Будем вразумлять друг друга и исправлять.
Будем и мы молиться о тех, кои находятся во грехе, чтобы дарована им была кротость и смирение, чтобы они послушались не нас, но воли Божией. Ибо таким образом будет для них плодотворно и совершенно милосердое вспоминание их пред Богом и святыми [1]. Примем наказание, на которое никто не должен досадовать, возлюбленные! Взаимно делаемое нами друг другу вразумление хорошо и весьма полезно, ибо оно прилепляет нас к воле Божией. Ибо так говорит Святое Слово: «тяжко наказал меня Господь, но смерти не предал меня; ибо кого любит Господь, того наказывает, и бьет всякого сына, которого принимает (Пс. 117, 48; Прит. 3, 12; Евр. 12, 6). Праведник накажет меня милостиво и обличит меня; елей же грешного да не намастит головы моей» (Пс. 140, 5) [2]. И еще говорит: «блажен человек, которого обличил Господь; и вразумления Вседержителева не отвращайся, ибо Он производит скорбь и опять восстановляет, поражает и руки Его исцеляют. Шесть раз избавить тебя от бед, в седьмой же не коснется тебя зло. Во время голода избавит тебя от смерти, во время войны спасет тебя из руки железа; от бича языка защитит тебя, и не убоишься пред наступающими бедствиями. Ты посмеешься над неправедными и беззаконными, и диких зверей не устрашишься; ибо звери дикие будут мирны с тобою. Потом ты узнаешь, что дом твой будет наслаждаться миром и не будет недостатка в помещении твоего шатра. Узнаешь также, что велико семя твое и дети твои будут, как различные злаки полевые. Во гроб же сойдешь, как пшеница созрелая, вовремя пожатая, или как стог гумна, вовремя свезенный» (Иов. 5, 17–26). Видите, возлюбленные, что наказуемые Господом — под Его защитою, ибо, как благой, Бог наказывает для того, чтобы мы вразумились святым Его наказанием.
[1] В этом замечательном и вместе трудном месте слова «пред святыми» Гильгенфельд относит к самой церкви, но такое толкование представляет здесь ту несообразность, что она же, церковь, призывается Климентом, к молитвенному ходатайству о прощении согрешивших пред Богом и святыми, т. е. церковью... Протестантский издатель творений мужей апостольских, Дрессель (101–130 стр. в примеч.), не соглашаясь с Гильгенфельдом, признает лучшим разуметь здесь призывание святых, прославленных Богом за мужественное исповедание Его имени (сн. 45 и 46 гл. посл. Климентова). Поскольку святые будут судить мир (1 Кор. 6, 2; Апок. 20, 4), то христианам естественно призывать святых в своих молитвах, чтобы они отвратили или облегчили наказание людям, впадшим во грех.
[2] Т.е. я отвергаю радости, приготовленные мне грешниками.