(1). В кoнeц, псалом Давиду.
Содержание: Настоящий псалом содержит в себе первоначальное учение, предлагаемое язычникам от лица Апостолов; потому и говорится, что и небо, и солнце, и прочие стихии, у язычников почитавшиеся великими богами, песнословят Творца своего.
(2). Небеса поведают славу Божию. Это подобно сказанному: невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1, 20).
(3). День дни отрыгает глагол, и нощь... День и ночь, говорит, чинно и стройно уготовляют течение друг другу, и самым делом проповедуют Создателя своего.
(4). Не суть речи, ниже словеса. Чтение с знаком препинания; возражающий прерывает речь. Возражение же таково: и конечно, не говорят? Посему ответствует: разве нет таких вещей, которые, и не издавая гласа, проповедуют о художнике? Конечно есть; ибо и в хорошо устроенном корабле видно искусство кораблестроителя; а тоже видим и в других вещах. Посему, выше исчисленные создания своею великостию, красотою, благоустройством проповедуют Создателя, так что во всю землю изыде вещаниe их.
(5). В солнце положи селение Свое. В солнце, говорит, положи селение или дом. Где же это, как не в упомянутом выше небе и на тверди? Сей дом наименовал и чертогом. Как день и ночь чинным согласием своим проповедуют Создателя, так солнце тем, что стройно совершает течение свое, возвещает силу Правящего им.
(8). Закон Господень непорочен, обращаяй души, то есть, закон евангельский. Но как язычники, упомянутыми выше стихиями наставленные уже, что Создатель един, научаются наконец и евангельскому закону; так и души всех язычников обратятся к истине. Свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы, — то свидетельство, которое дал о Себе Единородный: Аз свет в мир npиидох (Ин. 12, 46); и: Аз от Отца изыдох, и иду ко Отцу (Ин. 16, 28); и: Аз есмь живот (Ин. 14, 6), умудряющий младенцев, утверждащий Апостолов. Или, младенцами называет соделавшихся младенцами о Христе, и людей неразумных и неискусных в мудрости.
(9). Оправдания Господня права, веселящая сердце, разумеет оправдание наше на суде. Ибо, производя над нами суд, изгнал князя века, дав нам веселие в сердце. Заповедь Господня светла, просвещающая очи, то есть, очи ума. Она далеко распространяет лучи свои.
(10). Страх Господень чист, пребываяй в век века. Это сказано как быв противоположение страху подзаконному, который имеет в виду наказание. Наша чистота есть воздержание от грехов. Посему и страх называется чистым, так как делает он чистыми, потому что по страху Господню человек уклоняется от зла. Но поелику страх вечен, то вечными делает и тех, в ком бывает он.
(12). Ибо раб Твой хранит я. Новый народ, сподобившийся тайноводства евангельских законов и давший обет хранить истинные суды, воссылает молитву, чтобы оказаться ему чистым и в помыслах ума, а также избавиться от демонов, нападающих отвне. Внегда сохранити я воздаяние много. Ибо наградою за сохранение будут блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша. (1 Кор. 2, 9).