Текст приводится по изданию: Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. — М.: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. — С. 341–352. Репринтное воспроизведение издания 1822 г.

Беседа о расслабленном при купели
(Ин. 5, 2–16)

1. Где явится Иисус, там и спасение. Ибо ежели видит мытаря сидящего на мытнице, делает его Апостолом и Евангелистом (Мф. 9, 9), ежели с мертвыми погребается, мертвых воскрешает; слепым дарует зрение, глухим слышание, и купели обходит не с тем, чтобы любопытствовать, каково строение, но для врачевания болящих.

2. Была в Иерусалиме овчая купель (Ин. 5, 2–3), имеющая пять притворов: четыре стоящих около, а пятый по средине, в коем лежало множество болящих, и великое было неверствие иудеев. А врач душ и телес, по мере болезней подавал исцеление, прежде врачуя долговременно страждущего, чтобы скорее освободился от мучений. Ибо не один день, или два, и не один месяц, или год лежал он тамо, но тридцать восемь лет. Лежа в долговременной болезни, был известен зрителям, и показал силу Целителя: ибо с давнего времени всеми был знаем расслабленный. Хотя же начальный врач показал свою силу, но был отметаем от тех, которые худо его приняли.

3. Обходя же купель, виде (Ин. 5, 6), не от вопрошения узнав, но Божественным действием недостаток вопрошения восполнил. Видев, не вопрошая, с которого времени лежит. Но видев познал тот, кто и прежде видения ведал. Ибо если касательно того, что находится в сердце, не требоваше, да кто свидетельствует о человеце: сам бо ведяше, что бе в человеце (Ин. 16, 30 и 2, 23): то кольми паче ведал о болезнях, отвне нападающих.

4. Видел некоего человека лежащего, и тяжелым недугом одержимого. Ибо сей имел великое бремя грехов и долговременное страдание болезни. Ему предлагается вопрос, сходственный с его желанием: Хощеши ли цел быти (Ин. 5, 6)? И не сказал что-либо другое, но оставил его в недоразумении вопроса: потому что вопрос был двоякий. Ибо не только болен был он телом, но и душою, как после Врач ему сказал: се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (там же 14), для того и вопросил его: Хощеши ли цел быти? О сколь велика сила Целителя, предлагающего свою помощь на волю хотящего! Понеже от веры спасение, то и услышал расслабленный сей вопрос: Хощеши ли? дабы хотением произведено было действие. Сей глагол единому Иисусу приличествует, а не телесным врачам. Ибо врачи болезней чувственных не могут всякому сказать: хощеши ли цел быти. Иисус же и хотение дарует, и веру приемлет, и дар туне подает.

5. Обходил некогда Спаситель путем, и два слепца сидели (Мф. 20, 30), невидящие телом, просвещенные же умом. Ибо кого не видели книжники, сего показывали слепцы вопиющие. Поскольку фарисеи, в законе поучающиеся (2 Тим. 3, 7), и от юности даже до старости о Нем помышляющие, но в невежестве состаревающиеся, говорили, яко сего не вемы, откуду есть (Ин. 9, 29): во своя бо прииде, и свои Его не прияша (Ин. 1, 1). Слепцы же взывали, говоря: Сыне Давидов, помилуй ны (Мф. 9, 27 и 20, 20). И Которого не знали навыкшие закону, Сего познали те, которые не имели глаз, к чтению служащих. К сим приступив Спаситель говорил: Веруета ли, яко могу cиe сотворити (Мф. 9, 28)? И оное: что хощета, да сотворю вама (Мф. 20, 32)? Не сказал, что хощета, да скажу вам? Но что хощета, да сотворю вама? Ибо Творец был и Жизнодавец, не ныне творит начавший: (потому что Отец Его всегда делает (Ин. 5, 17), и Он со Отцем делает): и Творец был всего манием одним. Сам же Един от Единого непосредственно рожденный, вопрошает слепых, говоря: Что хощета, да сотворю вама (Мф. 20, 32). Не не зная, чего хотят, ибо явно было сие, но желая по словам их сообщить свой дар, ожидая, дабы они словами своими к тому убедили Его. Ибо ведущий сердца не не знал, что говорить они хотели: но ждал от них речи, дабы вопрос Его извлек свое действие.

