего предсказанные, требуют многого наблюдения с благоговением, дабы не потерпеть ни малого вреда от сопротивной силы.

7. Сии начатки слов моих приношу Тебе, Царю Боголюбивейший! сии от Иерусалима первые провещаваю глаголы Тебе, искреннейшему и Благочестивейшему обще с нами поклоннику Христа, Единородного Сына Божия и Спаса нашего, соделавшего во Иерусалиме спасение по Божественным писаниям (Пс. 73, 12), здесь поправшего смерть, и Своею честною кровию очистившего грехи человеческие: даровавшего жизнь и нетление; и духовную пренебесную благодать всем верующим. Коею силою и благодарю Тебя веселящегося и соблюдаемого, Светлейшими и вящшими дарами благочестия красящегося, и славящегося Царскими отраслями родных сынов, Сам Царь всех Бог, всякой благости Податель, да сохранит со всем домом Твоим в течение многих мирных лет, в похваление Христианам и всему миpy.

8. Так же здравым, украшенным всякого рода добродетелью, являющим обычное попечение о Святых Церквах и Римской державе, и большими подвигами благочестия светлеющимся, в кругообращении многих мирных лет, Сый над всеми Бог, со всем Твоим домом да соблюдет Тебя, Августе, Царю Боголюбивеший, всегда славящего Святую и Единосущную Троицу, истинного Бога нашего. Коему подобает всякая слава во веки веков. Аминь.


[1] О сем послании и явлении честного Креста упоминается в Четьих Минеях и Прологе месяца мая в 7 день, в который празднуется и воспоминание сего чуда.