6. Тако и сему представ, и самопроизвольно пришед к болящему врач, (и ни мало не дивно, что к лежащему подле купели расслабленному пришел Тот, Кто самопроизвольно пришел с неба к нам), вопросил его: хощеши ли цел быти (Ин. 5, 6)? Вопросом приводя его в познание, и самого возбуждая к вопросу. Дар великой благодати, потому что был незаслуженный; потому и болящий имел врача добровольно пришедшего. Он же сказал: Ей, Господи (Там же, 7). Многолетие недугов моих заставляет меня желать здравия, и я желаю оного, но человека не имам. Не унывай, о человек! что ты не имеешь человека: Бога имеешь предстоящего, Который одною частию человек, а другою Бог есть: и то и другое надлежит исповедывать. Ибо исповедание единого человечества, без Божества, неполезно, а паче клятву наводит: ибо проклят, иже надеется на человека (Иер. 17, 5). Посему, если и мы, надеясь на Иисуса„ надеемся на человека токмо, а не вместе и Божество совокупляем с надеждою сею, наследуем клятву. Ныне же и Бога и человека исповедуем, и то и другое истинно: Богу, истинно от истинного Отца рожденному, и человеку не по мечтанию, но по истине рожденному поклоняясь, истинного спасения ожидаем.

7. Без сомненияхочу я цел быти, но человека не имам. Смотри, не там ли (Спаситель) оказал действие, где оскудело спасение? Ибо многие из недужных и дома имели, еще же и знаемых, и иных некоторых, сей же подлинно всяким убожеством будучи угнетаем, и от внешней помощи никакого пособия не имея, но быв оставлен одиноким, имел помощником Единородного Сына Божия. Хощеши ли цел быти (Ин. 5, 6, 7)? Ей, Господи, но человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель. Ты имеешь источник, по оному: яко у Тебе источник живота (Пс. 35, 10), источник, источники производящий. Иже бо аще пиет от воды сея (Ин. 4, 14), реки истекут от чрева его, не воды текущия долу, но воды скачущия: (Ин. 7, 38) (ибо вода Иисусова не от вышних стран к нижним, но от земных к небесным скачущими нас делает). Воды скачущия в живот вечный: ибо источник благих Иисус есть.

8. И что ты ожидаешь от купели? Имеешь Того, Кто по водам ходит (Мф. 14, 25), Кто ветрам запрещает (Мф. 8, 26), Кто море обуздывает (Мк. 4, 39), Кто не только для себя имеет море постланное на подобие основания, но и Петру даровал равномерное действе к хождению по нему. Когда же была мрачная ночь, а Сам свет явился, и не был познан: (ибо Иисус, ходивший по водам, не был познан, по чертам лица будучи видим: но свойство гласа возвещало о Его присутствии) тогда те, которые думали видеть призрак, убоялись (Мф. 14, 25, 26). Иисус же сказал им: Аз есмь, не бойтеся (Там же, 27). А Петр к Нему говорит: аще Ты еси, Которого я знаю, паче же Которого возвестил мне Отец, повели ми приити к Teбе по водам (Мф. 14, 29). Иисус же к нему, как щедрый Податель, говорит: прииди (Там же, 20).

9. И так предстоял при водах купели Укротитель вод и Творец, Коему говорит расслабленный: человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель (Ин. 5, 7). Спаситель говорит к нему: что ты ожидаешь возмущения вод? Без возмущения исцелись. Что и видимого движения ожидаешь? Словом повеление (Мое) совершается быстрее помышления. Посмотри только на силу источника, и познай Бога, явившегося во плоти. И не смотри на видимого, но на действующего чрез видимого. Человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель. Иисус же к нему: что ты ожидаешь малых вещей? Что ищешь исцеления от воды? Востани (Ин. 5, 8), тебе говорить воскресение (Ин. 11, 25). Ибо везде всем все бывает Спаситель: алчущим хлеб, жаждущим вода, мертвым воскресение, больным врач, грешным спасение.

10. Востани, возьми одр твой, и ходи (Ин. 5, 8). Но прежде востани, прежде отложи недуг: потом прими крепость веры. Укрепись прежде против одра, носящего тебя: и в деревянном носиле научись то носить, что тебя носило долговременно. И повелевает деревянный одр нести сей Спаситель, о Коем сказано: одр сотвори себе Царь от древес Ливанских. Столпы его сотвори сребряны, восход его багрян, внутрь его камение постлано (Песн. 3, 9, 10). Сии суть образы страдания, представленные в брачных Песнях Песней, трезвенных и целомудренных: ибо не должен ты по мнению многих, принимая сии слова, и ни мало не рассуждая, почитать оные за любострастные песни: но принимай оные, как беседы между женихом и невестою, исполненные целомудрия. И если не разумеешь сих песней, приступи к притчам, и путем и степенями восходи к оным. Премудрость созда себе дом (Притч. 19, 1, 3): как бы о жене речь: и посла своя рабы. И опять в другом месте говорить: возжелей ея, и соблюдет тя (Притч. 4, 6). Здесь не жены пожелания, но премудрости, которая (плотскую) похоть прогоняет. Ибо где приобретение премудрости, там и похоти отгнание. Потому что у премудрости не страсти (плотские), но разумные помышления. Кони женонеистовии сотворишася: (Иер. 5, 8), вот бессловесное стремлены! итак, если в Песнях Песней услышишь ты что сказуемое как о женихе и невесте, не ползай по земле и не страстно cиe слушай: (но) от бесстрастных вещей против страстей подвизайся.

11. Итак, размышляй о Божественных Песнях, исполненных целомудрие и означающих страдание Христово. Ибо они, возвещая о страдании Спасителя, сказывают и о месте: вниде в вертоград (Песн. 5, 1) и бе тамо погребен. И об ароматах упоминают: прия миро Мое полно (Там же, 5, 13). Ибо исполнилось смотрение: и о сбывшихся по воскресении обстоятельствах повествуют: ядох хлеб мой с медом моим (Песн. 5, 1). Понеже дали Ему от пчел сот (Лк. 24, 42). И о вине смирною растворенном (Мк. 15, 23) опять сказали Песни Песней: напою, тя от вина, с вонями строенаго (Песн. 8, 2). И о мире, на главу Его излиянном, сказали в другом месте: дондеже Царь ебудегч) на восклонении своем, нард мой даде воню свою (Песн. 1, 11): Возлежащу бо Ему в дому Симона прокаженнаго, прииде жена имущи алавастр мира нарднаго пистикия многоценна, и сокрушиши алавастр, возливаше Ему на главу (Мк. 14, 3). Подобно и о кресте: одр (Песн. 3, 9), то есть, древо крестное, носящее (Распятого). Столпы его сотвори сребряны, (там же, 10), ибо начало Кресту, или предательство, было сребро. Как дом прекрасный имеет золотой свод, устроенный сверху, а все здание утверждают столпы, так и Распятию Христову и Воскресению, сребро было начало. Ибо если бы не Иуда предал Его; то бы Он не был распят. И для того, как начало преславного страдания, столпы Его сотвори сребряны.

12. Восход Его багрян (Песн. 3, 10). Для того и порфирою одели Его (Мф 27, 28); хотя ругаясь, но по пророчеству то делая, ибо Царь был. А хотя то наипаче в ругательство делали, но уже делали; a cиe происходило в ознаменование Царского достоинства. И хотя был терновый венец, но венец, и воинами сплетенный, ибо Цари от воинов провозглашаемы бывают. Восход его багрян, внутр его камение постлано. Учители Церкви знают Лифостротон, именуемую (Еврейски) Гаввафу [1], которая была во дворе Пилатове.

13. Cиe же мною сказано по отступлению слова от одра к носилу. Итак сказал ему: востани, возьми одр твой, и ходи (Ин. 5, 8). Долговременна болезнь, а врачевание весьма скорое. Многолетно расслабление, а укрепление жил очень поспешное. Ибо Он был самый Тот, Который устроил жилы, Который слепым подавал различные врачевания, помазанием брения даровал чудесное исцеление (Ин. 9, 6, 7). Ибо кто зрячему помажет брением глаза, тот воспрепятствует зpению; Иисус же посредством брения даровал невидящим пpoзpениe. И иным опять. иными способами сила подавалась: а сему оным словом.: востани, возьми одр твой, и ходи. Какой, думаешь ты, ужас объял тогда зрителей? Но хотя видимое было чудесно; однако и неверие ожесточенное. Ибо недуг многолетний уврачевался, a неверие долговременное не исцелилось. Но еще остались иудеи в страстях своих, и исцелиться не восхотели.

14. Ибо если надлежало ужасаться, то надлежало и поклониться Врачу душ и телес. Они же роптали (Ин. 5, 10), потому что были отродия ропотников, превращающие доброе во злое, и глаголющии горькое сладкое, и сладкое горькое (Ис. 5, 20). Иисус же со всяким опасением поступал в субботу, делая то, что превосходит субботу, дабы дела уверили их.Поскольку слово словом одолевается, дело же непобедимо пребывает: оно в субботу исцеляло, и нас учит не словами прекословить, но делами убеждать смотрящих.

15. Они говорили: Суббота есть, и не достоит ти, взяти одра твоего (Ин. 5, 10). Законодавец предстоял, и некто говорил: не достоит ти? Постави Господи законоположителя над ними (Пс. 9, 21): о Спасителе сказано. А тот недавно пред сим исцелившийся душою и телом, прияв от премудрости премудрое слово, не медля ответствует: не от закона имея ответствовать, но краткий делая ответ. Все вы, говорит, знаете мою долговременную болезнь и многолетное лежание, совершенное одиночество мое в злострадании. Никто из вас не оказал когда-либо своего попечения, чтобы взять меня и первого ввергнуть в купель, дабы я исцелился. А если тогда не оказали попечения, то как вы ныне власть Законодателеву приемлете, говоря: не достоит ти взята одра твоего? Итак, я самый краткий вам делаю ответ: Иже мя сотвори цела, Той мне рече (Ин. 5, 11). Если меня презираете вы, то к делу самому страх возымейте: не пластырь приложил, не врачебные употребил хитрости и пособия, но слово сказал, и дело совершилось. Он повелел, и я повеленное выполняю. Повинуюсь велению Того, Кто исцелил меня повелением. Ибо если бы Тот, Кто повелел, не силен был исцелить меня повелениями, то бы слушать их не надлежало. Но понеже Он словом повелел многолетнему недугу исцелиться в самом деле; то я весьма справедливо слушаю Того, Кого и недуг послушав переменился: Иже мя сотвори цела, Той мне рече: возьми одр твой.

16. Исцелевый же не ведяше, кто есть (Ин. 5, 13) Исцеливый. Из сего видно, сколь много далек Спаситель был от тщеславия: ибо исцелив уклонился, дабы не быть познану от исцеления. Мы же все делаем противное. Если когда случится видеть сон, или рук возложением сделать помощь, или заклинанием изгнать беса: тогда столько мало стараемся мы скрыть cиe доброе дело, что хвалимся им, хотя и не спрашивают. Иисус же, делами научая нас, не говорит о Себе, когда подал исцеление, удалился не медля, дабы Его не познали: благовременно уходил, и благовременно приходил Он. Ибо когда надлежало быть благохвалению за толико славное дело, тогда отходит: когда же народ разошелся, тогда, чтобы после телесного врачевания подать и душевную пальбу, приходит опять и говорит: се здрав еси, ктому не согрешай (Ин. 5, 14).

17. Различно же поступает Врач, иногда прежде душу, потом врачуя тело: иногда же напротив: ктому не согрешай, да не горше ти что будет, чрез одного научая многих. Ибо не к нему одному слово, но и ко всем нам. Понеже если когда в недуги впадем, или скорби, или напасти: никто сего не приписывай Богу. Бог бо несть искуситель злым; не искушает же Той никогоже (Иак. 1, 13): кийждо же от нас, пленицами своих грехов затягиваемый (Притч. 5, 22), биен бывает. Ктому не согрешай, да не горше ти что будет: слушай слово cиe всякий человек: кто прежде сего блудником был, да отложит сию страсть: а кто прежде мздоимец был, да будет щедроподатлив. Слушай хищник, ктому не согрешай. Велико и Божие непамятозлобие, обильна благодать! но ты сего безмерного тepпения не приемли за случай к презрению: и не согрешай по той причине, что Бог долготерпелив есть. Но врачуй свои плотские страсти, и говори и ты благовременно прежде прочтенное: егда бо бехом во плоти, страсти греховныя, яже законом, действоваху во удех наших (Рим. 7, 5). Хотя же говорит Апостол, егда бехом во плоти, но не о той говорит плоти, коею обложены мы, а о плотских деяниях. Ибо еще плоть нося говорил, егда бехом во плоти. Но как, имея навести потоп, сказал Бог, не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6, 3): потому что дух в плотское изволение переменился: так и здесь Апостол говорить: егда бехом во плоти.

18. Итак, никто да не будет во плоти, но будучи во плоти, да не ходит по плоти (2 Кор. 10, 2, 3). Ибо не того хочет Апостол, чтобы мы совершенно удалившись от мира, не делали зла: но чтобы мы, находясь во плоти, порабощали плоть и не были обладаемы ею. Не работать, но господствовать будем: станем употреблять умеренно пищу, не чревобесием отягчаемы будучи, но свое обуздывая чрево, чтобы власть иметь нам и над прочими страстями. Да будет управляемо тело душою, и душа да не будет увлекаема плотскими удовольствиями: ктому не согрешай, да не горше ти что будет. Ко всем проповедуется слово: и о если бы всякое ухо слушало его! но как не всякий слух плотской, приемля слово, приемлет оное уже и в мысль свою: для того и сказал Спаситель: имеяй уши слышати, да слышит (Мф. 11, 15): беседуя к тем, которые плотское ухо имеют.

19. Да слышит посему всяк Иисуса, и более да не согрешает, но да притекаем к прощающему грехи. И если недугами страждем, к Нему да прибегаем. Болезнуем ли душею? Пойдем к Целителю сведущему. Алчем ли? Да приимем хлеб. Мертвы ли мы? Да приимем воскресение. В невежестве ли мы состарились? От самой Премудрости да просим премудрости.

20. Но мы очень много распространились в слове и, может быть, учинили препятствие поучению Пастыря нашего, время же призывает к слушанию превосходнейшего слова, дабы воспользовавшись изящнейшим наставлением, воссылали мы делами славословие Богу: Коему да будет слава и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] Гаввафа на Еврейском, Лифостротон же на Греческом, означает место, камением устланное (Ин. 19, 13).